Конспект урока истории "Внутренняя политика Павла I"; 8 класс


История России 8 класс

Автор: Мария Сергеева Худякова, учитель истории и обществознания МБОУ «Кезская СОШ №1», Удмуртская Республика

 

Тема урока: «Внутренняя политика Павла I»

Тип урока: Изучение нового материала.

Проблемно-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Цель урока: Определить, чем отличалось правление Павла I после смерти Екатерины II.

Задачи:

Предметные: дать личностную характеристику императора Павла I; проанализировать основные преобразования во внутренней политике, отметив их противоречивость; подвести итоги деятельности Павла I.

Метапредметные:  формировать умение самостоятельно определять цели и задачи урока и познавательной деятельности, планировать пути достижения целей; умение использовать  универсальные методы работы.

Продолжить формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; давать ответы по сквозным вопросам; систематизировать материал; решать проблемные задачи; работать с текстом учебника и вести записи в тетради.

Личностные:  поддерживать стремление учащихся участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету; воспитывать чувство патриотизма.

Учебно-методическое обеспечение: Разрезная таблица «Внутренняя полиика Павла I» на каждую группу.

Учебник История России. 8 класс. 2 часть. Авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова.– М., «Просвещение», 2018 год.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводное слово учителя. 3 минуты

Закончилось правление великой Екатерины 2. Снова встал вопрос о престолонаследии.

Как вы думаете, на кого пал выбор в царской династии?

Законным наследником стал сын Павел 1.

Фронтальная беседа, актуализация знаний об Указе о престолонаследии 1722г.

Согласно Указу, на престол мог взойти тот, кого назначит предшественник.

Определение цели и задач урока. 3 минуты

Что мы будем изучать на уроке?

Назовите, что надо узнать в деятельности этого правителя.

 

 

Правление Павла 1.

Что он сделал для России. Определить внутреннюю и внешнюю политику.

Как вы думаете, Павел 1 остался в истории Великим, как его мать Екатерина 2?

Что нужно выяснить на уроке?

Проблема. Не знают.

Узнать, чем правление Павла 1 отличалось от правления Екатерины 2.

Его правление мы будем изучать в течение 2-х уроков.

Запишите тему этого урока:

Внутренняя политика Павла 1.

Запись темы в тетради.

Работа с текстом учебника. 7+3= 10 минут.

Мнения историков. С. 69-70.

Назовите, какое мнение сложилось у историков о правлении Павла 1. Почему историки называют Павла одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории?

Парная деятельность.

Знакомство с разными взглядами. Определение роли Павла 1. Фиксация выводов в тетради.

Озвучивание вывода.

Работа с текстом учебника. § 24, п.1. 5 минут

Знакомство с личностью Павла 1.

Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался изменением жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался «зачеркнуть» все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших направлений его политики.

Индивидуальная деятельность.

Чтение с выделением слов, дающих характеристику Павлу 1.

В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. 

 

Задание: восстановить последовательность в таблицу «Внутренняя политика Павла 1», 10 минут

Приложение.

Дифференцированные задания для сильных и слабых учеников.

Групповая деятельность.

Разрезная таблица (для слабых)

Работа с текстом учебника (для сильных)

 

Ответить на вопрос: Чем отличалось правление Павла I после смерти Екатерины II?

Итоги: Его политика, в отличие от правления Екатерины 2, была неустойчивой и непредсказуемой. Павел 1 очень сильно ущемил права и свободу дворян и солдат. Многих придворных и своих близких он настроил против себя. Старался улучшить положение крестьян.

Оценивание.

Критерии:

1. Чтение текста – 1 балл

2. Наличие выводов в тетради – 1 балл

3. Составленная таблица – до 2 баллов

4. Умение работать в группе – 1 балл

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание:

§ 24, с.63, з.1 (слабым ученикам), з.6 (сильным ученикам)

 

 

 

 

Приложение. Разрезная таблица «Внутренняя политика Павла 1»

Реформа престолонаследия. Указ о престолонаследии был издан 5 апреля 1797г.

  • Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии (от отца к сыну).

Ослабление позиций дворянства

  • Ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой дворянству, восстановление обязанности служить.

  • Запрет на свободный выезд за границу.

  • Разрешение подвергать дворян телесным наказаниям.

Улучшение положения крестьян. Манифест о трехдневной барщине

  • выдавал крестьянам ссуды(деньги), построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя Он настаивал на необходимости законодательного урегулирования положения крепостных.

  • Разрешил крестьянам уходить на другие заработки в свободное от барщинных работ время

  • Разрешил крестьянам жаловаться на помещиков

  • Сократил крестьянские государственные обязанности (повинности).

Военная реформа

  • ввёл обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов

  • ограничил срок службы 25 годами

  • За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование

  • солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше

 

 


Полный текст материала Конспект урока истории "Внутренняя политика Павла I"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худякова Мария Сергеевна  Публикатор
03.03.2020 0 9277 496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК