Слайд 1
Части речи в русском
языке
Учитель русского языка и
литературы : Пирожкова Тамара
Владимировна МАОУ СОШ № 1 г.
Кунгура
Урок русского языка в 5Б классе
Тема: «Части речи в русском языке»
Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Цели:
развитие мотивации к учению, формирование взгляда на учение как на ценность;
формирование умений создать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развитие коммуникативных навыков; совершенствование орфографической зоркости;
обобщение известной информации о частях речи; выработка умения различать части речи по общим грамматическим, морфологическим признакам, синтаксической роли.
Оборудование : презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.
Ход урока.
I.Приветствие. Оргмомент.
Ребята, совсем скоро наступит зима. «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе», - так писал А.С. Пушкин о наступление зимы в романе «Евгений Онегин». У меня для вас есть предложение написать заметку о наступлении зимы для школьного уголка. Какие знания вам пригодятся? ( Определение темы, идеи текста, знание орфограмм).
II.Словарная работа.
1) тиш., глуш., камыш., еж.
2) пахуч., свеж., хорош., скрипуч.
3) береч., смотриш., любуеш.ся. спряч.те
- Что мы должны сделать, чтобы правильно написать слова? ( определить часть речи, применить правило)
- Какой орфограммой объединены слова? ( ь после шипящих)
- По какому принципу слова разделены на группы? ( по частям речи)
-Для чего нужно знать какой части речи принадлежит слово? ( чтобы правильно написать)
- Определите, какой части речи принадлежат слова каждой группы, напишите и приготовьтесь к проверке.( Уч-ся записывают слова, затем проверяем)
- Каких частей речи нет в словарной работе?
- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие , предлог, союз, частица. Какой темой связаны эти понятия? ( Части речи)
- В каком разделе науки о языке изучаются части речи? ( Морфология)
Морфология входит в большой раздел лингвистики – грамматику.
III. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «Части речи в русском языке».
- Какую цель мы поставим?
III. Работа по теме.
1.Чтение правила с. 106- 107( Беглое чтение)
- Просмотрите бегло текст. Какую новую для вас информацию он содержит?
2. Повторное чтение. (Вслух)
- Дайте определение самостоятельным частям речи.
- Дайте определение служебным частям речи.
- Какие части речи выделяются в отдельную группу? ( Междометия и звукоподражания)
3. Работа с таблицей.
Для каждого из вас я заготовила таблицу, но в ней не заполнена графа «Примеры».
Обсудите в парах в какую колонку мы должны поместить 1 и 2 запись на доске. Приведите аргументы.
Дополните таблицу примерами, вклейте таблицу в тетрадь – справочник.
Признаки частей речи |
Самостоятельные части речи |
Служебные части речи |
Общее грамматическое значение |
Обозначают предметы, действия, признаки , количества |
Не обозначают предметы, действия, признаки, количество |
Морфологические признаки |
Изменяются(кроме наречия): склоняются или спрягаются |
Не изменяются |
Синтаксическая роль |
Члены предложения |
Не являются членами предложения. Служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений. |
Примеры |
|
|
Примеры на доске.
Мелькает, вьётся первый снег. и; а; но
в; на; об
не; бы
Проверка задания.
- Какие будут дополнения?
4.Работа со схемой в учебнике на с.101.
- Чем различается таблица и схема?
Рассмотрите схему.
- Используя данную схему, расскажите о самостоятельных частях речи.
- Используя данную схему, расскажите о служебных частях речи.
- Какие части речи выделены в особую группу.
- Прочитайте схему самостоятельно.
5. Решение проблемной лингвистической задачи.
Одно из заданий конкурса «Русский медвежонок» звучит так: «Какой частью речи может быть слово золотой?» ( прилагательным и существительным)
Действительно:
Буратино получил золотой.
Тортила держит в лапах золотой ключик.
- Как вы определили?
- Что нужно учитывать, чтобы определить часть речи?
Давайте познакомимся с правилом на с.102 ( прочитайте бегло, перечислите признаки, которые мы должны учитывать при определении части речи)
А вы приведите свои примеры, запишите в тетрадь. ( Проверить несколько работ)
6. Работа с текстом ( текст напечатан на листочках).
Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.
Берёзкам зябко.
Всю ноч.. бушевал сильный ветер и слышно было в доме, как в..да капала. И утром (не) приш..л м..роз: то со..нце выгл.нет, то сомкнут..ся тучи и тряхнёт крупой, как из мешка. И так быстро мчат..ся облака, и так зябко белым берё..кам, так они качают..ся!
М. Пришвин
( Проверяем слова с пропущенными орфограммами по цепочке)
Выпишите из текста следующие части речи по 2 примера:
Имена существительные: ночь, ветер.
Имена прилагательные: сильный , белым.
Глаголы: бушевал, мчатся.
Предлоги: в , из.
Итог урока.
- Чем полезен сегодня урок?
- Что нужно знать, чтобы определить часть речи?
Д/з: 1) научиться рассказывать о частях речи по схеме на с.101
2) упр.261
Автор: Пирожкова Тамара Владимировна
→ Публикатор 07.09.2015 0 14437 693 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы