Обнаружить скрытое
В какой-то момент все без исключения школьники испытывают сложности с восприятием учебного материала. Причины могут быть разные:
- много проболел;
- не был на объяснении трудной темы;
- был в расстроенных чувствах или плохо себя чувствовал и плохо понял объяснение и др.
И вот уже школьник, который вообще-то неплохо успевает по предмету, начинает «плавать»: что-то не понял в задаче или в упражнении, не смог внятно ответить. Вроде бы, мелочь, но негативное отношение ребенка к теме или предмету и обиды на учителя, поставившего вдруг «тройку» накапливаются, а «белое пятно» в восприятии увеличивается. И вот к контрольной работе по теме ученик приходит со столь значительными пробелами, что не может выполнить ее успешно. «Двойка» может подкосить ученика, вызвать разочарование в себе или ненависть к предмету.
А ведь избежать всех этих бед было можно, если бы учитель сумел вовремя заметить, что ребенок не владеет материалом. Но как это сделать? Ведь в классе так много детей!
Все под контролем
Конечно, любой из нас уделяет дополнительное внимание ученику, который много проболел. Мы опрашиваем его, предлагаем подойти после уроков или на перемене, чтобы разобрать тему, интересуемся, все ли он понял. И нередко результаты обнадеживающие, ведь в таких условиях, по большому счету, невозможно проконтролировать все.
Кроме того, может быть, ребенок был на уроке, но «витал в облаках». Учитель мог этого и не заметить. Этого мог не заметить и ребенок; не всегда он в этом и виноват: задремал с открытыми глазами, так как маленький братик или сестренка всю ночь не давали спать; любимый хомячок заболел, и ребенок не может сосредоточиться от беспокойства за зверюшку и т.п. В этом случае на помощь приходит текущий контроль.
Текущий контроль способен помочь выявить учеников, которые плохо поняли тему. Его следует проводить на каждом уроке в той или иной форме; к этому призывает нас и новый ФГОС.
Как проводить текущий контроль?
Во-первых, конечно, нам поможет домашнее задание. Оно выполняется школьником самостоятельно и поэтому помогает понять, способен ли ученик выполнять работу в соответствии с материалом, изученным на уроке. Конечно, это не вполне надежный способ, ведь учитель не может быть полностью уверен, что школьник и в самом деле выполнил работу самостоятельно. Он мог ее списать у более продвинутого одноклассника или из интернета. Возможно, ребенку помогли родители или репетитор.
Чтобы этого избежать, можно несколько менять задания. Например, в задании в учебнике сказано: «Списать текст». Можно предложить вместо этого выписать слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы; составить таблицу; выполнить изложение текста своими словами и т.п.
Или дать какое-то творческое задание. Творческие домашние задания обычно нравятся детям; полезны они и для учителя, так как помогают выявить глубину понимания темы. Если ребёнок может справиться с таким заданием, это означает, что тему он понял хорошо и ориентируется в ней. Например, можно предложить самостоятельно придумать задачи на какую-либо формулу по физике или даже придумать задачу по готовому решению. Можно предложить сделать сценарий документального фильма по теме, провести «интервью» с историческим деятелем или с изобретателем (например, с Кутузовым — о ходе Бородинского сражения; с Ньютоном — о его открытиях и т.д.)
При проверке обычного домашнего задания стоит просить школьника объяснить, как он выполнил задание и почему выбрал именно этот способ.
Конечно, домашнее задание — не единственный вариант текущего контроля. Его можно применять на этапе актуализации знаний, закрепления материала, рефлексии и т.д. На каждом этапе есть возможность уделить 3-5 минут тому, чтобы уточнить, понимают ли дети учителя, дается ли им материал.
Это разного рода опросы (устные, письменные; индивидуальные, групповые, фронтальные; взаимоопросы), тесты, диктанты (терминологические, графические, словарные). Есть множество интересных вариантов нетрадиционного контроля:
- «шесть шляп»;
- денотатный граф;
- формулирование вопросов;
- «общее – уникальное»;
- цепочка соответствий;
- головоломки и т.д.
О многих из этих видов контроля можно прочитать на нашем сайте по ссылкам.
Как найти причину отставания?
Плохой результат на контрольной работе или во время устного ответа не всегда означает, что у школьника проблемы с восприятием темы. Возможно, он просто именно в этот день не смог подготовиться. Или, например, у него болит голова. Если он плохо отвечает у доски, то и тут причины могут быть разные. Например, страх публичного выступления. И даже если прежде такого у школьника не наблюдалось, ведь в ходе полового созревания происходит и изменение характера, появляются психологические проблемы, могут и страхи появляться. Однако это достаточное основание для того, чтобы взять ученика на заметку, предложить ему работу по той же теме в другой форме, чтобы удостовериться: проблема в непонимании материала или, допустим, это какая-то психологическая проблема.
Чтобы выявить непонимание темы, можно предложить в школьнику несколько разнотипных заданий: скажем, задать ему несколько вопросов, предложить небольшой тест и какое-то практическое задание. Если результаты плохие, то это достаточное основание считать, что тема не понята. Впрочем, некоторые школьники, особенно в средней и старшей школе, способны и самостоятельно осознать, что материал ими не усвоен, и обратиться за помощью, если их отношения с учителем доверительные.
Причины и решения
Что может стать причиной проблемы непонимания? Это необходимо выяснить, для того чтобы понять, как помочь ученику.
Возможно, он очень много пропустил и поэтому не понимает, о чём идёт речь на уроке. В этом случае проблему проще было предотвратить, нежели теперь решать. Если школьник долго болеет, лучше начать бороться с отставанием заранее. Желательно предлагать такому ребенку какие-либо задания через интернет. Это позволит держать руку на пульсе и знать, понимает он что-нибудь или нет. Трудную тему можно объяснить лично, связавшись со школьником по Skype, или передать ему необходимую информацию виде текста, прикреплённого к электронному журналу или отправленном по почте. Сейчас на различных сайтах можно найти видеоуроки. Если есть подходящий в сети, то можно предложить ученику ссылку на такой видеоурок. Если же это не удалось осуществить, учителю придется потратить время на объяснение ребенку пропущенного материала, когда школьник выздоровеет.
Возможно, ученик недавно пошла пришёл в этот класс (и даже в эту школу), и оказывается, что у него значительные пробелы в знаниях. Обычно в таких случаях учитель составляет индивидуальный маршрут для ученика, позволяющий ликвидировать пробелы и в той или иной степени освоить новый материал, который предлагается в параллельно с пропущенным. Если это невозможно, то, по согласованию с администрацией школы, индивидуальный маршрут может включать дополнительные занятия для прохождения тем; тогда ребенку выдаются индивидуальные карточки для контроля, включающие материал не по текущей теме, а в соответствии с его индивидуальной программой. Однако это можно делать лишь если пробелы не слишком велики, в противном случае обычно ставится вопрос о дублированном обучении в том же классе.
Возможно, причина — снижение мотивации к изучению этого предмета. Чаще всего это случается у старшеклассников, которые полагают, что данный предмет им не нужен для поступления и никогда не потребуется в жизни.
В таком случае можно порекомендовать несколько способов решения проблемы.
Скажем, предложить детям игру «5 жизней». Учитель предлагает ребятам представить себе, что они могут прожить не одну, а пять жизней. На каждую из этих жизней им надо выбрать какую-нибудь профессию, все пять должны быть разные. Это помогает школьнику расширить свой кругозор и осознать, что ему интересны не только несколько предметов, которые нужны для поступления в выбранный вуз, но и другие, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ.
Зная, какую профессию хочет получить ученик, можно предлагать ему домашние задания в виде проектов или докладов, связанных с использованием предмета в его будущей профессии. Это повысит интерес ученика, заставит его серьезнее относиться к изучаемому материалу.
Конечно, причины неуспеваемости могут иметь свои корни в семье. Здесь могут помочь беседы с родителями, но могут и не помочь. Ведь реальной причиной может оказаться, например, развод родителей или твёрдое убеждение отца или матери в бессмысленности образования. В этом случае беседы мало что дадут и надо всё-таки рассчитывать только на себя. Учитель может беседовать со школьником, предлагать ему различные перспективы, для реализации которых ему потребуется знания. Это может принести какой-то эффект.
А как вы выявляете учеников, имеющих пробелы в знаниях? Как действуете, если такие проблемы открываются?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.