Способы актуализации опорных знаний в начале урока: приемы и рекомендации
То есть время этапа актуализации — в начале урока или в начале изучения темы. Обычно это второй или третий этап, то есть до или после проверки домашнего задания.
Где взять время для актуализации знаний?
Но на эти два этапа может уйти минут 15-20, почти не остается времени на познание нового — вот проблема, с которой нередко сталкиваются учителя (например, автор этой статьи, работающая с детьми с ОВЗ). Как можно ее решить?
- Можно заранее придумать такое домашнее задание, которое позволит совместить проверку с актуализацией. Это сократит время минут на 5-10. Несколько таких вариантов мы рассмотрим ниже.
- Можно совместить проверку домашнего задания с закреплением нового материала. Например, было задано скомпоновать слова в группы однокоренных и выделить в них корень. Изучен суффикс. Учитель дает задание по рядам выписать из домашнего задания ту или иную группу слов и выделить в них не только корень, но и суффиксы.
- Или предложить двум школьникам решить домашнюю задачу: одному прежде изученным, а другому — новым способом. Их еще можно потом сравнить: какой удобнее в данном случае.
- На истории многие вычерчивают прямую времени (хронологическую). В конце урока можно предложить вписать новое и одновременно проверить, как вписано старое (если таково было задание).
Актуализация знаний в ходе проверки домашнего задания
Удачный способ совместить два этапа в один. Тем более что на устных предметах это обычно получается само собой: отвечая на вопросы, ребята как раз и актуализируют знания. Труднее с письменными предметами и с теми случаями, когда надо актуализировать давно изученный материал.
Приемы актуализации при проверке домашнего задания
Викторина
На дом учащиеся получают задание составить викторину по какому-либо разделу. Очень удобно таким способом актуализировать знания по давно изученной теме. Но давать подобное задание есть смысл в классе постарше или в «умном». Ребятам еще трудно бывает сообразить, что в теме важно и интересно и годится для вопроса, а о чем спрашивать скучно или бессмысленно, так как это не очень ценная частность. Если окажется много вопросов в таком стиле, вместо веселой, азартной игры получится занудное«вылавливание блох», ребята не смогут ответить на вопросы, заскучают и расстроятся; ни о каком положительном настрое в таком случае не может идти речи.
Можно разделить класс на группы, убедившись, что в каждой есть ученик, понимающий смысл работы над викториной и особенности вопросов для нее, и дать групповое домашнее задание. Или предложить его не всем ученикам.
В начале урока проводится викторина, командная или нет — решать учителю
Но викторина есть викторина. Нужны призы. Что это будет: забавный ластик или «индульгенция» на одну ошибку в проверочной работе?
Опорный конспект
Можно предложить ребятам составить по теме конспект в той или иной форме. Смысл задания в том, чтобы они не просто вспомнили, «о чем там шла речь», а вычленили наиболее важную информацию, а в идеале — наметили связи и оценили важность материала. Для этой цели используются различные приемы. Например, фишбоун.
Такое задание обязательно надо проверить на доске или экране и проговорить все нюансы, иначе информация может остаться непроработанной значительной частью учащихся!
Логическая цепочка
Можно предложить составление логической цепочки в качестве домашнего задания каждому ученику (или отдельным ученикам, или по желанию), а можно заранее поделить учеников на группы (тут желателен вариант разделения по желанию ребят) и задать составить цепочки группами. Плюс этого способа в том, что проверка не займет много времени, а повторение будет довольно качественным. Минус — в недостаточной универсальности метода (цепочки по разным темам имеют различную информативность и ценность при освоении материала).
Проблема
В этом случае мы можем удачно включить в этап актуализации также и фазу вызова. Ее, кстати, часто совмещают с этапом актуализации, о чем речь ниже. Сложность лишь в том, что нечасто материал предполагает такую возможность.
Школьникам предлагается дома обдумать проблемный вопрос и ответить на него исходя из полученных знаний. Естественно, вопрос предлагается такой, что имеющихся знаний недостаточно — именно это должен осознать ребенок, придя к выводу о необходимости получения новых знаний.
Например, учитель дает список слов: «прикоснись, прикасаюсь, касательная, коснуться». По условию,все слова написаны правильно. Почему же в одних корень «кас», а в других — «кос»? Предполагается, что ребята, выполняя задание, вспомнят о чередованиях -лаг-/-лож-, -раст (-ращ-)/-рос-, -бир-/-бер- и т.п., изученных в прошлом году, и догадаются, что это что-то подобное. Самые сообразительные могут предположить даже, что правописание зависит от суффикса -а- по аналогии с -бир-/-бер- и т.п.
Разумеется, будут хитрецы, которые заглянут в следующий параграф учебника. Ну и пусть, ведь заглянут они по собственной инициативе, сами будут стремиться запомнить правило, чтобы блеснуть на уроке. А если кто-то загуглит— тоже хорошо. Интернет предоставляет много справочной информации — почему бы ею не воспользоваться? Задать правильный запрос— полезное умение, ведь для этого надо вычленить либо главную мысль, либо ключевые слова.
В качестве домашних заданий, направленных на актуализацию знаний, можно назвать еще приемы:
- «Толстые и тонкие вопросы»;
- различные таблицы и схемы;
- «Загадочную тетрадь»;
- создание настольной игры.
В сильных и более взрослых классах школьники сами составляют таблицу или схему; класса до 7 обычно целесообразно предложить ребятам заполнить готовую.
«Загадочная тетрадь»
Это форма творческого задания, любимая многими учителями литературы и, особенно, истории. Но на самом деле она может с успехом применяться на любом предмете.
Ученик загадывает исторического деятеля (писателя, литературного героя, ученого, понятие, явление, географический объект и т.д.) и описывает его, не называя. Тетрадь передается напарнику, который должен разгадать загаданное.
Амфитеатр — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ, представляющая собой круглый театр без крыши, где вокруг арены возвышаются ряды сидений
В том же стиле можно проводить и игры минут на 5:
Игры-пятиминутки на уроке
- Да и нет (один загадывает что-то, остальные угадывают, задавая вопросы, требующие односложного ответа);
- Три подсказки (про загаданное что-то сообщают, все пытаются угадать; если не получилось, дается подсказка; так же вторая подсказка и третья; подсказки располагают по степени возрастания очевидности связи с загаданным) и т.п.
Разумеется, можно использовать и многочисленные приемы, уже снискавшие любовь и педагогов, и школьников:
Актуализация совместно с фазой вызова
В соответствии с новыми ФГОС, желательно натолкнуть обучающихся на мысль, что им недостает информации; ребята должны сами сообразить, что им необходимо какое-то правило или формула и т.п. Создание обстановки дискомфорта от недостатка знаний обычно и называют фазой вызова.
Чаще всего именно ее совмещают с фазой актуализации знаний. Это логично. Ученик в результате осознает: «Вот это я знаю, но мне этого не хватает, чтобы решить проблему; нужна еще информация, которая позволит справиться с задачей».
Какие приемы можно использовать в этом случае?
Коллективная запись
Суть этой формы работы в том, что несколько групп учащихся (способ деления на группы непринципиален) в течение ограниченного времени (допустим, 5 минут) придумывают варианты решения проблемы и записывают на листочке фломастером того или иного цвета.
Затем все листочки вывешиваются на доску, от каждой группы один человек рассказывает, что они придумали, после чего происходит общее обсуждение путей решения проблемы.
Проблема подбирается учителем с таким прицелом, чтобы ученикам необходимо было вспомнить изученное и в то же время понять, что не помешало бы знать кое-что еще.
Например, на истории Отечества можно предложить тему «Выход из революционной ситуации» и т.п. Ребятам надо будет вспомнить, что за ситуация сложилась в этот момент, и попытаться спрогнозировать «виртуальное» будущее.
Ассоциации
Учитель называет ассоциации с каким-либо явлением или понятием, а школьники должны угадать, что он задумал. Или все предлагают ассоциации к предложенному понятию. Всегда именно учитель должен назвать новый термин, связанный с понятием, к которому придумываются ассоциации. Эта игра поможет сформировать еще одно важнейшее качество: привычку задавать вопросы. Ведь нередко у любого из нас бывает ситуация, когда учитель что-то объясняет, дети с умным видом кивают, а потом выясняется, что они не понимают какой-то важный термин. Или прочли текст, якобы все поняли, а несколько слов, оказывается, неизвестны и трактуются самым неожиданным и нелепым образом. «Почему вы не спросили, если не знаете, о чем речь?» Ответ очевиден: каждый боялся, что только он один не знает, спросит — и все будут смеяться. Игра в ассоциации, когда учитель умышленно называет незнакомый термин, поможет приучить ребят спрашивать о том, чего не знаешь.
Вот это незнакомое слово (неизвестный термин, неизученное понятие или явление) и есть то, что должно изучаться на новом уроке. Причем как это связано со всем остальным, становится очевидным по ходу игры или сразу же объясняется.
"Угадай, кто я"
В этой игре учитель или заранее подготовившийся ученик изображает человека или явление (например, инерцию). Остальные ребята должны угадать, кто (или что) это. Приведем пример: «Я помогаю вам насадить молоток на рукоятку». «Это из-за меня вы падаете, когда автобус резко останавливается». И т.п.
Неплохо, если у исполнителя роли есть какие-то элементы костюма, атрибуты его роли. А в младших классах это просто необходимо.
Интервью
Эта игра начинается так же, как предыдущая. Но роль играет обязательно учитель. После того как дети разгадали загадку, учитель предлагает задавать ему вопросы. Естественно, это требует от него блестящих и широких знаний по предмету и тщательнейшей подготовки. Если учитель — Солнце, то он должен ответить на любой вопрос о Солнце, ведь это он и есть!
В процессе ответов учитель сообщает и ту информацию, о которой ученики не спросили, но все же должны знать.
Этап актуализации очень важен, и он обязательно должен присутствовать на современном уроке. А вот форма может быть выбрана любая: в методической копилке каждого учителя наверняка найдётся несколько излюбленных приемов, которые нравятся ребятам и дают блестящий результат. Надеемся, что и наша статья подала каждому учителю новую идею для творчества. Если статья понравилась, нажмите кнопку Спасибо.
А какие приемы актуализации используете вы? Как проводите начало урока? Поделитесь в комментариях.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.