Слайд 1
Вспомните: 1. С кем граничили восточные славяне на юге? 2. Как складывались отношения между восточными славянами и южными кочевниками? 3. Назовите эти кочевые племена. 4. Чем закончились эти столкновения для Древнерусского государства?
Класс – 6
Учебная тема – Русские земли в середине 13-14 в.
Учебное занятие – Батыево нашествие на Русь. 1 ч.
Эпиграф урока – « О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!..», «Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремёсел…»
Цель учебного занятия - познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке 1223 года, причинами поражения русских войск.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана; формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.
Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;
- содействие рациональной организации труда;
- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.
Планируемые результаты учебного занятия:
Научатся находить достоверную информацию в исторических источниках, необходимую для решения учебных задач.
Научатся представлять информацию в виде опорного конспекта (рабочий лист).
Умение работать в группе.
УУД:
личностные: воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями; осознание важности единства государства и сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.
метапредметные: развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой; развитие умения составлять опорный конспект, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с поставленной задачей для выражения своих мыслей, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения, целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
предметные: научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности страны; познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь; направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием исторической карты; познакомиться с историческими личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом, Батыем, Юрием Всеволодовичем – владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом; определить причины поражения русских княжеств в борьбе с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.
Тип учебного занятия – урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности – фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
УМК - История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. (Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.); под ред. А. В. Торкунова. –М.: Просвещение, 2016, Артасов И. А., Данилов А. А. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2021, Мерзликин А. Ю., Старкова И. Г. История России. Атлас. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- презентация;
- учебник;
- раздаточный материал.
- Карта «Борьба народов Руси против иноземных захватчиков».
- Карта «Русь в 9 -10 вв.»
Понятийный аппарат: нашествие, ордынское иго, стан, фураж.
Основные даты: 31 мая 1223 год- битва на Калке, 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь, 1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Формы организации учебной деятельности |
Организационный момент |
Приветствие. Учитель раздаёт «рабочие листы», которые учащиеся должны будут заполнять на протяжении урока. Приложение 1. |
Оживление, проявление интереса, вопросы |
К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л - самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию |
|
Актуализация знаний |
Вспомните, пожалуйста, с кем граничили восточные славяне на юге Руси Слайд № 1 Как складывались отношения между восточными славянами и южными кочевниками? Назовите эти кочевые племена. Чем закончились эти столкновения для Древнерусского государства? |
На юге восточные славяне граничили с кочевниками.
Между ними часто возникали военные столкновения.
Печенеги, половцы. Для Древнерусского государства эта борьба была успешной. В 1036 году Русь Разбила печенегов, а в 1111 году –половцев. |
Л - формируется устойчивый познавательный интерес к описываемым событиям на Руси. |
Фронтальная |
Мотивация |
Прошу обратить внимание на два высказывания, которые относятся к 13 веку: « О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская!..», «Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремёсел…» Слайд № 2 Напомню, что эти два высказывания характеризуют Русь 13 века. Что необычного вы отметите? Почему произошли изменения, что случилось на Руси в 13 веке?
|
Отвечают на вопросы. Начинают заполнять рабочие листы. |
Л - понимают необходимость учения и проявляют положительное отношение к учебной деятельности. |
Фронтальная Индивидуальная |
Постановка цели |
Откройте исторические карты в своих атласах: «Русские княжества и земли в конце 12 – начале 13 века» и «Монгольское нашествие на Русь» Рассмотрите их внимательно. Слайды № 3-4 Дважды Русь справилась с грозной опасностью на своих южных и восточных границах, но в 13 веке она оказалась покорённой другим народом, Как вы думаете почему? Как можно сформулировать тему урока, изучая карты? Слайд № 5 Что мы должны выяснить сегодня на уроке? |
Предполагаемые ответы: Богатая, но раздробленная Русь стала лёгкой добычей врага.
Учащиеся называют варианты. Записывают тему в рабочие листы.
Предполагаемые варианты ответа учащихся: Выяснить как была завоёвана Русь, каковы причины поражения русских войск в войне с монголами. Заполняют рабочие листы.
|
Р - самостоятельно формулируют тему, цели урока после предварительного обсуждения. |
Фронтальная Индивидуальная |
Изучение нового материала |
Итак, в 13 веке на Востоке появляется новый враг. Откуда он взялся? В центре Азии с древнейших времён кочевали монгольские племена. В начале 13 века во главе этих племён стал энергичный, коварный, беспощадный нойон (князь) Темучжин, который подчинил монгольские и тюркские племена. Как один человек смог подчинить себе массу народа и завоевать полмира? У вас на партах находится документ. Прочтите его и ответьте на вопросы к нему. Менее чем за 50 лет монголы прошли тысячи километров от Амура до Волги. Слайд № 6 Посмотрите внимательно на карту, назовите дату и покажите место первой битвы русских войск с монголами. Слайд № 7 Посмотрите на схему битвы и предположите, кто победил и почему?
Почему монголы воевали? Как устроено монгольское войско? Как развивались дальнейшие военные действия русских с монголами? Как проявлялся героизм русских воинов в борьбе с монголами? Ответить на эти вопросы вы сможете после работы с исторической картой и источниками – учебником и документами. |
Работа с историческим источником. Приложение 2. Отвечают на вопросы, заполняют рабочие листы.
Изучают карту. Называют дату и место первого столкновения - 31 мая 1223 год, битва на Калке
Предположения учащихся о ходе битвы, об особенностях построения русских и монгольских войск. Заполняют рабочие листы.
|
П - осознанно строят речевые высказывания в устной форме, устанавливают причинно- следственные связи событий и явлений.
Л - проявляют положительное отношение к учебной деятельности
|
Фронтальная Индивидуальная |
|
Организация групповой работы с информационными источниками. 1 группа. Вопрос: «С чем связаны многочисленные военные действия монгол? Почему монголы так много воевали?» 2 группа. Вопрос: « Как устроено монгольское войско?» 3 группа. Вопрос: «Как развивались военные действия монгол с русскими?» Задание: по карте назвать завоёванные города и даты их завоевания. 4 группа. Задание: составить простой план рассказа на тему « Героизм русских в борьбе с монголами». 5 группа. Задание: определить причины поражения русских в битве с монголами. Организация отчёта работы по группам. Чем можно объяснить успешность завоевательных походов монгольской армии? Слайды № 8
|
Работают с текстом учебника и историческим документом.
Работа с историческим источником. Приложение 3.
Работа с историческим источником. Приложение 4.
Источник: карта атласа «Монгольское нашествие на Русь»
Использовать текст & 16
Использовать текст & 16
Отчёт о работе групп заслушивается по порядку одновременно с оформлением рабочего листа.
|
К - Умение эффективно сотрудничать в группе. Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы - договариваются о распределении задач и ролей в совместном сотрудничестве; - задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности; - выражают свою позицию.
П - Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты), анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу работать с историческими источниками, картой, составлять план на основе текста учебника, осуществлять поиск необходимой информации, устанавливают причинно- следственные связи.
Р- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Л - Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Формирование чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков |
Групповая |
Первичная проверка понимания |
Предлагает осуществить взаимопроверку рабочих листов. + или – оценить правильность заполнения каждого пункта рабочего листа. |
Обмен рабочими листами с соседом по парте. Взаимооценка проделанной работы на уроке. |
Р - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения К - контроль, коррекция, оценка действий партнера; Л - формирование ответственного отношения к обучению; формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. |
Парная |
Первичное закрепление |
Ребята, чтобы закрепить материал, предлагаю разгадать кроссворд. Приложение 5. Слайд № 9 |
Работа над кроссвордом. |
Р - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения |
Фронтальная |
Рефлексия |
- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как. - Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности? - Чему научились лучше всего? - Сохранили ли народы России сегодня любовь к Родине и стремление ее защищать? |
Отвечают на вопросы |
П – соотношение цели и задач Л – личностное осмысление, эмоции, собственная позиция К – диалоговые приемы Р - оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения |
Фронтальная |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Разно уровневые задания: 1. Ответить на вопросы после §16: Показать на карте и рассказать о походах Батыя на Русь. Как вели себя в русских землях монголы? 2. Задания в рабочей тетради Заполнить таблицу «Походы Батыя на Русь». 3. Подобрать иллюстрации для проведения экскурсии. Слайд № 10 |
Записывают домашнее задание. Самостоятельно определяют уровень домашнего задания для себя. |
Р - принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
|
Приложение 1.
Рабочий лист
1. Характеристика Руси в 13 веке ___________________________
2. Тема урока_______________________________________________
3. Цель урока_____________________________________________
4. Черты характера Чингисхана_______________________________
5. Дата и место первого сражения русских войск с монголами_____
6. Даты походов монгол на Русь______________________________
7. Завоёванные монголами города Древнерусского государства____
8. Особенности организации монгольской армии________________
9. Проявление героизма русских воинов в борьбе с монголами____
10. Причины поражения русских войск_________________________
Приложение 2.
Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Кто такие Темучжин и Чингисхан?
Что вы узнали о происхождении Чингисхана?
Какие черты характера у него сформировались? Какую задачу он поставил для развития своего государства? Чего он хотел добиться?
О предводителе монголов
Тимучжин родился ( по одним источникам, в 1155-м, по другим – в 1162 году ) в семье монгола Есугэй-богатура, который жил у реки Амур.
В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и преступив священные законы гостеприимства накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю, стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников.
Энергичный и целеустремлённый, Темучжин сумел объединить много племён и расправился с врагами. Больше Тимучжин не нуждался в помощниках и стал убивать вождей монгольских племён. Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.
Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил Темучжина в 1206 г. Великим каганом (т. е. правителем) всех монголов и присвоил ему титул – «Чингиз», что означает «человек, имеющий всю полноту власти». В народе Темучжина прозвали Чингизханом – «Великим ханом». Это был смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.
Приложение 3.
«… В то же время захватнические планы Чингисхана были связаны с особенностями хозяйства его державы, чью основу составляло развитое кочевое скотоводство. Это вынуждало монголов постоянно передвигаться по степям в поисках новых пастбищ для десятков тысяч лошадей. Но не менее важным было наличие огромной армии, содержать которую не смог бы ни один правитель. Она должна была обеспечивать себя сама путём непрерывных войн с соседями и захвата военной добычи. Монгольская армия была не только многочисленной, но и чётко организованной, прекрасно вооружённой…».
«… В 1227 году держава Чингисхана была поделена между его сыновьями на несколько боль-ших территорий – улусов. Западный улус был предназначен старшему сыну – Джучи. Улус простирался от Иртыша на востоке до «последнего моря» на западе. То есть, по замыслу Чингисхана, к улусу Джучи была отнесена вся Европа. Но её нужно было ещё покорить. После смерти Чингисхана завоевание Европы стало ближайшей целью монголов. Их военная мощь значительно превосходила силы русских княжеств и их соседей».
Приложение 4.
Войско монголов
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов Были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочёвке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше – на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда.
Подготовленность своих воинов – прирождённых наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приёмов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон – яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага, - казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадёжный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из лёгкой и тяжёлой конницы. Лёгкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, лёгкое копьё и два лука – для стрельбы лёгкими и тяжёлыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжёлой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное копьё, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трёх лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Приложение 5.
По горизонтали: 1. Этот русский город был захвачен в феврале 1238 года. 2. Какой русский город Батый назвал «злым»? 3. Русский город, который держал оборону две недели. 4. Кто возглавил монгольскую армию в 1235 году? 5. Река, на которой произошла первая встреча русских и монгольских войск. 6. Какой русский город был взят врагами в декабре 1237 года?
По вертикали: 1. Как называли монгольских князей? 2. Кто из монгольских ханов поставил задачу завоевать весь мир? 3. Какой русский город был взят врагами в 1240 году? 4. Как называли съезд монгольской знати?
Ответы:
По горизонтали: 1. Владимир; 2. Козельск; 3. Торжок; 4. Батый; 5. Калка; 6. Рязань.
По вертикали: 1. Хан; 2. Чингисхан; 3. Киев; 4. Курултай.
Автор: Леонтьева Елена Александровна
→ Публикатор 06.04.2023 0 930 40 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы