Конспект и презентация к интегрированному уроку истории и математики; 5 класс
МБОУ «Кутанская ООШ»
Учитель истории и обществознания Петрунина Александра Павловна
Технологическая карта интегрированного урока истории и математики в 5 классе
Тема |
Города Эллады подчиняются Македонии |
Цели |
Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа. Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности. Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов) Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ. |
Задачи |
Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству. Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания. |
Планируемые результаты освоения нового материала |
Личностные УУД: способность проявлять волевые усилия для выполнения образовательных действий в сотрудничестве с одноклассниками по согласованному плану; способность самостоятельно планировать свои действия в соответствии с заданием. Метапредметные УУД: Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачи и определять свой вклад в их решение; уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия. Коммуникативные: умения и навыки работать в паре, общаться, слушать друг друга, высказываться, воспринимать другую точку зрения. Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности, готовность решать поисковые и творческие задачи. Предметные УУД: умение определять значение понятий: междоусобные войны, Македонское царство, Филипп, Александр Македонский, Аристотель, башня на колесах, Исократ, Демосфен, Херонея – и применять их в диалоге о подчинении Эллады Македонии; умение соотносить причины и следствия, формулировать выводы. |
Основные персоналии, понятия и термины |
Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Пелопоннеская война, башня на колесах, фаланга, Херонея, филиппика. |
Проблемный вопрос |
Почему в 5 в до н э Греция сумела отстоять свободу в борьбе с Персидской державой, а в 4 в до н э была захвачена небольшой Македонией? |
Ресурсы |
карта «Древняя Греция», карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2014, презентация; проектор; задания, иллюстративный материал. |
Тип урока. Формы урока / методы |
Тип урока: интегрированный, комбинированный. Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Технология / приёмы |
Технология проблемного обучения, работа с исторической картой. «Верные - неверные утверждения» Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда, математических задач. |
Ход урока.
-
Организационный момент (2-3 мин.)
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок.
Девиз урока –
Сегодня у вас на столах лежат листы оценивания, вы будете в них выставлять оценки, полученные вами за каждый этап урока.
II. Актуализация знаний. Стадия вызова. (5-7 мин.)
Подводит к проверке ранее изученных понятий.
Вопросы учителя:
Вспомним изученный материал. Слайд 2.
- Что изучали на прошлом уроке?
- Разгадай кроссворд. Слайд 3.
- Историческая задача Слайд 4.
Выставим оценки за повторение материала.
Подведение итогов повторения материала:
УЧИТЕЛЬ: Да, время пребывания Перикла в должности главного стратега историки считают золотым веком афинской демократии, но уже при его жизни в Греции стали происходить события, которые привели Грецию к потере своей независимости. Начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство между этими полисами получила название Пелопоннесской войны(431-404гг до н. э.) Сколько лет длилась война? 27 лет.
Война закончилась поражением Афин.
III. Мотивация учебной деятельности (5-7 мин.)
Подготовка к формулированию темы урока, целей и задач.
УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на слайд 5. На карте покажите Древнюю Грецию.
Учащиеся показывают на карте.
Учитель: а теперь ответьте мне на вопрос – какие отношения сложились у Древней Греции с Персидским царством в 5 веке до н.э.?
Ответы учащихся: Персия пыталась завоевать Грецию, однако, благодаря сплоченности греческих полисов им удалось сохранить свою независимость.
Учитель: теперь вам предстоит узнать название еще одного государства, соседа Эллады.
Внимание на экран, слайд 6. Решают примеры, выясняют название страны.
ВОПРОС классу: Для определения темы урока, прочитайте текст на слайде 9, и опишите обстановку, которая сложилась в ходе междоусобных войн.
Во время показа при необходимости даются комментарии. Учащиеся делают выводы об усилении Македонии в IV в. до н.э. и исчезновении свободной Греции. Учитель просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Учащиеся предлагают возможные варианты темы урока.
УЧИТЕЛЬ: Итак, тема нашего урока «Города Эллады подчиняются Македонии»
СЛАЙД 10(тема урока).
Запись даты, темы в тетрадь.
Назовите нам цели урока: ответы учащихся.
Цели урока: слайд 11
1)Объяснение причины упадка Греции и подчинение её Македонии.
2)Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.
Учитель создает проблемную ситуацию: «Почему в V веке до н.э. Греция сумела разгромит армию Персидской державы и отстоять свободу, а в IV веке до н.э. была захвачена маленькой Македонией?»
СЛАЙД 12 (проблемный вопрос).
Идет мозговой штурм:
- К каким последствия приводит война?
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Упадок хозяйства
2.Разорение крестьян и ремесленников
3.Обострение борьбы внутри гражданского общества
- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?
Предполагаемые ответы учащихся:
Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству
План изучения нового материала: слайд 13.
1. Усиление Македонии при царе Филиппе.
2. Потеря Грецией независимости.
3. Приход к власти Александра.
IV. Физкультминутка (1 мин.) слайд 14.
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Учитель организует работу с текстом учебника( пар 41 п.1)
Выпишите основные черты македонской армии Филиппа.
РАБОТА УЧЕНИКОВ: записывают в форме тезисов основные черты македонской армии. Слайд 15.
Подводя итоги этому этапу работы, учитель демонстрирует таблицу.
СЛАЙД 16(таблица)
При необходимости ученики дополняют свои записи в тетради.
I. Усиление Македонии
|
II. Ослабление Греции
|
1. Объединение Македонии под властью Филиппа II. |
1. Длительные войны между греческими полисами. |
2. Укрепление македонской армии.
|
2. Разорение земледельцев. |
3. Создание осадной техники. |
3. Усиление борьбы между богатыми и бедными жителями полисов. |
4. Использование подкупа и политики «разделяй и властвуй». |
|
СЛАЙД 17 ( карта Македонии) Учитель подводит итоги. Поставьте оценки.
УЧИТЕЛЬ: рассказ о политической борьбе в Афинах, представленной фигурами Исократа и Демосфена. Битва при Херонея в 338 году.
Запись в тетрадь: филиппика - грозная обвинительная речь.
VI. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Вопроса для гиперссылок: вы решаете пример, а я, в соответствии с вашим ответом, зачитываю вопрос.
-
Кто именно в Афинах видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу. Исократ
-
Страстный и непримиримый противник Филиппа, который сплотил несколько греческих городов для борьбы с ним. Демосфен
-
Как зовут сына Филиппа? Александр
-
Учитель маленького сына Александра. Аристотель
-
Маленькая горная страна на севере Балканского полуострова. Македония
-
Где был убит царь Македонии Филипп? театр
-
Близ какого города произошла знаменитая в истории Греции битва между македонцами и греками в 338 году до н.э. Херонея.
Оцените свою устную работу.
ВОПРОС КЛ: 1. Чем закончилась битва?
2. Кто нанес сокрушительный удар по греческим отрядам?
УЧИТЕЛЬ: Царем Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем.
Началась подготовка похода македонян и греков на персов.
Организует обобщающую беседу:
Давайте вернемся к нашей проблеме урока, проверим наши версии.
Итак, какой же общий ответ мы можем дать: почему македоняне смогли подчинить греков? Слайд 19
- Проблему решили? Демонстрация «Рыбы» слайд 20
Поставьте оценку за проблемный вопрос.
Подводят итоги работы класса. Итоговая оценка, учащиеся считают средний балл.
Организуют обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали? Были ли затруднения на уроке? Остались ли у вас затруднения после окончания урока?
Учащиеся подводят итоги своей работы:
Я сегодня поняла/л…
Я сегодня научилась/ся…
Мне понравилось…
Сегодня на уроке я повторила/л…
Сегодня на уроке я поставила себе оценку…
Домашнее задание: § 41, вопр. стр. 200 (устно)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрунина Александра Павловна
→ Публикатор 27.11.2020 0 2445 292 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы