Урок по сольфеджио "Закрепление аккордов от звука и в тональности"; 4 класс фортепианного отделения
Пылаева Наталия Вячеславовна, преподаватель истории и теории музыки, МБОУ ДОД « Рыльская детская школа искусств».
Открытый урок по сольфеджио на тему: Закрепление аккордов от звука и в тональности с обучающимися
4го класса фортепианного отделения.
Тема: «Подготовка к итоговой контрольной работе. Закрепление
пройденного материала - аккорды от звука и в тональности».
Цель урока: обобщить знания учащихся по теме «Аккорды», используя
все типы упражнений (вокально - интонационные , ритмические, слуховые, творческие).
Задачи:
1) Образовательная : закрепление обширной темы «Аккорды от звука
и в тональности» с помощью различных типов упражнений.
2) Воспитательная : подготовить учащихся к более активному,
осознанному написанию контрольной работы на последующем
уроке .
3) Развивающая: выработка логического мышления и умения
ориентироваться в пройденном материале с помощью упражнений
тестово-логической направленности.
Ход урока:
I) Организационный момент.
II) Распевка . В качестве распевки используется
материал, построенный в качестве домашнего задания, плюс
ладовая настройка.
Работа в тональности E-dur:
а) три вида гамм;
б) пение последовательности ступеней:
I-III-V-IV-VI-V-IV-II-III-I ;
I-VI-V-VI-II -III-II -V-IV-VII-I
в) пение T3/5 , S3/5 , D3/5 с обращениями.
Начинает петь Т3/5 первый учащийся, остальные аккорды все поют
по очереди друг за другом. Осуществляется работа над внутренним
слухом,концентрацией внимания и интонацией.
III) Тема: «Закрепление аккордов от звука и в тональности»
1) Закрепление аккордов от звука.
а) теоретический опрос с помощью тестов - карточек:
- Б3/5 состоит из: б3+б3;
б3+м3;
м3+б3.
-соединить аккорды с их правильным составом: Ув3/5 м3+ м3
Б6/4 ч4+ м3
М6 б3+ б3
Б3/5 б3+ ч4
Ум3/5 ч4+ б3
М6/4 б3+м3
-Д7 строится на: 2 ступени;
7 ступени;
5 ступени;
4 ступени.
б) Упражнение на основе упр. из Рабочей тетради Калининой,4
кл., стр.20,№9.
Поставьте нужные диезы и бемоли в аккордовые «заготовки»:
1 вариант:
2 вариант:
3 вариант:
От каждого варианта выходит один ученик к доске и решает, остальные
могут помогать, если он сомневается. Затем все ученики поют свои
варианты.
в) Постройте перечисленные аккорды от указанных звуков вверх и вниз:
каждый ученик выходит к доске и комментирует построение, указывая
состав аккорда.
г) постройте цепочку аккордов от указанного звука, учитывая заданное
направление и принимая последний звук предыдущего аккорда за
первый следующего. Задание у доски, ученики выходят по очереди по
одному.
-петь вместе построенное задание.
2) Закрепление темы «Аккорды в тональности».
а) Калинина,4 кл ., стр. 23, упр.6
- Впишите в мелодии звуки, образующие указанные аккорды:
- прохлопать ритмические рисунки всех мелодий.
б) Построить аккордовую последовательность в E- dur:
- разучить последовательность трёхголосно.
IV)Слуховой диктант письменно (интервалы,аккорды,гаммы):
а) 1) ч5;
2) мелодический минор;
3) Б6/4;
4) натуральный мажор;
5)м7 ;
6) Ув3/5.
б) последовательности аккордов (игра в E-dur. С одного раза
записать бас,со второго подписать аккорды.
1. T6-S3/5-T6/4-S6-D7-T3/5-S6/4-T3/5
2. T3/5-D6-T3/5-T6-S3/5-S6-K6/4-D3/5-D7-T3/5
V) Чтение с листа. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках
сольфеджио», №250,с. 49.
- дать анализ тонального плана, размера, фразировки;
- определить , по звукам каких аккордов идёт мелодия;
- прохлопать ритмический рисунок с названием нот;
- спеть номер с дирижированием,
- подобрать аккомпанемент,
-транспонировать в d-moll, петь с дирижированием.
VI) Устный диктант с анализом. E-dur. Ж. Металлиди, А. Перцовская
«Диктанты»,№185, с. 33(т.1- 4).
1. Разбор,определение по каким звуками каких аккордов идёт диктант.
2. Пение диктанта нотами.
3. Досочинить диктант, второе предложение письменно.
VII) Домашнее задание.
1. Сочинить второй вариант окончания диктанта, подобрать
аккомпанемент.
2. №250,с.49 транспонировать в h-moll
Список используемой литературы :
1.Калинина «Рабочая тетрадь» 4 класс.
2.Металлиди Ж., Перцовская А. « Музыкальные диктанты», Л., «Музыка»,1982.
3. Фридкин.Г. « Чтение с листа на уроках сольфеджио».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пылаева Наталия Вячеславовна
→ Публикатор 15.12.2015 0 9225 545 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы