Конспект урока истории "Древний Египет – Дар Нила"; 5 класс
Разработка открытого урока по истории для 5 класса
Тема урока: Древний Египет – Дар Нила. Предмет: История. Класс: 5. Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с географическим положением Древнего Египта.
Выявить причины возникновения и расцвета египетской цивилизации.
Определить роль реки Нил в жизни древних египтян.
Сформировать представление о занятиях жителей Древнего Египта.
Развивающие:
Развивать навыки работы с исторической картой, учебником, иллюстративным материалом.
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Формировать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Развивать логическое и образное мышление.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к истории Древнего мира.
Формировать уважительное отношение к культурному и историческому наследию человечества.
Воспитывать аккуратность и внимательность, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные:
Осознание значения изучения истории для понимания современного мира.
Формирование интереса к истории и культуре Древнего Египта.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели урока.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Осуществление самоконтроля и коррекции в ходе выполнения заданий.
Оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные:
Осуществление поиска и выделения необходимой информации из различных источников (карта, текст учебника, иллюстрации).
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Создание схем, таблиц для систематизации знаний.
Коммуникативные:
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формулирование и аргументирование своего мнения.
Умение слушать и слышать других, строить продуктивное взаимодействие.
Оборудование:
Интерактивная доска/проектор.
Физическая карта мира, историческая карта "Древний Египет".
Презентация с иллюстрациями (Нила, пирамид, сфинкса, египетских полей, шадуфа, папируса, лодки).
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, мини-тексты, листы для работы в группах, фломастеры.
Учебник истории для 5 класса (например, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая).
План урока:
I. Организационный момент (2 мин.) II. Актуализация знаний (5 мин.) III. Мотивация и целеполагание. Проблемный вопрос (5 мин.) IV. Изучение нового материала (20 мин.) 1. Географическое положение Древнего Египта. 2. Роль Нила: разливы, плодородие, ирригация. 3. Занятия египтян и использование ресурсов Нила. V. Первичное закрепление (5 мин.) VI. Применение знаний и умений (3 мин.) VII. Рефлексия (3 мин.) VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие учащихся и гостей.
Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, ручка).
Настрой на продуктивную работу: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте покажем им, как интересно мы умеем изучать историю. Улыбнемся друг другу и начнем наше путешествие."
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Учитель: "Мы с вами начали изучение истории Древнего мира. Какие древнейшие цивилизации мы уже знаем?" (Первобытные люди).
Учитель: "Сегодня мы отправимся в одно из самых загадочных и древних государств. Посмотрите на экран (слайд с изображением пирамид, сфинкса). Что это за страна? С чем она у вас ассоциируется?" (Египет, пирамиды, фараоны, мумии).
Учитель: "Совершенно верно! Это Древний Египет. А кто покажет на карте, где находится Египет? В какой части света?" (Ученик показывает на карте Африку, Египет).
Учитель: "Молодцы! Итак, Египет находится в Северо-Восточной Африке. Что вы знаете об условиях жизни в Африке? Какой там климат?" (Жаркий, засушливый, пустыня).
Учитель: "Верно. А ведь Древний Египет был одной из самых развитых цивилизаций своего времени. Как же это возможно в таких условиях?"
III. Мотивация и целеполагание. Проблемный вопрос (5 мин.)
Учитель: (Слайд с изображением реки Нил и цитатой Геродота). "Древнегреческий историк Геродот, живший много веков назад, побывав в Египте, сказал: 'Египет – это дар Нила'. Как вы думаете, почему он так сказал? Какова будет тема нашего урока?"
Ученики: (Предположения: "Роль Нила", "Египет и Нил", "Почему Нил важен для Египта").
Учитель: "Отлично! Тема нашего урока: 'Древний Египет – Дар Нила'." (Запись темы на доске и в тетрадях).
Учитель: "А теперь давайте вместе сформулируем, что мы должны сегодня узнать и чему научиться на уроке, чтобы ответить на наш главный вопрос: 'Почему Египет – дар Нила?'"
Ученики: (Предполагаемые ответы: "Узнать про реку Нил", "Как жили египтяне", "Чем занимались", "Почему она была важна").
Учитель: "Правильно! Сегодня мы узнаем о географическом положении Египта, о роли реки Нил в жизни древних египтян и о том, чем они занимались. Мы будем учиться работать с картой и разными источниками информации."
IV. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Географическое положение Древнего Египта (5 мин.)
Учитель: "Откройте учебники на странице… (указать страницу) и рассмотрите карту Древнего Египта. Найдите реку Нил. Куда она впадает?" (В Средиземное море).
Учитель: "Посмотрите, по каким природным зонам протекает Нил? Что находится по берегам?" (Пустыня. По берегам - зеленая полоса).
Учитель: "Верно, это долина Нила, плодородная земля, по обе стороны от которой простираются огромные безжизненные пустыни. Египтяне называли свою страну 'Черной землей' – плодородные земли долины Нила, а пустыни – 'Красной землей'. Где же жили египтяне?" (В долине Нила).
Учитель: "Нил впадает в Средиземное море, образуя огромную дельту – это место, где река разделяется на множество рукавов, образуя треугольник. Дельта Нила также была очень плодородной."
2. Роль Нила: разливы, плодородие, ирригация (10 мин. – работа в группах)
Учитель: "Ребята, в истории Древнего Египта Нил играл главную роль. Без него не было бы жизни. Давайте разделимся на 3 группы. Каждая группа получит карточку с заданием и небольшой текст. Ваша задача – прочитать текст, обсудить его и подготовить краткий рассказ о том, как Нил помогал египтянам в определенной сфере жизни."
Деление на группы (по рядам или заранее):
Группа 1: "Разливы и земледелие"(текст о пользе разливов, иле, урожаях).
Группа 2: "Труд египтян и водные сооружения" (текст о шадуфах, каналах, дамбах).
Группа 3: "Ресурсы Нила и повседневная жизнь" (текст о рыбе, папирусе, тростнике, транспорте).
(Учитель раздает материалы, контролирует работу в группах, отвечает на вопросы).
Выступления групп (по 2-3 мин. на каждую):
Группа 1: "Летом Нил разливался, заливал поля. Вода уходила, оставляя плодородный ил. На этой почве египтяне собирали богатые урожаи зерна – пшеницы, ячменя." (Слайд: разливы Нила, плодородные поля).
Группа 2: "Египтяне строили дамбы и каналы, чтобы отводить воду на свои поля. Они использовали шадуфы – приспособления для поднятия воды, чтобы поливать посевы." (Слайд: шадуф, египтяне у каналов).
Группа 3: "Нил давал египтянам рыбу, тростник, из которого строили лодки и дома. Из папируса делали писчий материал. Река была главной дорогой для перевозки грузов и людей." (Слайд: лодка на Ниле, папирус, рыба).
V. Первичное закрепление (5 мин.)
Учитель: "Молодцы, ребята! Вы отлично поработали. А теперь давайте проверим, что мы запомнили."
Прием "Закончи фразу":
"Древний Египет расположен в… (Северо-Восточной Африке)."
"Главная река Египта – это… (Нил)."
"По берегам Нила простираются… (пустыни)."
"Разливы Нила приносили на поля… (плодородный ил)."
"Для орошения полей египтяне строили… (каналы и дамбы)."
"Приспособление для подъема воды называлось… (шадуф)."
"Из тростника египтяне делали… (лодки, папирус)."
Вопрос: "Теперь вы можете ответить на проблемный вопрос нашего урока: Почему Египет – дар Нила?"
Ученики: (Обобщают: "Нил давал воду, плодородную землю, еду, был дорогой, без него не было бы жизни").
VI. Применение знаний и умений (3 мин.)
Учитель: "Представьте, что вы древний египтянин. Опишите свой один день, используя не менее трёх фактов о Ниле, которые мы сегодня узнали." (Несколько учеников коротко рассказывают).
Пример: "Утром я пошел на поле, которое стало плодородным после разлива Нила. Потом на лодке, сделанной из тростника, поплыл по Нилу на рынок продавать рыбу. Вечером вернулся домой."
VII. Рефлексия (3 мин.)
Учитель: "Наше путешествие по Древнему Египту подходит к концу. Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Что было для вас самым важным?"
Прием "Светофор":
Зеленый: "Я всё понял(а), могу рассказать о роли Нила."
Жёлтый: "Понял(а) почти всё, но остались небольшие вопросы."
Красный: "Мне было сложно, нужно ещё раз всё повторить."
(Ученики поднимают карточки или жесты соответствующего цвета. Учитель фиксирует).
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Обязательное: Прочитать §… (указать параграф) учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа устно.
На выбор (творческое):
Нарисовать рисунок "Один день из жизни египтянина на берегах Нила".
Составить 3-5 вопросов для соседа по теме "Дар Нила".
Найти в интернете интересные факты о Ниле или его значении для современного Египта.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Волкова Анастасия Андреевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.