Авторская дидактическая игра "Громозека"
Цель: при помощи многофункциональной авторской игры повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям по формированию грамматического строя речи, создать положительную мотивацию у детей.
Задачи:
- формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов;
- закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
- расширение активного словаря;
- автоматизация звуков «Р» «Л» в словах;
- дифференциация звуков «Р» и «Л»;
- формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными;
- формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде;
- отработка количественного и порядкового пересчета предметов;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги;
- формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными;
- отработка навыка употребления существительных во множественном числе;
- развитие связной речи, составление предложений;
Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Оборудование: два плаката с изображением «Громозеки» и его комнаты, маленькие карточки с изображением тех же предметов, которые есть в комнате.
Предварительная работа: просмотр с детьми мультфильма «Тайна третьей планеты», обсуждение героя «Громозеки» (Объяснение детям, что герой вымышленный, не существующий, чтобы дети усвоили, что в реальной жизни не существует лиц с таким количеством глаз, ушей и т.д.).
Примерные возможные игры:
1. Игра «Пересчет предметов»
Цель: формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными; отработка количественного счета,
расширение словаря по теме «Человек. Части тела», формирование пространственных представлений и ориентации на листе бумаги.
Ход: Ребята, давайте посчитаем части тела «Громозеки» и предметы в его комнате.
(Один нос, два носа, три носа ….
Одно дерево, два дерева, три дерева… и т.д.)
2. Игра «Где что стоит?»
Цель: закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
Ход: Ребята, давайте посмотрим как расставил в своей комнате мебель и предметы «Громозека»
(Что стоит в верхнем левом углу?, Где лежит мяч?, Что выше – мяч или стол?, Где лежит тот мяч? Где лежит кольцо? Откуда Громозека возьмет кольцо? и т.д.
3. Игра «Большой маленький»
Цель: формирование и закрепление навыка образования уменьшительно ласкательных суффиксов, развитие зрительного восприятия, отработка навыка употребления существительных во множественном числе.
Ход: Ребята, у Громозеки дома есть большие предметы - для него и есть маленькие – для его деток. Давайте попробуем их отыскать.
(У Громозеки стол, а у его ребенка? (столик) А у его детей? (столики) и т.д. )
4. Игра «Жадина»
Цель: формирование и закрепления навыка согласования местоимений с существительными в числе и роде.
Ход: Дети, давайте поиграем с Громозекой в «Жадину»
(Громозека – это чье кольцо? Ребенок – это мое кольцо!
Громозека – это чей карандаш? Ребенок – это мой карандаш и т.д.)
5. Игра «Сыщики»
Цель: автоматизация звуков «Р» «Л» в словах, дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах, развитие зрительного восприятия и внимания, развитие навыка звукового анализа и синтеза, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными.
Ход: Найди предметы в названии которых есть звук «Л». Сосчитай их. Определи место звука Л в слове. Посчитай сначала слова в названии которых есть звук «Р», потом «Л».
(Ложка. Одна ложка, две ложки, три ложки ….
Одна вилка, две вилки …; один глаз, ит.д)
6. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: развитие связной речи, составление предложений; формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с прилагательными.
Ход: Расскажи какие предметы ты видишь в комнате у Громозеки? Опиши их. Составь предложения из трех слов; из четырех слов; с маленьким словечком (предлогом) «НА» и т.д.
7. Игра: «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного восприятия и памяти, развитие связной речи, составление предложений, закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;
Ход: Дети внимательно рассматривают картины, затем логопед убирает их и выкладывает из маленьких карточек фрагмент, но поменяв что-то местами. Задача детей вспомнить что не так и составить предложение, в котором назвать правильное место предмета, возможно используя разные предлоги.
(Логопед кладет картинку с изображением стола, а на стол помещает розу. Ребенок должен построить предложение – «На столе лежало кольцо, а не роза» и т. п.)
8. Игра «Сравни»
Цель: развитие связной речи, составление предложений с противопоставлением, формирование и закрепления навыка по согласованию существительных с числительными, развитие зрительного внимания.
Ход: Ребята давайте сравним человека и «Громозеку» и построим предложения с маленьким словечком «А».
(У человека один нос, а у Громозеки пять носов, у человека пять пальцев, а у громозеки четыре пальца и т.д. )
Здесь описаны далеко не все понятия, категории и темы, которые можно отработать с детьми с помощью этого пособия. Ваша фантазия поможет применить его во многих других вариантах.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Буховцова Ольга Леонидовна
→ Публикатор 16.10.2015 0 5456 364 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы