Отчёт
по
самообразованию
учителя
начальных классов
Бышук Веры
Владимировны
МОУ
«Рыбачьевская школа»
«
Скажи мне и я забуду
Покажи
мне, и я запомню
Вовлеки
меня и я научусь»
(Китайская
пословица)
В этом году наша
школа перешла в законодательство
Российской Федерации, а начальная школа
на новые стандарты.
Прежде всего, я
начала с изучении программы, где
познакомилась с темами и учебными
универсальными действиями (УУД). Затем
составила сама рабочую программу по
предметам. Дальше познакомилась со
структурой урока. На уроках я стала
использовать элементы уроков нового
стандарта. Столкнулась с тем, что ребята
начали знакомиться со словом «проект»
во время уроков.
В течение последних двух лет работаю
над темой «
Развитие творческих способностей
учащихся через внедрение проектной
деятельности в начальной школе», в
этом году моя тема изменилась и дополнилась
в соответствии со ФГОС НОО и теперь моя
тема звучит так:
«
Развитие творческих способностей
учащихся через внедрение проектной
деятельности в начальной школе, как
средства формирования УУД в условиях
внедрения ФГОС НОО.»
Метод проектов
заинтересовал меня потому, что его
основная идея состоит в стимулировании
интереса школьников к учебной деятельности.
Главное достоинство проектного метода
– высокая степень самостоятельности,
инициативности учащихся.
В
основу метода проектов положена идея
о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат,
который получается при решении той или
иной практически или теоретически
значимой проблемы.
Проектные
технологии применяются мною на уроках,
во внеурочной деятельности, внеклассной
работе.
Проектная деятельность младших школьников
способствует развитию общеучебных
навыков:
-
социальных
– умение работать в группе; умение
выполнять роли лидера, исполнителя,
оппонента; умение пойти на компромисс.
-коммуникативных
– слушать и слышать, принимать другое
мнение, высказывать своё мнение,
презентовать результат работы.
-мыслительных
– анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, выявление закономерностей.
В начальной
школе можно выделить следующие виды
учебных проектов:
-
по
доминирующему в проекте виду деятельности:
исследовательские, информационные,
практико-ориентированные, ролево-игровые,
творческие;
-
по количеству учащихся:
индивидуальные, парные, групповые,
коллективные;
-
по месту проведения:
урочные, внеурочные;
-
по теме:
монопроекты (в рамках одного учебного
предмета), межпредметные, свободные
(выходят за рамки школьного обучения)
-
по продолжительности:
краткосрочные (1-2 урока), средней
продолжительности (до 1 месяца),
долгосрочные.
Этапы подготовки проекта можно выразить
в правиле
«пять П»:
-
проблема
– социально значимое противоречие,
разрешение которого является прагматической
целью проекта.
-
проектирование
– процесс разработки проекта и его
фиксации в какой-либо внешне выраженной
форме.
-
поиск информации
– сбор информации: обращение к уже
имеющимся знаниям и жизненному опыту,
работа с источниками информации, создание
собственной системы хранения информации.
-
продукт проектной деятельности
– конечный результат разрешения
поставленной проблемы.
-
презентация
– публичное предъявление результатов
проекта.
На всех этапах работы над проектом
формируются навыки самостоятельной
работы. Под руководством учителя ученики
сами выбирают оптимальные пути решения
данной проблемы.
Так как я сейчас
работаю по учебно-методическому комплекту
«Школа России», работа над проектами
входит в программу обучения и является
обязательной как для учителя, так и для
ученика.
Работу над
проектами мы начали в первом классе с
простых краткосрочных коллективных и
групповых творческих проектов на уроках
технологии и изобразительного искусства,
во внеклассной работе (осеннее дерево,
домашние животные, Новогодняя ёлочка,
любимая игрушка). Ребята знакомились с
принципами создания проекта, этапами
и правилами работы над ним. Постепенно
мы переходили к более сложным
индивидуальным проектам. Сначала, в
работе над такими проектами, ученикам
помогали родители.
В
конце первой четверти 1 класса мы делали
коллективный творческий проект с
элементами индивидуальной работы - это
создание папки для уроков математики
«Геометрия вокруг нас». Ребята
самостоятельно рисовали рисунки с
геометрическими фигурами для урока,
выполняли аппликаци и всё это оформляли
на альбомных листах. Вся работа была
выполнена в классе. Листочки были
оформлены в папку. В ходе работы над
этим проектом ребята обучались под
руководством учителя планировать свою
работу, презентовать готовый результат,
оценивать свою работу и работу
одноклассников.
Проекты
в начальной школе это не доклады, не
сухой отчёт- это красочное действо, в
основе которого лежит развитие
познавательных интересов учащихся,
умений самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, проявлять
компетенцию в вопросах, связанных с
темой проекта, развивать критическое
мышление.
В
этом году я поставила себе цель научить
детей самостоятельно конструировать
свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве.
Задачи:
Познакомить
со словом «проект».
Научить
находить информацию в различных
источниках.
Уметь
оформлять эту информацию на разных
носителях.
И
поэтому темы детских проектных работ
во 2 классе выбирала из содержания
учебных предметов или из близких к ним
областей. Дело в том, что для проекта
требуется личностно значимая проблема,
знакомая младшим школьникам и значимая
для них.
Проблема
проекта, обеспечивающая мотивацию
включения школьников в самостоятельную
работу, должна быть в области познавательных
интересов учащихся и находиться в зоне
их ближайшего развития.
Помощниками
учащихся являются учитель, родитель.
Привлекая к этой работе родителей важно,
чтобы они не брали на себя выполнение
части работы детей над проектами, иначе
губится сама идея метода проектов. А
вот помощь советом, информацией,
проявление заинтересованности со
стороны родителей – важный фактор
поддержки мотивации и обеспечение
самостоятельности школьников при
выполнении ими проектной деятельности.
С этой целью я провела родительское
собрание,на котором разъяснила родителям
суть метода проектов и его значимость
для развития личности детей; рассказала
об основных этапах проектной деятельности
и формах возможного участия родителей
в ней.
Первый
проекты во 2 классе были по окружающему
миру: «Красота
воды», «Красота растений».
Эти
проекты делали ребята два урока: на
первом уроке мы обсуждали что относится
к слову «красота» и поставили себе цель
«Что они хотят узнать о красоте воды и
растений», ко второму уроку они находили
информацию из разных источников:
библиотека, интернет. Оформляли работы
на кружке. Защита проектов была
представлена выставкой работ учащихся.
Следующий
проект «Удивительные
животные»
продолжительностью в неделю уже увлёк
самих ребят. Они сами предлагали, что
можно узнать о животных и сами себе
выбрали подтемы. Оформлены работы были
на альбомных листах, снова была их
выставка. Но главное, что каждый ребёнок
уже на уроке сам представлял свою работу,
с увлечением рассказывали об удивительных
животных нашей планеты.
К
Новому году наш класс участвовал в
общешкольном проекте «Снеговиков».
Этой работой были увлечены не только
дети, но и их семьи. Результатом стала
грандиозная выставка снеговиков из
разных материалов.
Краткосрочные
проекты, которые ещё нам очень запомнились:
«Сказочная птица» (по ИЗО)-продукт:выставка,
«Сочиняем небылицы» (литературное
чтение)- продукт книжка-малышка, «Игры
на уроках русского языка»- продукт
папка, «Космобиль»-продукт выставка
поделок из разных материалов.
В
феврале мы впервые взялись за долгосрочный
проект «Моя родословная». На уроке «
Окружающий мир» познакомились с понятием
«родословная», обсудили значимость
знаний о своей семье, о хранении семейных
реликвий; разработали план сбора
информации о своих родных и близких.
Так же была проведена консультация для
родителей по теме проекта. В каждой
семье никто не остался равнодушным к
созданию своей родословной. Промежуточным
итогом стала выставка родословных в
классе, а также на родительском собрании.
По решению учеников и родителей мы
решили продолжить сбор информации и
усовершенствовать оформление родословных.
Итогом станет семейный отчёт на совместном
собрании учеников и родителей в мае.
Подготовка
к празднованию 70-летия Великой Победы
не оставила в стороне и наш класс.
Поколение нынешних учащихся практически
ничего не знает о великом подвиге
советского народа в годы войны, о подвигах
членов их семей. При сборе информации
для создания родословной, ученики
столкнулись с родственниками, которые
прошли все ужасы войны и узнали небольшую
информацию о них. Вот мы и решили, что
узнаем всё о наших прадедушках и
прабабушках-героях тех событий. Так
родился проект «Я помню! Я горжусь!». И
снова главными помощниками стали
родители, которые поддержали нас в
создании такой базы данных о своих
родственника. Поднимались семейные
архивы, старые фото, воспоминания близких
и родных. Впервые с детьми мы работали
в интернете на сайтах «Подвиг народа»,
«Мемориал», «Книга памяти». Сколько
было радости, если там находили информацию
о близком человеке.
Часть
работ уже оформлена и представлена на
выставке, остальные в доработке.
Продуктом
нашего проекта планируем составить
видео-открытку и разместить на сайте
школы и в социальных сетях, а также
провести урок «Я помню! Я горжусь!»
От
урока к уроку, от проекта к проекту дети
набирались опыта, развивалась их речь,
память, учились оценивать себя и
выступление одноклассников. В основном
у меня дети выполняют индивидуальные
и групповые проекты. Темы для проектов
выбираю с учетом программного материала
и интересов учащихся. Это делается для
того, чтобы проекты способствовали
расширению знаний обучающихся и
применению полученных знаний на практике.
Материал
дети представляют в различном варианте
– кто-то в устной форме, кто-то готовит
сообщение от руки, кто-то в печатном
варианте, у кого какая возможность и
желание. Но обязательно добиваюсь, что
бы материал, который готовят дети, был
им понятен и доступен, а не просто скачан
с интернета. Каждый проект очень
интересен.
Все
материалы по проектам находятся в
портфолио учащихся в классе.
Дети приходят в
школу учиться, то есть учить себя.
Исследовательская и проектная
деятельность в образовательном процессе
позволяет достичь максимального эффекта.
Моя роль— помочь детям в этом.
10 заповедей
творческой личности,
выведенные Полем
Вайнцвайгом :
“Будь
хозяином своей судьбы.
Достигни
успеха в том, что ты любишь.
Внеси
свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй
свои взаимоотношения с людьми на
доверии.
Развивай
свои творческие способности.
Культивируй
в себе смелость.
Заботься
о своем здоровье.
Не
теряй веру в себя.
Старайся
мыслить позитивно.
Сочетай
материальное благополучие с духовным
удовлетворением”.