Участие младших школьников в проектно-исследовательской деятельности как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Познаем мир вместе, а выбор делаем сами
Я живу на земле Ломоносова.
Это правда, я здесь живу.
Да, живу, наслаждаюсь и радуюсь
Его жизни, что записана в труд.
Это строки из стихотворения маленькой девочки, третьеклассницы. Но откуда у нее такое стремление рассказать всем о своей родине? Почему она этим гордится?
«Хочу рассказать тебе, мой друг, о чудесном месте, где мне довелось жить. Моя малая родина находится на острове и это так романтично. А скрывать тот момент, что здесь родился величайший ученый Михаил Васильевич Ломоносов, совсем не скромно. И я этим горжусь».
А это написала девочка в письме сверстнику. Читая опубликованные строки из этого письма, понимаешь: не зря мы так долго с ними занимались проектно-исследовательской деятельностью. Я горжусь ими, радуюсь вместе с ними их маленькими победами.
Как все это начиналось?
Почему я выбрала такой девиз в своей деятельности, что меня натолкнуло?
Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как классному руководителю, так и учащимся. Читая Б. Пастернака, мне запомнились такие слова:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути…
Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я сам хочу догадаться». Так важно не оттолкнуть ребенка равнодушием, не погасить горящие глаза и огромное желание самому совершить свое маленькое открытие. Стремление ребенка к получению новых знаний и острейшая необходимость в этих знаниях создают благодатную почву для начала какой-то деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Не новой, но востребованной в обучении и воспитании является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скурпулезность, аккуратность и исполнительность, а также то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети — просто уровень исследования будет иным. И, наконец, младшие школьники при выполнении работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать множество книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов, сделать поделку, — словом, посвятить много сил и времени работе.
Еще одно не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое, к которому меня влекло — это метод проектов. Все-таки над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группах. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как «проходной», малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и части школьников, тогда не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Мне хотелось, чтобы ребята не просто занимались исследованиями, но умели предвидеть результат, грамотно его преподносить и умели ценить свое детище. Я поняла, что должна сама быть увлеченным человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся увидели это и полюбили как я.
Поскольку возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, а вовлекать в нее нужно обязательно, я решила объединить отдельные моменты этих видов деятельности, что дало в совокупности: проектно-исследовательскую деятельность. А в целом проект и исследование жить друг без друга не могут.
И.П. Волков в статье «Учим творчеству» говорит: «Бессмысленно проектировать хороший процесс обучения с хорошим содержанием, если нет четкого определения конечной цели».
Как ввести ребят в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту и исследованию?
Я начала исподволь готовить ребят к такой интересной захватывающей деятельности. Начали вместе с нашей малой родины. Гуляли, мечтали, говорили. Что знаем о своей малой родине. Да что мечтать? Можно многое самим узнать!
Вошли в проблему, цель поспешили мы наметить,
План действий, знали,… надо намечать,
Родителей мы не забыли пригласить.
Большим семейным коллективом
Мы занялись тем самым дивом.
Где направленность исследовательская и просветительная,
А деятельность — проектно-исследовательская.
Стало понятно, проект — мечта,
Исследование — наша рулевая звезда.
Конечно, боялись — препятствий ведь много,
Литературы без меры незнакомой.
И вот появилась большая она, стенгазета
«Мальчик из нашего села».
Что же творилось в душе, не знаешь,
Это бесценный опыт знаний.
Классному руководителю мудрым надо быть,
Стараться так все точно делать,
Учащиеся думают: «Придумывают сами»,
По сути, сопровождать и исследовать с ними.
Дети так увлеклись проектом, что остановиться было трудно. Продолжали записывать находки, собирать вырезки из газет, задания. Так пришла идея создать портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В. Ломоносова». Ребята регулярно подбирали стихи и ежегодно выступали у памятника великого земляка. Они старались делать то, чтобы он, великий Ломоносов мог оценить, чем бы мог гордиться: различными делами в школе, классе, детском саду, районе. Эта деятельность — долгосрочная. У каждого ребенка остались впечатления и рождались новые мечты.
У Вальтера Скотта есть замечательные слова: «Самое полезное в жизни — это собственный опыт».
Опираясь на эту замечательную мысль, я занялась исследованием своей педагогической деятельности и вела свое портфолио, в которое собирала интересные, на мой взгляд, свои работы. Далеко не убирала и иногда просматривала. У ребят стали возникать вопросы различного характера, заглядываясь на эту папку. Так родилась идея составления индивидуального «Портфолио учащегося», презентация которого прошла в конце учебного года на общем с детьми родительском собрании. Родители, приходя в школу на встречу с учителем, заглядывали в портфолио своего ребенка, и в их глазах читалась гордость. У каждого ребенка стала появляться папка с файлами, куда собирался весь материал, который казался наиболее интересным, ценным, достойным внимания. Здесь их маленькие победы. Они учились не скрывать свои достоинства, гордиться достижениями. А некоторые стремились быть похожими других ребят.
Умелое и последовательное применение классным руководителем портфолио позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые человеку для того, чтобы он смог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет, что и требуют ФГОС нового поколения.
За годы работы в школе я собирала фотографии с различного рода мероприятий. А потом? Куда их? Пришла идея создания нового проекта, презентация которого происходила на родительских собраниях, а дальше на выпускных вечерах. (Портфолио проекта «Это наш дружный класс»). Рассматривая на встречах это портфолио, можно было услышать от родителей: «А почему мой сын грустный?», «Разве у моей дочери есть такой джемпер?», «Ой, какая она счастливая!» и т.д. Эта небольшая, на первый взгляд, папка давала возможность увидеть родителям своих детей со стороны и самим ребятам оценить свое поведение, свой внешний вид.
В один из дней, придя в школу, меня ребята поразили новой идеей: личные достижения хранятся в личном портфолио, а общегрупповые повисят в классном уголке и все, убираются. А куда? После таких рассуждений появилось и такое портфолио проекта («Наши достижения»). Поставили цель, задачи и взялись за работу. Это тоже проект, долгосрочный, а презентация проходила на отчетном собрании и, конечно, по окончании начальной школы, когда и дети, и родители увидят, чего вместе добились за годы обучения на первой ступени.
А какая интересная проектно-исследовательская работа «Хлеб — всему голова», презентация которой прошла на открытом классном часе и имела большой успех. У каждого ученика появились блокноты с записями. Проект вышел за пределы школы, вошел в дома учащихся, в мой собственный дом. Учащиеся видели, что мне интересно все, что они делают. В одном лице я была вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль — создающего условия для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Этот классный час внес свой положительный момент к формированию собственных ценностей и смыслов приобретенных знаний.
Что будет дальше? Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.
А еще мы исследовали с ребятами один из главных вопросов их жизни: «Кем быть?». Почему в начальной школе? Да потому, что эти дети — подрастающее поколение. Мы, учителя, должны их научить делать свой выбор. К тому времени они собрали достаточно материала, куда вошли изображения людей разных профессий, загадки об орудиях труда, пословицы и поговорки о труде, стихи о профессиях и многое другое. А вот в классное портфолио «Кем быть?» вошли рисунки, где изображены родители разных профессий, рассказы о людях труда и др. У нас проходили разные классные часы, связанные с этой общей темой, но более узкого характера: «Профессия: политик. Президент РФ», «Знакомство с профессией библиотекаря». Мы еще раз посетили не только школьную, сельскую, но и районную библиотеки. Ну, а презентация этой проектно-исследовательской деятельности прошла в виде спортивно-познавательной игры, в которой вместе с ребятами приняли участие и их родители.
В чем заключается педагогическая значимость проектно- исследовательской деятельности?
- Cтимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
- Ведет учащихся по ступенькам роста личности от исследования и проекта к другому исследованию и проекту.
В заключение хочу отметить, что классному руководителю нужно умело регулировать проектно-исследовательскую работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей.
Особо подчеркну: классный руководитель не должен навязывать тему исследования. Пусть дети познают то, что для них значимо. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чем прочитали в разных книгах, все равно они исследователи, первооткрыватели. Пусть исследуют! Пусть открывают! Парадоксально, но педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не знает сам. В условиях проектно-исследовательской деятельности классный руководитель не обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы и таким образом находить любые ответы и уметь научить этому ребят.
Такой вид работы позволяет увидеть детей-генераторов идей, исполнителей, спорщиков и готовых идти на компромисс. Классный руководитель выступает как координатор детской деятельности. Цикл коллективного исследования обычно завершается играми, викторинами, выпуском стенгазет, классными часами, праздниками и т.д. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности. Обучение приемам коллективной деятельности составляет особую, специальную задачу классного руководителя. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между учащимися во многом регулируются взрослыми. Классному руководителю необходимо предъявлять четкие требования не только к качеству труда, процессу игры, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности.
Нашими помощниками и союзниками стали родители. Привлекая родителей к воспитательной работе, тем самым определяем основное содержание этой работы. Безусловно, не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Н есть родители, которые с радостью сотрудничают. Вижу задачу классного руководителя в том, чтобы создавать условия для совместной деятельности «классный руководитель — ребенок — родитель».
Вывод: В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Каждый мог реализовать свои возможности.
Каждый коллектив и каждый ребенок неповторимы, неповторимо и то, что делает учитель, являясь классным руководителем. Но остаются опыт, знания.
Зачем повторяться? Придет новое открытие мира в ярких красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектно-исследовательской деятельности ребят: контролирует, направляет, помогает, сам получает новые знания. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности детей. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Как приятно видеть горящие глаза Максима, восторг от того, что он сам отыскал (исследование) в сельской библиотеке новую книгу о М.В. Ломоносове, прочитал ее, сделал открытия и поделился ими с ребятами на классном часе (презентация проекта). А еще Ира с Катей сами посетили музей, прошлись по тем местам, где были до этого не раз, но заметили новое (исследование) и смогли выразить это в своих записях (проект), которые положили в портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В. Ломоносова». А разве не замечательно то, что, читая местную газету «Холмогорская жизнь», ребенок находит (исследование) объявление о каком-нибудь конкурсе, принимает сам для себя решение: участвую. И не боится предложить участвовать в этом одноклассникам: «Пусть будут соперники, так еще интереснее». А потом, трудясь (исследование), отсылает готовую работу (проект) и побеждает (результат проектно-исследовательской деятельности).
Мой опыт самых честных правил,
Когда родиться захотел,
Он уважать себя заставил!
Трудиться, мыслить — вот удел.
И опыт мой — другим наука.
И это вовсе, знай, не скука:
Трудиться, мыслить, рассуждать,
Исследовать и оформлять.
«Скажи-ка, ученик мой дорогой,
Работать над проектом нужно?
Ведь надо нам пройти дорогой сложной,
Исследование провести не односложно».
«Работать над проектом нужно!
Плану следовать не сложно.
Цель ПОСТАВИМ и задачи,
Пожелаем ВСЕМ удачи!».
Об авторе: Степаненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ "Ломоносовская средняя общеобразовательная школа имени М.В. Ломоносова", высшая квалификационная категория, Почётный работник общего образования РФ, Лауреат премии имени М.В. Ломоносова — 2011 г., ветеран педагогического труда. Работа опубликована по письму от 26.09.2014 г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.