Марина Гладко, 24.01.2017 14

Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления


Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?


Обсудить статью (уже 14 коммент.) Опубликовать свой материал

Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Конспект урока

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

 

 

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС. 

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;
  • дать уточненное определение термина «корень»;
  • учить находить корень слова;
  • учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

           

 

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты. 

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Добрый день!

- Вы готовы к нашему уроку?

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Интерактивная игра «Поделись позитивом».

.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут.

- Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

 

Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

Минутка чистописания (фронтально)

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

Ос, ом, ло, бо

Уж небо осенью дышало…

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.

Словарный диктант (фронтально)

Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм

Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород.

Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы.

Личностные:

контролируют свои действия.

Предметные:

запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы.

Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.

Грамматическая разминка (фронтально)

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

- Какие слова мы записали?

- Что значит «словарные слова»?

- Давайте составим предложение со словом желтый.

Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй.

- Выделим в предложении основу.

- Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении.

- Скажите, о каком времени года мы составили предложение? 

Дают ответы на вопросы.

Составляют предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют основу предложения.

Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении.

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют главные члены предложения, различают части речи.

Развивать речь детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализиро-вать знания детей о частях речи.

Постановка учебной задачи

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает проведение  лингвистического исследования.

- В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово?

- Исследуем состав слова

заморозок.

- определите корень слова.

Зам, мор, замор, мороз.

- запишите корень на стикер и прикрепите к доске.

(Учитель записывает варианты на доске).

Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.

 

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока

- Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант?

- Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого?

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?

- Как найти корень слова?

Как вы считаете,  какая тема нашего урока?

(ФОО – фундаментальный образовательный объект)

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

Множество образцов ТК вы найдете в разделе Файлы нашего сайта в разделе каждого учебного предмета.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
14 ника656146 • 10:27, 11.06.2022
по 6-7 уроков каждый день...составление технологических карт-нереально.
[Материал]
avatar
13 jurijkashenko • 12:30, 16.04.2021
Вы знаете времени точно не хватает на конспекты так как требования возросли, а тут ещё технологические карты. это просто катастрофа. личной жизни вообще нет. Лишняя писанина. которая как показывает практика для отчётности. Просто отвратительно! жалко тех кому нужно провести три урока и более в день. Это катастрофа!!! Лучше бы зарплату повысили и один учебник по предмету сделали, как было в Советское время, все были грамотные и писали красиво. не то что сейчас.
[Материал]
avatar
12 nastyainet • 22:46, 05.02.2021
В виде таблицы не удобно. Основной текст в одной тонкой строчке. Я бы делала шапку к каждому этапу и текст.
И все это нужно для тех педагогов кто не умеет общаться. Вот мне важно записать в плане- конспекте- поздороваться с учениками. Обратить внимание ( как), заинтересовать ( как) и пр- все по полочкам разложить.
Нормальному человеку действительно переводить живое общение в схему трудно и не нужно.
[Материал]
avatar
11 marina_goryacheva_96 • 08:52, 14.01.2021
Времени не хватит даже на то, чтобы подготовиться к одному уроку, не говоря уже о личной жизни! А если уроков нужно подготовить 7??? Какая же это бредятина!!! Это просто отвратительно!!!
[Материал]
avatar
10 ROUST • 09:28, 23.10.2020
Да-а-а... Однако... Если к каждому уроку готовить такие подробности, не хватит времени на личную жизнь, хотя, это можно компенсировать, например, хорошей зарплатой. :-)
[Материал]
avatar
9 irinushka9967 • 09:37, 22.10.2020
урок долженбыть уроком,а мы совсем разболтали детей
[Материал]
avatar
8 bujhm15071974 • 06:44, 21.10.2020
Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции
дык, ребёнок будет управлять своим настроением выражая эмоции?!
значитса приходит дитё в школу в грустеце и плача настраивается на необходимую собранность и сосредоточенность?

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. это из этапа №3 Постановка учебной задачи, ничего что этап №1 Мотивация к учебной деятельности уже закончился?
[Материал]
avatar
7 bujhm15071974 • 06:35, 21.10.2020
а ещё надо сбацать на баяне, сплясать "комаринскую" и каждому из 30ти учеников подарить по полкило "красной шапочки"
[Материал]
avatar
6 omel-la • 23:56, 05.09.2019
Бред!!! Учить управлять настроением и обнимашки!!! Чудесный урок русского! А предмету родители дома научат или репетитора наймут
[Материал]
avatar
5 lkatrinkin • 13:20, 03.04.2019
Бред, учение подменяется писаниной. Скорее всего это изобрел чиновник, никогда не работавший в школе. Остается только посочувствовать бывшим коллегам.
[Материал]
avatar
4 polly3677 • 07:07, 24.03.2019
Информативно. Спасибо.
[Материал]
avatar
3 Комментарии • 22:36, 20.03.2019
большое спасибо
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
2 Комментарии • 11:31, 16.11.2018
большое спасибо
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
1 Rud2067 • 22:51, 15.02.2017
спасибо
[Материал]