Конспект и презентация к интегрированному уроку истории и математики; 5 класс


МБОУ «Кутанская ООШ»

Учитель истории и обществознания Петрунина Александра Павловна

Технологическая карта интегрированного урока истории и математики в 5 классе


 

Тема

Города Эллады подчиняются Македонии

Цели

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии.

Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

Планируемые результаты освоения нового материала

Личностные УУД: способность проявлять волевые усилия для выполнения образовательных действий в сотрудничестве с одноклассниками по согласованному плану; способность самостоятельно планировать свои действия в соответствии с заданием.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи и определять свой вклад в их решение; уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

Коммуникативные: умения и навыки работать в паре, общаться, слушать друг друга, высказываться, воспринимать другую точку зрения.

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности, готовность решать поисковые и творческие задачи.

Предметные УУД: умение определять значение понятий: междоусобные войны, Македонское царство, Филипп, Александр Македонский, Аристотель, башня на колесах, Исократ, Демосфен, Херонея – и применять их в диалоге о подчинении Эллады Македонии; умение соотносить причины и следствия, формулировать выводы.

Основные персоналии, понятия и термины

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр,

Пелопоннеская война, башня на колесах, фаланга, Херонея, филиппика.

Проблемный вопрос

Почему в 5 в до н э Греция сумела отстоять свободу в борьбе с Персидской державой, а в 4 в до н э была захвачена небольшой Македонией?

Ресурсы

карта «Древняя Греция», карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2014, презентация; проектор; задания, иллюстративный материал.

Тип урока.

Формы урока / методы

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология проблемного обучения, работа с исторической картой. «Верные - неверные утверждения»

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда, математических задач.


 

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент (2-3 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.

Девиз урока –

Сегодня у вас на столах лежат листы оценивания, вы будете в них выставлять оценки, полученные вами за каждый этап урока.

 

II. Актуализация знаний. Стадия вызова. (5-7 мин.)

Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал. Слайд 2.

- Что изучали на прошлом уроке?

- Разгадай кроссворд. Слайд 3.

- Историческая задача Слайд 4.

Выставим оценки за повторение материала.

Подведение итогов повторения материала:

УЧИТЕЛЬ: Да, время пребывания Перикла в должности главного стратега историки считают золотым веком афинской демократии, но уже при его жизни в Греции стали происходить события, которые привели Грецию к потере своей независимости. Начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство между этими полисами получила название Пелопоннесской войны(431-404гг до н. э.) Сколько лет длилась война? 27 лет.

Война закончилась поражением Афин.

 

III. Мотивация учебной деятельности (5-7 мин.)

Подготовка к формулированию темы урока, целей и задач.

 

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на слайд 5. На карте покажите Древнюю Грецию.

Учащиеся показывают на карте.

Учитель: а теперь ответьте мне на вопрос – какие отношения сложились у Древней Греции с Персидским царством в 5 веке до н.э.?

Ответы учащихся: Персия пыталась завоевать Грецию, однако, благодаря сплоченности греческих полисов им удалось сохранить свою независимость.

Учитель: теперь вам предстоит узнать название еще одного государства, соседа Эллады.

Внимание на экран, слайд 6. Решают примеры, выясняют название страны.

ВОПРОС классу: Для определения темы урока, прочитайте текст на слайде 9, и опишите обстановку, которая сложилась в ходе междоусобных войн.

Во время показа при необходимости даются комментарии. Учащиеся делают выводы об усилении Македонии в IV в. до н.э. и исчезновении свободной Греции. Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Учащиеся предлагают возможные варианты темы урока.

 

УЧИТЕЛЬ: Итак, тема нашего урока «Города Эллады подчиняются Македонии»

СЛАЙД 10(тема урока).

 

Запись даты, темы в тетрадь.

Назовите нам цели урока: ответы учащихся.

Цели урока: слайд 11

1)Объяснение причины упадка Греции и подчинение её Македонии.

2)Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

 

Учитель создает проблемную ситуацию: «Почему в V веке до н.э. Греция сумела разгромит армию Персидской державы и отстоять свободу, а в IV веке до н.э. была захвачена маленькой Македонией?»

СЛАЙД 12 (проблемный вопрос).

 

Идет мозговой штурм:

- К каким последствия приводит война?

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству

План изучения нового материала: слайд 13.

1. Усиление Македонии при царе Филиппе.

2. Потеря Грецией независимости.

3. Приход к власти Александра.

 

 

IV. Физкультминутка (1 мин.) слайд 14.

 

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Учитель организует работу с текстом учебника( пар 41 п.1)

Выпишите основные черты македонской армии Филиппа.

 

РАБОТА УЧЕНИКОВ: записывают в форме тезисов основные черты македонской армии. Слайд 15.

 

Подводя итоги этому этапу работы, учитель демонстрирует таблицу.

СЛАЙД 16(таблица)

При необходимости ученики дополняют свои записи в тетради.

 

I. Усиление Македонии

 

II. Ослабление Греции

 

1. Объединение Македонии под властью Филиппа II.

1. Длительные войны между греческими полисами.

2. Укрепление македонской армии.

 

2. Разорение земледельцев.

3. Создание осадной техники.

3. Усиление борьбы между богатыми и бедными жителями полисов.

4. Использование подкупа и политики «разделяй и властвуй».

 


 

СЛАЙД 17 ( карта Македонии) Учитель подводит итоги. Поставьте оценки.

УЧИТЕЛЬ: рассказ о политической борьбе в Афинах, представленной фигурами Исократа и Демосфена. Битва при Херонея в 338 году.

Запись в тетрадь: филиппика - грозная обвинительная речь.

 

VI. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

Вопроса для гиперссылок: вы решаете пример, а я, в соответствии с вашим ответом, зачитываю вопрос.

  1. Кто именно в Афинах видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу. Исократ

  2. Страстный и непримиримый противник Филиппа, который сплотил несколько греческих городов для борьбы с ним. Демосфен

  3. Как зовут сына Филиппа? Александр

  4. Учитель маленького сына Александра. Аристотель

  5. Маленькая горная страна на севере Балканского полуострова. Македония

  6. Где был убит царь Македонии Филипп? театр

  7. Близ какого города произошла знаменитая в истории Греции битва между македонцами и греками в 338 году до н.э. Херонея.

 

Оцените свою устную работу.

 

ВОПРОС КЛ: 1. Чем закончилась битва?

2. Кто нанес сокрушительный удар по греческим отрядам?

 

УЧИТЕЛЬ: Царем Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем.

Началась подготовка похода македонян и греков на персов.

 

Организует обобщающую беседу:

Давайте вернемся к нашей проблеме урока, проверим наши версии.

Итак, какой же общий ответ мы можем дать: почему македоняне смогли подчинить греков? Слайд 19

- Проблему решили? Демонстрация «Рыбы» слайд 20

Поставьте оценку за проблемный вопрос.

 

 

Подводят итоги работы класса. Итоговая оценка, учащиеся считают средний балл.

Организуют обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали? Были ли затруднения на уроке? Остались ли у вас затруднения после окончания урока?

Учащиеся подводят итоги своей работы:

Я сегодня поняла/л…

Я сегодня научилась/ся…

Мне понравилось…

Сегодня на уроке я повторила/л…

Сегодня на уроке я поставила себе оценку…

 

Домашнее задание: § 41, вопр. стр. 200 (устно)

 

5


 

Слайд 1
Древн яя Греци я
Слайд 2
Повторим пройденный материал - Что мы с вами изучали на прошлом занятии? «Афинская демократия при Перикле»
Слайд 3
Разгадайте кроссвор Разгадайте слова, расположенные по горизонтали, и у вас получится Ответы: ответ на вопрос № 10 (по вертикали) 1. драхма; 5. Перикл; 9. пошлина –2.форма которой триера;правления, 6. Пирей; при 10. демократия. народу. 3.власть амфора;принадлежит 7. стратег; 4. торговля; 8. метеки;
Слайд 4
Историческая задача 2463 года назад его избрали на самую важную должность в Афинах. Выставим Вопрос: кого, когда, на какую должность оценки избрали? за повторение пройденного
Слайд 5
Давайте мы с вами изучим карты Древней Греции
Слайд 6
43 А сейчас решите Ответ – северный сосед Эллады. примеры и расположите в – 17 56 · 13 2 673 - 282 18 · 10 порядке возрастания :2 - 564 ·7 + 864 :9 + 12 : 4 -6 :5 -4 результаты цепочек: :5 +5 :2 - 156 · 5 3 М О 23 · 45 -67 :8 -48 Н Д 140 – 32 :3 +4 - 32 А Я 94 +16 :5 + 28 :5 К И 62 :2 -4 +2 Е
Слайд 7
Маке дония Древняя Греция в IV в
Слайд 8
Проверьте Выставите себе оценки в себя оценочный лист (Примеры) 43 – 17 :2 + 12 :5 56 · 13 - 564 : 4 +5 5 46 23 · 45 -67 :8 -48 73 23 ·7 -6 :2 25 140 – 32 :3 +4 - 32 8 673 - 282 + 864 :5 - 156 95 94 +16 :5 + 28 :5 10 18 · 10 :9 -4 · 5 80 62 :2 -4 +2 16
Слайд 9
Определение темы уро Недолог был расцвет греческих городов. Еще при жизни Перикла начались междоусобные войны. Казалось, войнам не будет конца. Настали страшные времена. Лилась кровь, греки уничтожали греков. Разрушались деревни, оливковые рощи, виноградники, вытаптывались пшеничные поля. Земледельцы и ремесленники разорялись. Эти раздоры ослабляли Грецию. Между тем усиливался северный сосед Эллады – Македонское царство. Назовите тему урока
Слайд 10
Сформулируйте цели нашего Тема теперь урока: урока. «Города Эллады подчиняются Македонии»
Слайд 11
Цель урока: - выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость. - сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.
Слайд 12
Проблемный вопрос. «Почему в V веке до н.э. Греция сумела отстоять независимость в борьбе с Персидской державой, а в IV веке до н.э. была захвачена маленькой страной Македонией?»
Слайд 13
План изучения нового материала: 1. Усиление Македонии при царе Филиппе. 2. Потеря Грецией
Слайд 14
 
Слайд 15
очитайте пункт 1 параграф Выпишите особенности македонской армии 1.Мощная конница из знати. 2.Построение войск фалангой из 16 рядов. 3.Метательные орудия. 4.Башни на колесах. 5.Обеспечение пехоты оружием и защитой. Выставляем оценку
Слайд 16
I. Усиление МакедонииУсиление Усиление МакедонииМакедонии 1. Объединение Македонии под властью Филиппа II. 2. Укрепление македонской армии. 3. Создание осадной техники. 4. Использование подкупа и политики «разделяй и властвуй». II. Усиление МакедонииОслабление Усиление МакедонииГреции 1. Длительные войны между греческими полисами. 2. Разорение земледельцев. 3. Усиление борьбы между богатыми и бедными жителями полисов.
Слайд 17
За короткий промежуток времени территория Македонии увеличилась в несколько раз. еря Грецией независим
Слайд 18
1 Закрепле ние темы Отцу 35 лет, а сыну 5 лет. Во + 10 = чисел 55 2 = ? ряд 3²Продолжи * 3 –9х(712+128*6): сколько отца? 10, раз 8, 6,сын 4,Х … =младше ? 5 6 4 В 7раз 32 2 3 6 5 4 7
Слайд 19
Итак, какой же общий ответ мы можем дать: почему македоняне смогли
Слайд 20
Объединенная Сильная армия страна Филипп и флот реформы Прич причи иныФилипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот ны возвы упадка шения Греции Макед онии? упадок хозяйства слабые государства пелопонесские разорение крестьян и войны ремесленников
Слайд 21
Домашнее задание § 41, стр.200 вопросы устно.
Слайд 22
Спасибо за урок!

Полный текст материала Конспект и презентация к интегрированному уроку истории и математики; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрунина Александра Павловна  Публикатор
27.11.2020 0 2480 297

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК