Конспект и презентация к уроку информатики "Элементы алгебры логики. Высказывание"; 8 класс
Информатика. 8 класс. ФГОС.
Технологическая карта урока.
учитель: Каштанова Ю.Ф.
Тема: Элементы алгебры логики. Высказывание.
Планируемые учебные результаты:
предметные – представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте;
метапредметные – навыки анализа логической структуры высказываний;
личностные:
– понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности;
– научить первичным навыкам анализа и критичной оценки получаемой информации, способствовать к готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками.
Тип урока: комбинированный урок (дискуссия, лекция /изучение нового материала/, мультимедиа, самостоятельная работа).
Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления; понятия: логическое высказывание, логические величины.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины.
Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгебра логики; высказывание: простое и сложное; логическая переменная; логическое значение.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная панель.
Электронное приложение:
презентация «Элементы алгебры логики. Высказывание».
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1 |
Мотивационный этап (5 мин). Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
|
Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Ребята, всем здравствуйте! Приготовились? Успокоились? (дети отвечают) Тогда потянулись и улыбнулись друг другу! Хорошо, можно присесть на свои места.
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность: На экране картинка с задачей (Слайд 1).
Учитель: ребятам давайте прочитаем задачу на экране и попробуем её решить. Кто-нибудь смелый нам поможет, поработает у доски. (Ребята рассуждают, учитель внимательно всё слушает. Просит кого-то из учеников выйти к доске и фиксировать ответы детей)
Через рассуждения ребята приходят к правильному ответу.
Учитель: Молодцы, мы нашли ответ: как расположены фломастеры на столе. А сейчас, ответьте пожалуйста, с помощью чего мы пришли к ответу? (дети отвечают, если сразу не ответили, то учитель помогает им)
Учитель: Молодцы! Действительно, эту задачу можно решить только с помощью размышления, рассуждения, логики.
|
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
- зеленый, синий, красный, желтый.
- рассуждений, мышления, логики.
|
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - формирование этических норм и правил у учащихся. Познавательные УУД: - находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт Коммуникативные УУД: - формирование умения строить речевое высказывание, |
2 |
Этап целеполагания (2 мин).
Основная цель этапа - формулирование темы и целей урока. |
Учитель: Каждый день мы принимаем множество решений, которые могут быть описаны с помощью законов алгебры логики. Ребята, как вы думаете: какая сегодня тема урока? (дети отвечают).
Учитель: Исходя из нашей темы, ребята, какие мы цели поставим перед собой? (дети отвечают)
Учитель подводит итог: Как знания формул и закономерностей алгебры логики могут положительно повлиять на нашу повседневную жизнь? В частности сегодня мы познакомимся с понятием высказывания.
Итак, ребята запишите в тетрадях тему нашего урока (дети делают запись в тетрадях). (Слайд 2)
|
- Алгебра логики
Варианты ответов детей. