«Гаджеты отбивают у детей способность к аналитическому мышлению. Моя задача научить их подходить к любой проблеме творчески»


Руководитель рекламной компании, снимающей телевизионные ролики, Махсут Жаримбетов организовал детскую студию мультипликации «Алақай!» («Ура»). Вот уже четвертый год его студия работает с детьми г. Шымкета (Казахстан). Почему Махсут решил заниматься с детьми, как проходят его занятия и какими секретами поделится аниматор-мультипликатор с учителями, желающими открыть такой кружок?


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

— Здравствуйте, Махсут! Расскажите, пожалуйста, о себе. Как получилось, что Вы, человек с техническим образованием, подались в преподавание и начали работать с детьми?

— После окончания Казахского химико-технологического института я десять лет проработал инженером энергосистем, а затем на местном телеканале инженером по спутниковой связи. На телевидении постепенно начал создавать молодежные программы, и вылилось это все в открытие собственной рекламной студии «Жебе» («Стрела»). Однажды пришел заказчик, который захотел, чтобы ролик был необычный, «смешной». С этого все и началось.

—Что это был за ролик?

— Шел 1999 год. Мы решили сделать мультфильм в программе создания анимации Macromedia Flash. Заказчику понравился рекламный ролик, а нам понравилось рисовать мультики. С этих пор с анимационной стези и не сходили. Затем целый год работали над мультфильмом «Алдар Косе и шайтаны», полностью отказавшись от производства рекламы.

Ссылка на мультфильм >>>

— А дальше?

— В 2005 году я создал собственную студию мультфильмов «Анимастер». Сам занимался подготовкой кадров для студии. Приглашал выпускников художественных колледжей, университетов, объяснял технологию производства анимации, обучал компьютерным программам. «Анимастером» было создано немало мультфильмов.

— А после работы со студентами стали заниматься со школьниками?

— Да. В 2012 году я был членом жюри Международного фестиваля анимационных фильмов «Анимаёвка-2012», просмотрел множество детских мультфильмов. В основном это были работы из России и Беларуси. Тогда подумалось, что в Казахстане никто не работает с детьми в этом направлении, что нет ни одной детской анимационной студии. И я решил открыть студию, назвал ее «Алақай!» («Ура»), и уже в сентября 2013 года мы набрали первую группу ребят.

— Расскажите о своих учениках, кто они? Оправдались их ожидания, ведь направление студии было необычным?

— Мы набрали 15 учеников, но к концу года осталось всего 6 человек. Кто-то не смог заниматься по состоянию здоровья, так как требовалось много работать с техникой и с мелкими деталями. Некоторые дети ожидали, что мы будем смотреть мультики, а не создавать их, им показалось это занятие слишком утомительным, и они ушли. Моя неопытность тоже сказалась, наверное. Не было у меня какой-либо методики, опыта работы с детским коллективом. Пришлось находить свои пути, чтобы заинтересовать детей. Второй год обучения был уже стабильным.

— А в этом году?

— В этом году мы набрали 30 учеников. У меня несколько групп: есть утренние, есть дневные. Разделение идет по годам обучения, а не по возрасту учеников: в одной группе занимаются дети с 1 по 10 классы — выпускникам просто не под силу и готовиться к экзаменам, и полноценно заниматься в студии.

— Сейчас у вас учатся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с ДЦП или есть и другие дети?

— «Особенных» детей пока немного — пять человек. Я привлек детей с ДЦП, обратился в управление социальной защиты, благотворительные организации, к друзьям из телевизионной и пишущей братии, с их помощью дал информацию в местных СМИ, пригласил в студию.

— Детям нравятся занятия?

— Если судить по посещаемости, детям занятия нравятся. В группах нет взаимного отчуждения — мне удалось создать теплую обстановку в группах, и я рад своей маленькой победе. К тому же сейчас мы приступили к работе над мультфильмом, рабочее название которого «Лев Понтрягин». Это академик Академии Наук СССР в области математики, который из-за несчастного случая ослеп в 14 лет. Но, благодаря близкому участию школьных друзей к его беде, он не остался в одиночестве и смог закончить школу с золотой медалью.

— А что думают родители особенных детей?

— Они относятся с доверием к нашим занятиям. Я дорожу этим.

— Как устроено обучение в вашей студии. Дети занимаются только в классе или дома тоже выполняют какую-то работу?

— Да, если необходимо, то я озадачиваю учеников домашней работой. И не только детей, но и их родителей. Например, почему бы дома не прочесть ту или иную книгу, сказку, рассказ. Тем более, что ребенок только пошел в первый класс и сам прочитать книгу не может.

— По какому принципу вы строите создание мультфильма?

— Принцип у меня простой: главное — не рисунок, а история, которая рассказана в фильме. Наши дети создают мультфильмы из пластилина, аппликаций, рисунков. Ученики старшего возраста выполняют компьютерную анимацию. Самое сложное — приучить детей к чтению книг. Они живут в мире компьютерных игр, всевозможных гаджетов, планшетов, интернета… Все эти приспособления и развлечения отбивают у них способность к аналитическому мышлению, созданию собственного творческого продукта. Поэтому я их заставляю читать книги. Литературная грамотность — прежде всего. Я не ставлю перед учениками цели, что в будущем они обязательно должны стать мультипликаторами — они могут заниматься любой деятельностью во взрослой жизни, но важно, чтобы они умели творчески подходить к любой стоящей перед ними проблеме.

Оборудование детской студии анимации и мультипликации

— Согласна. Какая предварительная работа требуется для создания мультфильма?

— Разумеется, организация самой студии. Помещение, оборудование, материалы и многое другое, которое возникает в процессе обучения. Мне пришлось закупить сверлильные станки, электрическое точило, паяльники, мелко-слесарный инструмент. Хорошо, что есть спонсор в лице Союза охраны природы Германии.

 

Это оборудование необходимо для изготовления
каркасов кукольных и пластилиновых персонажей


В современных условиях развития сферы услуг дети практически не занимаются мелким домашним ремонтом. Поэтому они не умеют забить гвоздь, прикрутить шуруп. Даже плоскогубцы неправильно держат в руках. Поэтому я им иногда даю такие домашние задания, чтобы занимались закручиванием и выкручиванием шурупов в кусок дерева. К следующему уроку дети с удовольствием показывают мозоли на ладошках


— Как создается мультфильм?

— Во-первых, нужно написать сценарий. Я объясняю детям, что это, возможно, самая скучная часть создания мультфильма, но самая главная. Составные части сценария: начало — «завязка» — кульминация — «развязка» — финал. Учимся на примере: смотрим мультфильм. Любой, главное хороший. Анализируем увиденное, раскладываем «по полочкам»: в каком месте началась «завязка», как пришли к кульминации и чем завершился мультфильм. Затем даю домашнее задание написать собственный сценарий.

— Дома?

—Да. На следующих занятиях обсуждаем и анализируем подготовленные сочинения. Это уже групповая работа. Дети сами начинают совершенствовать сценарии друзей. Разумеется, обсуждения надо направлять в правильное русло. Параллельно с подготовкой сценария дети учатся рисовать анимационные персонажи на основе круга, прямоугольников, каркасов-скелетов. Изучаем походку двуногих и четвероногих персонажей, фазы полета птиц. Дети не сразу усвоят тонкости анимации на этом этапе, но во время съемки фильма они обязательно вспомнят пройденное и подойдут к анимации более осмысленно.

— То есть работа над сценарием и основами анимации идет параллельно?

— Да. Когда дети подготовят окончательный сценарий, то уже и начнется непосредственная работа по созданию самих персонажей. Кто-то будет делать их из пластилина, кто-то будет выполнять мультик из аппликаций. Дети старшего возраста могут быть допущены к компьютерной анимации.

— А почему только старшеклассники? Ведь компьютер дает такие хорошие возможности анимации. Тот же Macromedia Flash.

— Я специально не допускаю младших детей к компьютеру. Из тех соображений, что за компьютером они уже сидят с детского сада. Дома — игровой компьютер. В сотовом телефоне — интернет с голосовым поиском. Пусть поработают руками, карандашами, ножницами, сверлят шарики, паяют кукольные конструкции, пилят и точат детали персонажей и аксессуары. Пусть развивают мелкую моторику, приобретают сноровку при работе с различными инструментами.

— Сценарий готов, персонажи созданы. А дальше?

— Раскадровку мультфильмов выполняю сам, объясняю, что это предварительная визуализация фильма. Особой темой занятий становится крупность планов в кино и на телевидении, композиция кадра на основе «золотого сечения». А далее — съемочный процесс.

— Посмотрев ролик о вашем кружке, я поняла, что требования к оборудованию не высоки: простой штатив и фотоаппарат. Что еще? Специальное программное обеспечение? Освещение?

— «Голь на выдумки хитра». Конечно, можно обойтись минимальным набором оборудования: штативом и фотоаппаратом, только штатив должен быть потяжелее, а фотоаппарат обязательно с возможностью ручной установки параметров съемки.

Фотоаппарат Canon EOS 1100D, установленный на фотоувеличителе.
Позволяет снимать фильмы из аппликаций.

— Что еще?

— Студийный свет. Помещение с искусственным затемнением. Вместо профессиональной светотехники можно обойтись имеющимся в наличии, но не рекомендую люминесцентное освещение: картинка от такого света «холодная», лучше использовать лампы накаливания или галогеновые лампы.

В качестве студийного света использованы галогенные прожектора
мощностью по 500 и 150 ватт.
Их можно приобрести в любом строительном магазине.
Хотелось бы оснастить профессиональным студийным светом, но пока нет средств. 

Звукозаписывающее оборудование. У меня неплохой конденсаторный микрофон, звуковая карта, микшерный пульт и звукопоглощающая микрофонная кабина.

Звукопоглощающая микрофонная кабина. Изготовил самостоятельно.
Конструкция — панельная, разборная.
Примерные размеры: ширина — 130 см, длина — 200 см, высота — 220 см.
Толщина панелей — 5 см, проложены стекловатой.

Компьютеры для анимации могут быть любые, потому что Macromedia Flash не требует больших процессорных ресурсов. Графические планшеты.

— А какой у вас фотоаппарат? В какой программе делаете монтаж?

— Фотоаппараты Canon EOS 1100D и Canon EOS 650D. Программное обеспечение Dragon Frame (Dragon Stop Motion). Для монтажа и анимации используются программы Adobe Premier и Adobe After Effects. Эти программы ресурсоемки, поэтому компьютер, предназначенный для монтажа, должен иметь хорошую производительность и оперативную память.

При общении с российскими коллегами по детской анимации обозначилась одна проблема. Не знаю, насколько она реальная, но Россия хочет пользоваться собственными компьютерными программами. Поэтому детские студии не могут воспользоваться вышеприведенными приложениями. Ждут российских разработок.

— Какова продолжительность мультфильма?

— Около пяти минут, не более.

— Сколько длится работа над мультфильмом?

— К концу учебного года дети должны увидеть результаты своих стараний. Иначе сплошное расстройство как учеников, так и мое личное. К отложенной работе ребенок может и не вернуться. А если и вернулся, то в течение лета пластилиновые фигурки теряют форму, покрываются пылью. Аппликации куда-то теряются. Продолжительность съемки мультфильма зависит от многих факторов. Во-первых, это ответственность самого автора. Если он пропускает занятия, не выполняет порученные задания, относится к делу с ленцой, то и проект его затягивается. В среднем на производство одного мультфильма уходит около одного-двух месяцев. Некоторые проекты искусственно затягиваются. Потому что не хватает съемочных площадок: когда снимается пластилиновый мультфильм, то невозможно убрать всю постановку и снимать другой мультфильм на этой же площадке. Поэтому те ученики, которые в очереди, помогают быстрее отснять уже запущенный проект.

— Как вы выбираете тематику мультфильмов?

— Как я уже сказал, дети придумывают сценарии сами, но в 2016 году мы ориентируемся направлены на различные фестивали и конкурсы, в том числе,  которые еще не состоялись.

Махсут пришел в Дворец школьников Шымкента, не имея за плечами педагогического образования и опыта работы с детьми. Директор поверила ему и не ошиблась: студия существует уже четвертый год, достигнуты результаты на местном и международном уровне, дети и родители довольны. Стоит ли нам жестко требовать наличия педагогического образования для работы с детьми? Думаю, что нет, ведь тогда к нашим детям не придут практики, профессионалы своей области, желающие передать свой опыт.

Вы можете связаться с Махсутом Жаримбетовым через наш сайт.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Комментарии • 15:11, 28.11.2016
А как можно пообщаться с руководителями объединения, обменяться опытом, посмотреть работы, может группа есть в соц. сетях?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 15:11, 28.11.2016
Вы можете связаться с Махсутом Жаримбетовым через наш сайт (его профиль: http://pedsovet.su/index/8-268957)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 15:10, 28.11.2016
Я тоже хочу создать студию анимации. Статья замечательная. Ведь результат есть - это самое главное!