Конспект урока истории "Российская империя в Первой мировой"; 10 класс


2-ой урок §2, п.5-6 Российская империя в Первой мировой

войне. Падение в бездну…

Цель урока: сформировать представление о причинах, влияние на назревание революционного кризиса в России к 1917 г. событий Первой мировой войны; формирования уважения к историческому наследию народов России, интереса к истории.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Ресурсы: учебник М.М.Горинов, А.А.Данилов. и др. «История России» в 3-х частях, ч.1, под ред.академика РАН А.В.Торкунова.

доска, раздаточный материал, компьютер, проектор.

 

План:

  1. Новый мир, порожденный войной

  2. Война и российское общество

  3. Последний кризис монархии

  4. Д/З

 

  1. Новый мир, порожденный войной.

Вводный рассказ учителя:

- Первая мировая война ускорила разработку новых вооружений и средств ведения боя.

- Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты.

- Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную.

- Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация.

- Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии.

- Грандиозный масштаб и затяжной характер Первой мировой войны привели к беспрецедентной для индустриальных государств милитаризации экономики.

Всё это оказало влияние на ход развития экономики всех крупных индустриальных государств в период между двумя мировыми войнами: усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов, ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.), рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения.

 

  1. Война и российское общество

Последствия войны для России

Политические :

  • Поражение в войне

  • Конец империи

  • Октябрьская революция 1917 года, власть Советов

!!!... ПОЧЕМУ это стало возможным?

(анализируем – делаем вывод: п.5, стр.22-23 и п.6 – три абзаца, стр.24)

Экономические:

  • Милитаризация экономики

  • Сокращение предприятий и выпуска продукции первой необходимости

  • Потеря значительной части экономически важных территорий

Социальные:

  • Значительное снижение уровня жизни населения

  • Снижение численности население. Уменьшение уровня рождаемости

  • Голод, эпидемии, болезни

Духовные

!!!... самостоятельно, каждый ряд выполняет практическое задание по доп.материалу на 3 ряда (приложение):

1 рядОпределите как нарастал политический и духовный кризис в стране, пользуясь заметками русской интеллигенции того времени:

2 рядОпределите как происходило падение морального и политического авторитета императорской власти в России, пользуясь заметками русской императрицы Николаю II и монархиста В.М. Пуришкевича

3 рядОпишите качества людей и их роль в истории целого государства, пользуясь письмами исторических деятелей того времени

 

(Накладывая духовный кризис на определенный исторический период. Точнее будет говорить о постепенной утрате православных церковных ориентиров, которые в течение долгого времени доминировали в религиозном сознании русского народа (конечно, ни в одну эпоху это не могло предотвратить беззакония, но обеспечивало им нравственную оценку), а затем стали выхолащиваться и превращаться в бессодержательную идеологическую оболочку (типа теории официальной народности). Если принять во внимание особенности менталитета народа, напрашивается мысль, что именно этот процесс создавал колоссальное духовное напряжение, которое искало выход и нашло его в нетрадиционной и максимально деструктивной форме.)

  • Моральное падение нравов во власти

  • Подрыв авторитета и уважения к монархии

  • Кризис общечеловеческой культуры

  • Падение бытовой церковности, утрата церковных ориентиров

  • Поиск новых духовных направлений (вплоть до деструктивных), «новой морали»

 

  1. Последний кризис монархии

Обобщаем: по работе каждого ряда и §2 п.6 в виде схемы:

Последний кризис монархии

Действия царя

Действия оппозиции

Действия сторонников царя

Результат

 

???... ответить на вопросы:

«Как ужасно самодержавие без самодержца»

В.В. Шульгин

первый депутат Государственной Думы

  • Почему в обществе появилось ощущение, что самодержавие осталось без самодержца, ведь Николай II находился на престоле?

***

«Поражение в войне – вот основная причина надвигающейся революции»

В.В. Шульгин , первый депутат Государственной Думы

  • Поддержите или опровергните эту мысль. В ответе опирайтесь на факты.

