Новые техники рукоделия при работе с детьми в сфере дополнительного образования


Находя новые для меня виды рукоделия, новые способы обработки ткани, лент, я увлекаюсь ими, осваиваю, а затем внедряю в свою программу. В этом и заключается одна из базовых компетентностей педагога, активизация его личных и профессиональных качеств в освоении и внедрении новых форм работы с детьми и подростками.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Старая система дополнительного образования детей предполагала в основе лишь воспитание, не декларируя обучения и развития: то есть знания, полученные детьми в кружках и секциях, считались малозначимыми, второстепенными.

В настоящее время точка зрения изменилась. Школа дает полноценное образование, важное и значимое, но многогранность развития личности, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно. По своей сути дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы, в этом — ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Известно, что в течение долгого времени педагоги в сфере внешкольного (дополнительного) образования были обязаны работать только по типовым государственным программам. Но в связи с изменением статуса внешкольных учреждений, возникла необходимость в образовательных программах нового поколения. И сегодня обновление программного обеспечения — актуальное направление деятельности педагога дополнительного образования.

В течении 8 лет я являюсь руководителем объединения «Лоскутная мозаика». Сначала в объединении мы занимались поделками из ткани, аппликацией из ткани (шитой и клееной), лоскутным шитьем «печворк». Заниматься этой деятельностью могут учащиеся, начиная с 5-го класса и старше, но, как оказалось, любителей шить на швейной машине найти не так уж просто — с набором детей были проблемы, и я находилась в постоянном поиске новых видов деятельности.

Вышивка лентами

Так получилось, что около шести лет назад в отпуске мне попалась в руки книга по ленточной вышивке. Я так заинтересовалась! Купила несколько книг, ленты, специальные иглы и весь отпуск вышивала. В книгах нашла все основные виды швов и стежков по ленточной вышивке. Получилось, что сама увлеклась и решила увлечь этим занятием детей. Им очень нравится вышивать лентами — работы получаются красочные, нежные. Дети и их родители в восторге! Пришлось пойти на компромисс, ответить на запрос общественности и внести изменения в программу.

Тонирование ткани

Вышивали мы раньше только на однотонных тканях, пока я не решила попробовать тонировать фон для вышивки. Сама я неплохо рисую, ещё лучше срисовываю. В книгах видела великолепные пейзажи, вышитые лентами и нитками на рисованном фоне. И я начала пробовать: рисовала и на бязи, и на шелке.

Машинная вышивка

Я вспомнила о навыках, приобретенных во время работы в ателье (там вышивальщица делала вышивки на деталях одежды, а я в свободное время от раскроя брала у нее уроки). Начала вспоминать забытое и пробовать новое. В изготовлении панно с машинной вышивкой мне очень пригодилось умение расписывать фон. Цвет фона имеет огромное значение. Детям не просто дается эта техника, но очень нравится! И я также включила этот блок в программу. В Интернете я заказала еще книги по этому виду деятельности, а так же книгу «Искусство скульптуры из нитей». 

Гильоширование

Затем овладела техникой гильоширования: мы делаем цветы, салфетки, панно. Но этому виду творчества по программе уделяется совсем немного времени, потому что работа с горячим прибором очень опасна, нужно уделять внимания каждому ребенку.

Тонирование лент

Следующий не менее интересный вид творчества — это тонирование лент. Я посмотрела несколько видео мастер--классов в Интернете, поупражнялась сама. Хочу отметить: это довольно занимательное занятие для тех, кто любит рисовать. Тонированные ленты выглядят особенно: в одном листике или лепестке может присутствовать несколько оттенков. И это придает работе сходство с натуральными, живыми растениями. Многооттеночность придает изделию индивидуальность, неповторимость в прямом смысле этого слова, где необходимо, можно подчеркнуть объёмность, глубину или рельефность элементов вышивки. Тонировка лент ведется по необходимости как перед началом работы, так и после завершения. Все индивидуально. Детям очень нравится этим заниматься, и поэтому изучение техники тонирования так же включено в мою программу.

Вышивка по гобелену

Вышивкой по гобелену мы увлеклись после того, как я попробовала вышить на гобеленовой наволочке. Изысканность этим работам предает красивый многоцветный тканый фон, который самому сделать не возможно. Я заказала в интернет-магазине гобелены с цветочными рисунками. Вышивать по ним конечно не просто, даже физически тяжело Мы чаще всего вышиваем тонированными лентами или тонируем готовую вышивку, поэтому заниматься этим могут дети средней и старшей возрастной группы, имеющие умения и навыки в этой области, освоившие основы данного вида деятельности.

Декупаж

Модный дизайнерский прием бумажной аппликации декупаж, в нашем случае на ткани, помогает осуществить наши самые смелые фантазии и раскрасить дом нежными цветными узорами. Мы стали использовать декупаж в изготовлении сувениров к разным праздникам, предметов интерьера и конечно же панно. По декупажу, как по рисунку на холсте, вышиваем нитками и лентами. Получается очень оригинально!

Канзаши

В прошлом году я освоила «канзаши», японскую технику складывания из лент. Работа в этой технике требует не меньше терпения и усидчивости, чем при работе в моей любимой «ленточной вышивке», но это новое увлечение заворожило и моих воспитанниц! Цветы, изготовленные в этой технике, можно использовать при украшении заколок для волос, ободков для волос, брошей, а так же шкатулок, топиариев, панно, — всего, на что хватит фантазии.

Таким образом, находя новые для меня виды рукоделия, новые способы обработки ткани, лент, я увлекаюсь ими, осваиваю. А затем внедряю в свою образовательную программу. В этом и заключается одна из базовых компетентностей педагога, активизация его личных и профессиональных качеств в освоении и внедрении новых форм работы с детьми и подростками.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 карелочка • 15:44, 16.04.2014
Елена, как я вас понимаю! Сама 2 года мечтала освоить технику свит-дизайна (букеты из конфет). Прошлым летом, наконец-то, стала заниматься. Теперь не могу оторваться от этого увлекательнейшего занятия. Мои умения применяю и в школе. Делаем с детьми цветы на праздники 8 марта, День учителя, новый год и др. Я кружков не веду, просто являюсь зам.директора по ВР и по роду деятельности приходится каждый праздник придумывать что-то новое. С удовольствием делюсь своими знаниями в руководителями кружков. А вышивка лентами - это моя следующая мечта. Рада за Ваших детей, что с ними работают такие замечательные педагоги.