Юлия Комарова, 23.10.2017 0

Прием «Эвристическое исследование»: что это? Суть и примеры применения


Эвристическое исследование — форма проблемного обучения, постановка задач, результат которых неизвестен учителю и учащимся.  Метод помогает развивать у детей креативность, познавательный интерес, логическое и абстрактное мышление, реализовывать творческий потенциал. Подход учит думать и решать задачи самостоятельно, открывать новое и не бояться выражать собственные мысли.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Суть приема

Эвристическое исследование предусматривает активную роль ученика в процессе добычи новых знаний. Учитель является неизменным помощником, но не более того. Лишь только небольшую, ключевую часть нового материала он может дать вербально, с подробными пояснениями.

Далее ученики должны действовать самостоятельно. Не исключено, что для добычи новых знаний им придется использовать дополнительные ресурсы и свой личный опыт. Отдельные сведения могут быть получены от учителя, но в целом ученикам предоставляются проблемные задания, в ходе которых они делают мини-открытия.

Существует множество форм проведения исследования: олимпиада, деловая игра, погружение,  «вживание», символическое видение, придумывание, мозговой штурм. Задания каждого метода имеют частично-поисковый характер и направлены на развитие творчества ученика.

Эвристическое исследование имеет 3 главных признака:

  • открытость — даже учитель заведомо не знает, какой результат получат ученики;
  • опора на креативность учащихся;
  • постановка актуальной проблемы или наличие противоречия.

Недостатки подхода

Не смотря на пользу эвристического исследования, увлекаться им в учебном процессе не стоит. Да и вряд ли это получиться. На это есть несколько причин:

  • Подход предусматривает деление класса на несколько подгрупп. Некоторые ученики будут пассивны и, напротив, не получат, а упустят часть материала.
  • Подготовка и внедрение требует больших энергетических и временных затрат у педагога.
  • Применение метода зависит от профессионализма педагога и уровня развития учащихся, их базы знаний, приобретенных ранее.
  • Подход нельзя назвать универсальным и его применение будет оправдано лишь при изучении отдельных тем. Это — хороший способ разнообразить учебный процесс, но использовать эвристическое исследование постоянно не удастся.

Примеры эвристических заданий

Придумать каждому дню недели, году, планете цвет, знак.

Придумать известной сказке собственное продолжение.

Сочинить собственную поговорку, стих, интервью, рекламу.

Составить викторину, кроссворд, задание для других учеников, концертную программу, сборник упражнений, информационный листок.

Описать музыку, подобрать музыкальное оформление (описание) явлению природы, периоду жизни, конкретному человеку.

Изготовить презентацию, видеофильм, журнал, стенгазету.

Используя исследование на уроках литературы можно практиковать погружение в характерную среду главных героев либо самого автора. На уроках иностранного языка во время изучения англоязычных стран можно монтировать видео ряды с ключевыми моментами, путешествовать виртуально, создавая маршруты с помощью сервиса Google Map и т.д.

Об авторе: Комарова Юлия, учитель английского языка, работа в центре раннего развития и в средней школе.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?