 

  1. Д/З

§ 2, Почему новый мир стал называться
Версальско-Вашингтонской системой?
 

 

 

 

Приложение

  1. Определите как нарастал политический и духовный кризис в стране, пользуясь заметками русской интеллигенции того времени:

  • «Мои заметки» Ю.В. Готье:

«22 /сентября/. … мною несколько раз овладевало чувство жгучего желания перестать быть русским.

30 /сентября/. Деморализация идет и вширь и вглубь. …общее настроение паническое, жуткое и мрачное.

8 /октября/. Демобилизуемые солдаты самых старых призывов везде бесчинствуют. …специальное историческое образование приводит к более или менее трезвым взглядам; как жаль, что историков так мало.

13 /октября/. Москва вся полна слухами…

15 /октября/. …но ведь завтра будет опять какая-нибудь гадость!

18 /октября/. Что за неустойчивость – какой отличительный образец русского человека!

21 /октября/. …во всем … виновна русская сволочь. Народничество своими руками создает для народа новые оковы; воистину, на это способны только русские дураки.

30 /октября/. Разложение общества и народа непоправимое и неизбежно дойдет до конца. Странно, что война куда-то отошла временно на второй план; впрочем, об этом известий никаких; воспользовались ли немцы русскими преступлением и глупостью?

  • Помещица Н.А. Тучкова-Огарева в письме Л.Н. Толстому рассказывает: «Перед гробом погибшего солдата несли образа; проходя конец нашего порядка, я увидала двух крестьян, лежащих на соломе и в картузах. Это обстоятельство меня поразило, так оно было противоположно народным обычаям. За гробом шли мать с дочерью – их вели под руки – они рыдали. В толпе послышался хохот баб…»

  • Председатель Думы М.В. Родзянко в одной из своих телеграмм сказал: «…в столице анархия… Всякое промедление смерти подобно…».

  • Французский посол в Петрограде Морис Палеолог (запись за 6 марта по новому стилю):

«Петроград терпит недостаток в хлебе и дровах, народ страдает.

Сегодня утром у булочной на Литейном я был поражен злым выражением, которое я читал на лицах всех бедных людей, стоявших в хвосте, из которых большинство провело там всю ночь. ……., с которым я говорил об этом, не скрыл от меня своего беспокойства. Но что делать? Железнодорожный кризис, действительно, ухудшился. Сильные морозы, которые держатся во всей России, вывели из строя, — вследствие того, что полопались трубы паровиков, — более тысячи двухсот локомотивов, а запасных труб, вследствие забастовок, не хватает. Кроме того, в последние недели выпал исключительно обильный снег, а в деревнях нет рабочих для очистки путей. В результате — 5700 вагонов в настоящее время застряли.»

  • Интересные мысли о взаимоотношениях “вождей и масс” высказывал общественный деятель, публицист, историк Петр Струве: ”Вожаки мыслят себе организацию общества согласно идеалам коммунизма, как цель, разрыв существующих духовных связей и разрушение унаследованных общественных отношений и учреждений - как средство. Массы же не приемлют, не понимают и не могут понять конструктивной цели социализма, но зато жадно воспринимают и с увлечением применяют разрушительное средство”.

  1. Определите как происходило падение морального и политического авторитета императорской власти в России, пользуясь заметками русской императрицы Николаю II и монархиста В.М. Пуришкевича:

 

 


 

  1. Опишите качества людей и их роль в истории целого государства, пользуясь письмами исторических деятелей того времени:

* Столыпин П.А. из письма к жене: «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога, крепкая надежда на то, что Он поддержит, вразумит меня. Господи, помоги мне.

Прочное землеустройство крестьян внутри России и такое же устройство переселенцев в Сибири – вот два краеугольных вопроса, над которыми правительство должно неустанно работать. Не следует, разумеется, забывать и о других нуждах – о школах, путях сообщения и пр., но те два должны проводиться в первую голову».

 

* Николай II из письма к матери: «Милая, дорогая мама. Наконец нахожу время написать тебе о нашем путешествии, которое было наполнено самыми разнообразными впечатлениями, и радостными, и грустными. Начну по порядку...

В тот же вечер, 27 августа, мы поехали в Киев... 1[сентября] вечером в театре произошло пакостное покушение на Столыпина. Ольга и Татьяна были со мною тогда, и мы только что вышли из ложи во время второго антракта, так как в театре было очень жарко. В это время мы услышали два звука, похожие на стук падающего предмета; я подумал, что сверху кому-нибудь свалился бинокль на голову, и вбежал в ложу.

Вправо от ложи я увидел кучу офицеров и людей, которые тащили кого-то, несколько дам кричало, а прямо против меня в партере стоял Столыпин. Он медленно повернулся лицом ко мне и благословил воздух левой рукой.

Тут только я заметил, что он побледнел и что у него на кителе и на правой руке кровь. Он тихо сел в кресло и начал расстегивать китель. Фредерикс и профессор Рейн помогали ему.

Пока Столыпину помогали выйти из театра, в коридоре рядом с нашей комнатой происходил шум, там хотели покончить с убийцей; по-моему - к сожалению, полиция отбила его от публики и увела его в отдельное помещение для первого допроса. Все-таки он сильно помят и с двумя выбитыми зубами. Потом театр опять наполнился, был гимн, и я уехал с дочками в 11 часов. Ты можешь себе представить, с какими чувствами. Аликс ничего не знала, и я ей рассказал о случившемся. Она приняла известие довольно спокойно.

Вернулся в Киев 3 сентября вечером, заехал в лечебницу, где лежал Столыпин, видел его жену, которая меня к нему не пустила. 4 сентября поехал в 1-ю Киевскую гимназию - она праздновала свой 100-летний юбилей».

 

* Брусилов А.А. из письма к коллеге: "Требую активности всегда и везде, - нужно не только своевременно и сообразно с обстановкой выбирать момент для перехода в наступление. Пассивную оборону раз навсегда запрещаю не только выполнять, но и думать о ней. Я не честолюбив, ничего лично для себя не домогаюсь, но, посвятив всю свою жизнь военному делу и изучая это сложное дело беспрерывно в течение всей жизни, вкладывая всю свою душу в подготовку к войне, я хочу проверить себя, свои знания, свои мечты и упования в более широком масштабе".

 

 Возможные варианты ответов:

  1. Из этих цитат мы можем пронаблюдать, что через призму своей образованности, просвещенности, интеллигенция пытается «переварить» происходящее в стране, но это им непреодолимо трудно, именно поэтому меняется их отношение к народу, стране, жизни. Это как раз и есть перелом в сознании людей. Анархия, царившая в стране, поселилась и в умах людей. Но как это пережить? Конкретного ответа, несмотря ни на что, никто дать не может. А из дневниковых записей, мы можем пронаблюдать, что несмотря на свою образованность, широкий кругозор русская интеллигенция переживала на себе переломные моменты в своем сознании относительно даже, казалось бы ранее неоспоримых, понятий в жизни (долг, честь, патриотизм и т.д.).

 

2. Сильная женщина, полностью подчинила себе венценосного супруга. Позволяя своим фаворитам влиять на ситуацию в стране и на фронте. Сам фаворит, пользуясь положением беспринципно вмешивался в государственные дела. Моральное разложение, распущенность, что не допустимо для государственных людей. Если власть позволяет себе такое, то что ждать от простых людей?

 

3.Столыпин П.А., Николай II, Брусилов А.А. – подданные более патриотичны, чем царь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока истории "Российская империя в Первой мировой"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жевлакова Лариса Вячеславовна  Публикатор
08.10.2020 0 11818 665

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК