Конспект урока окружающего мира "Чудо под ногами" по УМК "Перспектива"; 3 класс
Ширыбырова Л.Н.
учитель начальных классов
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа № 75 для детей с ОВЗ», г.Набережные Челны
Урок окружающего мира в 3 классе «Чудо под ногами» УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира по теме «Чудо под ногами» был разработан на основе рабочей программы перспективно – тематического планирования из раздела «Мир как дом», урок № 22, по данной теме урок № 8, авторы учебника А.А.Плешаков и Новицкая М.Ю. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углублению представлений детей о почве, как верхнем плодородном слое земли. Тип урока - урок открытия новых знаний, используемый метод – технология деятельностного типа. Деятельностный метод – это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Практическая часть позволяет каждому ребёнку включиться в процесс проведения опытов, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Фиксировать индивидуальное затруднение. В коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих УД, то есть согласовывают тему урока, ставят цель, строят план достижения цели, выбирают способ, определяют средства. Этим процессом, конечно , руководила я с помощью подводящего диалога. Надеюсь, что в будущем мы перейдём к побуждающему диалогу, а далее к самостоятельной исследовательской деятельности . Выводы фиксировались вербально в языке и знаково. Дети выражали свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Использование наглядности в виде раздаточного материала служило соблюдению и выполнению тифлопедагогических требований, а именно использование сохранных анализаторов при формировании ключевых компетенций в обучении.
Тема «Чудо под ногами»
Цели:
Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.
Планируемые результаты:
- учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
- в процессе опытов установят состав почвы;
- узнают о преобладающих почвах родного края;
- узнают о животных почвы.
Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.
Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.
Что мы уже изучили? (воду и воздух) – вешаю таблички на доску
А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу.
Земля (табличка)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6мин)
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля)
- У слова «земля» несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение слова нам пригодится? (почва)
- Где вы встречали почву?
- Как выглядит почва?
- Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску сообщения)
Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?
(воздух и вода имеют свои свойства)
Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.
Отгадайте загадки:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. Песок
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина
Я и туча, и туман, я ручей и океан,
Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.Вода
Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим.Воздух
Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?
Выявление причины и места затруднения. 1-2 мин
Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие - то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли , чтобы определить свойства воды? (проводили опыты). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.
(спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло)
Правила техники безопасности
Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин
- Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.
Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.
Реализация построенного проекта. 10 мин
Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха) какой вывод можно сделать?
В почве есть воздух.Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной) Что доказывает опыт?
В почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить незрячего ребёнка. (над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)
Вывод – в почве есть перегной.
Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (плодородие) спросить незрячего ребёнка.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. (для незрячего ребёнка в баночке дать песок и глину)
Что мы ещё раз доказали?
В почве есть песок и глина.
Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим?(вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли. Делаем вывод.В почве содержатся соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.
Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.
Почва |
воздух |
|
вода |
|
перегной |
глина |
|
соли |
|
микробы |
Оцените свою работу (критерии в рабочей тетради)
Физкультминутка.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4- 5 мин
С.74 -75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом.(сообщения детей) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (предположения детей)
С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.
С.77 учебник. Задания в рубрике «Атлас – определитель». Что произойдёт , если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.
Включение в систему знаний и повторения.
Обсудим. «Великан на поляне». Прочитайте текст в рубрике «Подумаем». Как вы ответите на вопрос в нём?
Рефлексия.Выберите правильные ответы.
К какой природе можно отнести почву?
А) к живой
Б) к неживой
В) неживая и живая природа в почве соединяются
2. из чего состоит почва?
А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
3. Что растения получают из почвы?
А)перегной, песок, глину
Б)воздух, воду, соли
В)останки растений и животных
4. Что влияет на плодородие почвы?
А)наличие в почве перегноя
Б)наличие в почве воды
В)наличие в почве песка и глины
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
А)благодаря животным , обитающим в почве
Б)благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве
В)благодаря микробам, живущим в почве
Домашнее задание.Прочитать текст в учебнике на с. 74 – 77. Выполнить задания в рабочей тетради.
Использованная литература и ЭОР:
Дидактическое обеспечение:
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013
Методическое обеспечение:
1. А.А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012
2.Технологические карты: Окружающий мир (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
3.Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»
класс
А.А.Плешаков, А.А. Румянцев Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство «Просвещение» 2012
А.А.Плешаков Атлас – определитель От земли до неба Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство «Просвещение» 2012
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширыбырова Любовь Николаевна
→ Публикатор 14.04.2016 0 6923 483 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы