Конспект урока истории "Индийские касты"; 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО преподавателя |
Махиянова Лиана Ришатовна |
||
Предмет, группа |
История, 5 класс |
||
Тема занятия |
Индийские касты |
||
Цели занятия |
Создание условий для формирования представлений об Индии: население, социальная структура |
||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
Результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
Познавательные: учатся устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, с другими учениками и работать самостоятельно; учатся формированию умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развивать у обучающихся самостоятельность; внимательность при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром. Регулятивные: воспринимают учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладевают приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
|
|
Форма занятия |
Фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Интерактивная доска, компьютер, проектор. |
||
Средства наглядности (таблицы, схемы, пособия, др.) |
Иллюстрации, схема, исторический источник. |
||
Использованная литература |
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организации / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. -3-е изд.- М.: Просвещени, 2014. -303 с. |
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
-
Этапы
занятия
Время
мин.
Цели и задачи
Методы и приемы обучения
Формы
организации учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Организационный этап
2
Мобилизация учащихся для активной работы на занятии
Мотивировать учащихся к познавательной деятельности
Эмоциональное стимулирование
Фронтальная.
Слово учителя
Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке истории! Сегодня на уроке мы продолжаем увлекательное путешествие в восточную страну Индию.
Как и всегда нам предстоит потрудиться, чтобы получить новые знания.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Коммуникативные: строят общение с учителем
Этап актуализации знаний
8
Актуализация опорных
знаний учащихся
Экспресс опрос, др.
Фронтальная
Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, нам необходимо проверить как вы усвоили материал прошлой занятия: «Природа и люди Древней Индии».
Игра «Крестики-нолики»
0 - нет
1. Индия расположена на юге Азии? (Да)2. С севера Индию защищают горы Альпы? (Нет).
3. В Индии текут реки Инд и Ганг? (Да).
4. Густые труднопроходимые места – это тростник? (Нет).
5. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона? (Да).
6. Берега Индии с запада , востока и юга омывает Атлантический океан? (Нет).
7. Большую часть года в Индии холодно? (Нет).
8. Если человек оставался ночевать в джунглях – то он мог питаться картофелем, огурцами и горохом? (Нет).
9. Индейцы верили в переселение душ? (Да)
Обучающие отвечают на вопросы и заполнят таблицу.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Оценивают себя по критериям: 0-1 ошибка -5; 2 ошибки - 4 ; 3 ошибки -3; 4 и более – 2.
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
Подготовка учащихся к работе на основном этапеизучения нового материала
5
Мотивация на учение,
Совместное формулирование темы и целей занятия.
Беседа по вопросам, работа с видеоматериалом
Фронтальный опрос.
Словесный, наглядный, практический, проблемный. Рассказ, беседа, работа с видеоматериалом
Молодцы! Вы все хорошо усвоили материал изученной темы.
Мы с вами ранее изучили такие вопросы как: «Природа и люди Древней Индии», О чём сегодня на уроке мы с вами должны узнать?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, вам необходимо обратить внимание на доску (видеоматериал).
Молодцы ребята! Тема урока: «Индийские касты». Запишем тему урока в тетрадях.
Определите цели урока.
Обучающиеся формулирую тему урока: «Индийские касты».
Учащиеся определяют цели урока (Дать определение понятию каста, узнать какие касты были в Индии и дать характеристику каждой касте).
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
15
Осуществить поиск и выделить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
Фишбоун
Баннер-конспект
Фронтальная.
Комментированное чтение, беседа
Наглядная
работа с иллюстрациями
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием каста и узнаем, какие касты были в Древней Индии, а также проследим их отличительные черты.
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству
Учитель рассказывает миф о происхождении четырёх каст (Приложение 1).
Какие касты существовали в Индии?
Работа в группах. Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и совершить экскурсию в индийское общество (Приложение 2), рассказать об увиденном своим одноклассником и заполнить таблицу (Приложение 3), и схему (Приложение 4).
Индия славится своими мудрецами. В V век до н.э. жил Будда – основатель религии буддизма.
Буддизм – одна из мировых религий, возникла в Индии в V в. до н.э., ее основатель - Будда, последователи – буддисты.
Настоящее имя Будды - Сиддхартха Гаутама. Легенда гласит, в V в. до н.э. жил в Индии юный царевич Гаутама. Он обитал в прекрасном дворце, думая, что жизнь повсюду также прекрасна. Но однажды царевич покинул стены дворца.
Работа с источником: (стр.103) Легенда о Будде.
Вопрос:
-
Какие выводы сделал Будда во время своих странствий?
Обучающие знакомятся с новыми понятиями: брахма, касты, земледельцы, воины, слуги.
Отвечают на вопросы:
1. Брахманы – жрецы
2. Кшатри – правители, воины
3. Вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы
4. Шудры – слуги
- «Неприкасаемые» -они не входили в кастовую систему.
Обучающиеся работают в группе, выступают заполняют таблицу и схему.
Обучающиеся записывают в тетрадь определение Буддизм.
Обучающиеся работают с историческим источником и отвечают на вопрос (Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение)
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий
6
Систематизировать знания.
Выявить уровень усвоения нового материала.
Беседа по вопросам
Тест (в системе Plickers)
Учитель организует опрос в системе Plickers:
1. Каста- это:
1) Название рода в Индии
2) Земледельческое оружие труда
3) Большое и сильное государство
4) Группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству
2. Какой категории индийского общества боги установили следующее занятие
Обучение, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздача получение милостыни.
-
1) Жрецы
-
2) Землевладельцы
-
3) Воины
-
4) Неприкасаемые
3. Согласно буддийскому учению:
-
1) Гаутама создал касты из четырех лепестков лотоса
-
2) Человек должен стремиться к богатствам и удовольствиям
-
3) Положение человека в обществе определяется его происхождением
-
Духовное совершенство позволит
-
4) человеку освободится от бесконечного круга рождений.
4. Какое изобретение было сделано в Индии?
-
1) Стекло
-
2) Шахматы
-
3) Иероглифы
-
4) Водяные часы
5. Укажите имя бога, который, согласно мифу, создал из разных частей своего тела жрецов, воинов, земледельцев и слуг:
1) Амон-Ра
2) Марс
3) Конфуций
4) Брахма
Отвечают на вопросы в режиме онлайн через QR-код
Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
6. Этап самоанализа, рефлексия деятельности
3
Рефлексия «Три М»
Работа с картой островов
Фронтальная.
«Три М».
Учитель предлагает назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Обучающиеся указывают три момента.
Личностные: обучающиеся проводят самооценку
7. Этап информирования о домашнем задании и подведения итогов занятия
1
Информировать и оценить учеников.
Читать § 21, подготовить доклад о Будде.
Фронтальная.
Письменная.
Подведение итогов.
Комментирует задание.
§ 21, подготовить доклад о Будде.
Записывают выводы. Выполняют задание, уточняют, записывают в дневник
-
Приложение 1
Миф о происхождении четырёх каст.
В Индии неравенство людей объясняли волей бога Брахмы. Он считался верховным богом и покорителем вселенной. Индийцы верили, что у него 4 лица, 4 тела, 8 рук, в которых он держит жемчужное ожерелье, цветок лотоса, сосуд с водой из священной реки Ганг и другие предметы. Брахма могуч и непобедим. Он пребывает на вершине величайшей горы, а передвигается на лебеде.
Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.
Приложение 2
Карточка-задание для группы №1 (Брахманы)
Прочитайте учебник п.2 с 101-103 и «Законы Ману»:
-
Обучение, изучение (веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение
милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
-
Брахман – учёный или неучёный – великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
-
Всё, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всё это.
Брахманам приписывался белый цвет – цвет чистоты, незапятнанности.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Карточка-задание для группы №2 (Кшатрии)
Прочитайте п.4 с. 103-104 и «Законы Ману»:
-
Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) – торговля.
-
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
-
Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвёртую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Кшатриям приписывался красный цвет - цвет огня, войны, решительности и энергии.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №3 (Вайшьи)
Прочитайте учебник п. 4 с. 103-104 и «Законы Ману»:
-
Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного ( качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
-
Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
-
Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
Вайшьи приписывался желтый цвет - цвет земли.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы
Карточка-задание для группы №4 (Шудры)
Прочитайте учебник п. 4 и 5 с. 103-104 и «Законы Ману»:
-
Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим Варнам со смирением.
-
Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужение; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
-
Днём они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
-
Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
-
Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
-
Одеждами - одеяние мёртвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
-
Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их ( должны быть) собаки и ослы.
Им приписывался черный цвет.
Выберите информацию для таблицы.
Приложение 3
Рабочий лист
Задание. Заполнить таблицу «Индийские касты»
Название касты |
Цвет касты |
Основные занятия |
Особенности жизни |
Брахманы |
|
|
|
Воины |
|
|
|
Земледельцы |
|
|
|
Слуги |
|
|
|
Неприкасаемые |
|
|
|
Приложение 4
Условные обозначения:
- цвет касты
- название касты
На странице приведен фрагмент.
Автор: Махиянова Лиана Ришатовна
→ Публикатор 29.05.2020 0 4711 325 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы