Урок русского языка по теме: "Слово и его значения"; 5 класс
Автор: Наумова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия № 2
Тема урока: «Слово и его значения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Е.А. Быстровой
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org, http://nsportal.ru
Ход урока
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
А теперь улыбнитесь, улыбнитесь друг другу.
Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! Теперь займите свои места.
А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники? Ну и обязательно приготовьте сигнальные карточки.
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
- Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…».
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (слайд 2):
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?
Это первая часть нашей темы.
2. (слайд 3)
сИдеть – сЕдеть
стАрожил – стОрожил
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
3. А только ли лексическое значение есть у слова? 3 подсказка:
Я пойти завтра на прогулка.
- Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение? (пойти - буд.вр., прогулка – в.п.) – грамматические признаки.
- Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ) - Откройте тетради и запишите число и тему урока (слайд 5)
IV. Определение целей урока (слайд 6)
- А теперь поставим цели нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
- Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? (выполнение упражнений учебника, работа с теоретическим материалом учебника, выполнение различных заданий учителя)
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника стр. 218-219 .
2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»? Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (биология, геология, экология)
3. Еще раз проверяем себя (слайды 7, 8)
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
- Какие вопросы возникли при прочтении параграфа?
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? (слайд 9)
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
(слайд 10)
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
VI. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть.
VII. Закрепление
Определить лексическое значение слова и грамматическое значение
БЕРЁЗА - лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. (слайд 11)
Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п.
СЛОВО ВЯЗЬ
Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова самостоятельно, то что мы должны сделать? (обратиться к толковому словарю) (слайды 12,13)стр. 269 в учебнике
Из уроков литературы нам уже известен автор одного из известнейших словарей. Кто это? («Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля) (слайд 14, 15)
Выполнение упражнения 314 с использованием толкового словаря
Проверка с сигнальными картами
- Чему мы научились при выполнении этого упражнения?
Задание по карточкам (определить лз слов по вариантам)
Найдите слова с одинаковым грамматическим значением, выпишите их
Ель,
бежит, на дереве, стол, говорить, на окне
(слайд
16)
VIII. Итог урока
- Какое значение уникально, а какое можно применить к группе слов?
-Зачем нужно лексическое, а зачем грамматическое значение?
( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ)
IX. Домашнее задание §55, упр. 313 и 316 (на выбор) (слайд 17)
Х. Рефлексия
Ответы на карточках
Сегодня на уроке я узнал…
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Телеграмма (слайд 18 )
- Ребята, а вы знаете, что такое телеграмма?
(сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации)
Почему это слово стало редко употребляться?
Учащиеся отправляют телеграммы друг другу
Кому_______________________________
Текст сообщения______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наумова Ирина Александровна
→ Публикатор 14.09.2015 0 27895 1652 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы