Прием «Учимся сообща» на уроке. Как использовать прием: 2 способа работы с классом
Целью приема «Учимся сообща» является:
- повысить осознанность процесса восприятия учебного материала;
- обеспечить прочность усвоенных знаний;
- развивать универсальные учебные действия (уметь выделять главное, формулировать выводы).
Особенности организации
Использование приема «Учимся сообща» предполагает организацию групповой формы работы.
1 вариант
Учебный материал разделяется на несколько смысловых частей. Учащиеся разделяются на группы, число групп должно быть в два раза больше, чем разделов для изучения.
Для работы над каждой частью материала выбирается по две группы учеников. Одна группа должна изучить материал и подготовиться к его презентации всему классу. Для этого они должны составить доклад, придумать схемы, рисунки, таблицы, т.е. все то, что поможет сделать выступление понятным и доступным для восприятия.
Задание второй группы — составить ряд вопросов к тому материалу, который будут презентовать их напарники. Им тоже придется тщательно ознакомиться со всей имеющейся информацией, выделить не только основные моменты, но и все второстепенные детали, которые помогут лучше понять суть материала.
Вся эта робота проводится детьми самостоятельно с небольшой помощью учителя (в зависимости от степени подготовленности класса). На это отводится определенное время и четко контролируется соблюдение регламента. Далее работа идет в таком порядке:
- выступает первая группа с докладом по первой части материала;
- вторая группа задает им вопросы по содержанию, выслушивают ответы;
- учитель делает необходимые уточнения и дополнения.
Так продолжается, пока не будут выслушаны все группы. Затем учитель подводит итог всей работы класса.
2 вариант
Сначала каждому ребенку дается время прочитать теоретический материал. В ходе этого он должен на полях делать пометки «?», отмечая информацию, которая ему непонятна. После этого, дети объединяются в группы, где проводят обсуждение прочитанного и пытаются разобраться в невыясненных вопросах.
Наиболее сложные и спорные вопросы выносятся на обсуждение всего класса. В завершение учитель выясняет степень усвоения обучающимися учебного материала и корректирует полученные ими знания.
Применяя прием «Учимся сообща» нужно помнить о таких нюансах:
- объем материала должен быть не очень большой;
- рекомендуется использовать разные источники информации (учебник, слайды, распечатанный текст и т.д.);
- можно подготовить дополнительную литературу, памятки, словари терминов и т.д.;
- детям следует детально объяснить порядок их действий;
- учитель должен стараться не вмешиваться в обсуждения учеников, не выступать в роли арбитра;
- на всю работу рекомендуется затрачивать не больше 15-20 минут урока.
Использование приема «Учимся сообща» побуждает ребенка к более глубокому анализу и осмыслению изучаемой информации, что приводит к формированию осознанных и прочных знаний. Прием предполагает живое участие школьников в познавательном процессе, а значит, такой подход обеспечивает высокую эффективность обучения.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.