Обобщающий урок "Гласные в корнях с чередованием"; 6 класс
Обобщающий урок в 6 классе призван вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу.
В уроке применяются различные методы:беседа, сравнение, выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам.
Большой интерес вызывает немой диктант, анимированная презентация, аудиосопровождение.
Материал подойдет для тех педагогов, кто ищет нестандартный подход в обобщении ЗУНов учащихся по данной теме.
Цели:
- для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по теме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; создать условия для успешного повторения изученного материала, положительного эмоционального настроя учащихся на работу;
- для учащихся: знать условия выбора орфограммы в корнях с чередующимися гласными; уметь объяснять их правописание; подбирать примеры с изученными чередующимися гласными а – о, е – и в корнях слов, уметь перерабатывать и структурировать материал, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, осуществлять самоконтроль.
Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, проблемно-поисковый, практический.
Приёмы: беседа, сравнение, выполнение упражнения, работа с таблицей, эвристическая беседа, работа по карточкам.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, проверочная работа.
Ход урока:
- -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня с вами, как вы видите, не совсем обычный урок. Давайте определим свое настроение, настрой на работу. (Отличное, хорошее, не совсем готовы). А теперь улыбнёмся друг другу и приступим к уроку. Надеюсь, что мы сегодня на уроке хорошо поработаем. Но сначала запишите число, классная работа
Слайд 2
(Дата, кл.работа) Оставим место для темы.
Слайд 3 На слайде текст:
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)
Учитель просит одного из учеников прочитать текст вслух. Затем учащимся предлагается определить основную мысль текста и объяснить, что хотел сказать автор? (Как надо жизнь прожить.)
- – Чему учит нас этот текст? (Один из учеников высказывает свое предположение, приводя аргументы).
- – Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия чтобы, получить знания и применить их на практике.
Учитель обращает внимание детей на пропущенные в тексте орфограммы:
- – На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Назовите устно пропущенные буквы.
- – Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. (Тема урока появляется на слайде 4)
- - Изучали ли вы эту орфограмму раньше? (Изучали в 5 классе.)
- - Что осталось вам непонятным?
-Итак, давайте разберемся. Вместе решим эту проблему и изведаем секреты русской орфографии.
Таких корней в рус языке много и распределяются они по нескольким группам.Первая группа связана с ударением. Далее см. приложение 1.
Слайд 5 Перед вами корни гор-гар, только не путайте их со словами горка или горевать. Слова с такими корнями имеют отношение к огню, освещению. И корни зар-зор.Давайте подумаем, когда мы пишем о, а когда а?
Правило звучит так: в корнях гор-гар под ударением пишется А, без ударения пишется О. зар-зор тоже подчиняются ударению, но наоборот: под ударение О, без ударения А.
Вот я подготовила примеры, посмотрите на букву О. Она будто загорелась и кричит ООооо. А вот в слове нагар под ударением а.
С корнями зар-зор тоже есть пример, связанный с солнышком.Пример: зОрька-заря́
Следующий корень очень хитрый, это корень клон-клан. А что в нем особенного?
Слайд 6 Взгляните на слова и скажите, почему в них написаны эти буквы? Действительно, под ударением мы напишем и О, и А, а без ударения только О. Прослушаем 2 строчки из знаменитой песни.
Звучит песня Слайд 7 +_Песня
(http://xmusic.me/q/l_698rXtFaLAltiE2JKPsvKC31C23ajdpeGnxbbXi8OftW2Z5uHEuIWU8Jblp-FVpdG45-fBmOC79rn0/)
В этой песне встретилось слово склоняясь,(показ листа) с безударным корнем клон, ударение на я.
Слайд 8 упражнение
А теперь выполним упражнение, посмотрите на слайд. Вам нужно подумать, расставить ударения и вставить пропущенные буквы.
Слайд 9 Внимание на доску
Чтобы правильно написать слова со следующими корнями необходимо посмотреть, что с чем дружит. Слова такие: прикоснуться, изложить и др. Сформулируйте правило по эти словам. Буква а дружит с другой а, она, посмотрите, веселая, улыбающаяся. Буква о наоборот грустная, аж позеленела от одиночества. Задание 1 Запишите. К доске ….( примеры по усмотрению учителя)
А вот следующее правило поможет нам запомнить другая дружная парочка Илья и Анечка. Какие же это корни? Слова на доске. Ответ детей. Скажите, почему мы пишем е или и? Видите, если анечка пришла, то и Илюша появился, а нет ее, то приходит буква е.
Внимание: Чем работает буква а? буква а здесь работает суффиксом.
Слайд 10 с видео «Немой диктант» вырезанный фрагмент из видео»
(http://www.youtube.com/watch?t=295&v=IQgiPHyjKUo) минуты 4:40
Запишите
Попробуем с вами теперь написать коротенький «немой диктант». Что это такое? Я молчу, вы смотрите видеоролик с четырьмя действиями и отвечаете на вопрос «что она делает?», запишите получившиеся 4 глагола.
Проверим. Молодцы
Слайд 11 Внимание на доску.остальные правила
Самое простое правило, где почти не делают ошибок, это чередование в корнях, связанных с ростом, какие это корни? раст-ращ, рос. А кто знает это правило? А зависит гласная в корне от последующей согласной, есть ст или щ, значит пишем а, нет-пишем о.
Запомнили, теперь запомните слова исключения.И их производные однокоренные.
Задание 2 Запишите К доске…(примеры на выбор учителя)
Следующая группа – это корни похожие, но разные по лексическому значению
Корень равн-ровн, как вы думаете, что означает корень –равн-? Равн означает одинаковый по форме, размеру, значению
Математическое умножение, как нельзя кстати, проиллюстрирует нам отличный пример.
Еще, как я уже сказала, корень –равн- обозначает сходство по размеру.
Вот мальчик и девочка, что одинаковое у них? Верно-рост. Сравните их рост, в слове корень равн.
Запомните, есть еще слова со значением другого корня, но тем не менее пишутся через а-равняйсь и равнина.
Разберемся со вторым корнем ровн
Вот улица, а вдоль ее идут дома, они стоят как? ровненько. их выровняли по дорожке. корень ровн.
Устали, но остался еще один корень, это мок и мак. С ними все просто. Что означает корень мак? Да, Мак, значит опустить что-то во что-то - обмакнуть кисть в краску. А мок? Мок – стать мокрым, впитать, пропустить жидкость.
Задание 3 Запишите К доске…
- Есть еще очень много корней с чередованием. У вас на партах мини-таблицы, чтобы вы смогли более полно изучить эту тему, привести свои примеры.
Слайд 12 таблица
- -Теперь, ребята, посмотрим, что удалось усвоить за урок. Проведем небольшую самостоятельную работу по карточкам. У вас уже лежат карточки, расположенные по варантам. Вставьте пропущенные буквы.
- -Приступайте, у вас 3-5 минут. Время пошло.
- Кто сделал, можете взять еще карточку 1 или 2
Слайд 13 Подведем итоги Вопросы
Рефлексия, итог урока.
- -Что мы делали на уроке? Какую тему изучали?
- Как мы это делали?
- Зачем нам необходимо знать это правило, пригодится ли оно в жизни?
- Можно ли обойтись без этой темы в школе?
Слайд 14 Домашнее задание : выучить таблицу, привести свои примеры на каждое из правил. Сделать карточку для соседа.
Слайд 15 Спасибо за внимание! До новых встреч!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Миронова Юлия Николаевна
→ Екатерина_Пашкова 17.08.2015 0 18136 1521 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы