Разработка урока математики "Логарифм. Логарифм числа"
Цель урока: Создание условий для формирования знаний о логарифме числа
Задачи урока:
а) информировать студентов о понятии логарифм числа;
б) познакомить с некоторыми свойствами логарифма;
в) развивать познавательные умения и мышление (выделять главное, анализировать, сравнивать);
г) развивать умения при учебном труде (читать, писать);
д) воспитывать положительное отношение к знаниям;
е) прививать навыки самоорганизации, самооценки и самоанализа.
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Вид планируемых учебных действий:
- Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция;
- Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, подведение под понятие;
- Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с преподавателем, однокурсниками в коллективе;
- Личностные: смыслообразование, самоопределение.
Педагогические приемы: «свои примеры», «дай себе помочь», «удивляй»
Тип урока: урок изучения нового материала
Предмет: Математика
Курс: 2
Учебник (УМК):
- Алгебра и начла математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразов. учреждений: базовый уровень/ [Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачев]. – 18 изд.-М.: Просвещение, 2012, -464 с.
- Математика: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ М. И. Башмаков. – 10-е изд., стер.- М.: Издательство «Академия», 2015. – 256 с.
- Математика. Сборник задач профильной направленности: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ М. И. Башмаков. – 5-е изд., стер.- М.: Издательство «Академия», 2014. – 208 с.
Организационная структура урока
- Организационный момент (1-2 мин)
- Актуализация опорных знаний (5-8 мин)
- Изучение нового материала(10-15 мин)
- Применение знаний, формирование умений (10 мин)
- Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание (5-7 мин)
Конспект урока
1. Организационный момент
Приветствие участников образовательного процесса
2. Актуализация опорных знаний
Просмотр видеофрагмента (Л. Бетховен «К Элизе»)
Вы прослушали фрагмент фортепианной пьесы Бетховена « К Элизе». Как вы думайте, как связан этот видеофрагмент с нашим уроком? Понимаю ваше затруднение… Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Мы написали с вами контрольную работу по теме «Показательная функция». Так как в конце года вы будете писать экзаменационную работу, в которой есть задания по теме «Показательная функция», то давайте еще раз повторим показательные уравнения.
На партах лежат листы, подпишите фамилию и номер варианта. Задания на доске. Задание. Решить показательные уравнения:
1 вариант:
2 вариант:
Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь листочками и проверьте выполнение заданий по критерию: все правильно выполненные задания на «5», 4 на оценку «4», 3 – на «3» и т.д. Поднимите руки, кто получил оценку 5 или 4? Молодцы. Проверили себя. Важно, что помнить должны про условия для показательных уравнений - a>0 и b>0
3. Изучение нового материала
Скажите тогда, как решить такое показательное уравнение:
К одному основанию здесь мы привести не можем. Когда математики столкнулись с такой проблемой, то было решено записывать корень х для такого вида уравнения с помощью нового понятия и символа - логарифм. Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Необходимо сформулировать цели нашего урока:
-дать определение понятия логарифм;
-познакомиться со свойствами логарифма;
-научиться применять свойства логарифма
Давайте введем определение логарифма. Очень часто приходиться решать задачу по нахождению показателя степени в уравнении: .
При этом и возникает понятие логарифма числа b по основанию a.
Запишем определение логарифма в тетради (см Слайд). Обозначение так же представлено на слайде. Давайте теперь запишем определение с помощью математических символов:
Операцию по нахождению логарифма называют логарифмированием.
Задание. С использованием определения решить следующие примеры. (По образцу спросить сильных учеников)
При выполнении задания нам встретился логарифм, где основание равно 10. Такие логарифмы называются десятичными и имеют специальное обозначение:
Давайте прослушаем сообщение об истории возникновения логарифмов.
Логарифмы возникли в 16 веке в связи с необходимостью проведения больших вычислений в ходе практических задач (при определении положения судов по звездам и солнцу). Д. Непер и И. Бюрги почти одновременно составили первые таблицы логарифмов, но сам термин предложил Д. Непер.
Давайте вспомним с вами видеофрагмент, который мы просмотрели еще в начале урока. Как же связан с нашей темой урока?
Это произведение написано для октавы, разделенной на 12 частей. Это было сделано в 1700 с помощью логарифма по основанию 2 и с использованием знаний о закономерностях строения человеческого уха. Поэтому логарифмы позволили построить новый музыкальный строй, в котором очень хорошо удается передавать настроение.
Вспомним еще раз определение логарифма числа - это показатель степени, в которую нужно возвести число а, чтобы получить число b:
Если вместо х подставить теперь левую часть первого равенства, то мы получим – основное логарифмическое тождество.
Задание2. Решить следующие примеры. (По образцу спросить сильных учеников)
Необходимо по нашему плану нам выявить еще и свойства логарифма.
Давайте рассмотрим следующие примеры. Попробуйте решить их, используя определение. Может быть, вы видите какую-то закономерность?
|
, т.к.
|
Приведите по одному примеру для каждого свойства
|
|
, т.к.
|
|
|
, т.к.
|
4. Применение знаний, формирование умений
Вам представлена таблица с заданиями на основные формулы, которые мы изучили. Чем ниже уровень, тем сложнее задание. (Спросить к доске с решением)
№ |
1 |
2 |
3 |
а |
|
|
|
b |
|
|
|
c |
|
|
|
d |
|
|
|
+ - =11
+ + 12
5. Домашнее задание
Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
1.Придумать свои 10 примеров на определение логарифма, основное логарифмическое тождества и те свойства, с которыми мы познакомились. Оформить их с решением.
2. Создать презентацию по теме «Применение логарифмов в жизни (10 слайдов)
http://www.myshared.ru/slide/1009462
Автор: Мальцева Олеся Владимировна
→ les0556 14.04.2016 0 3601 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы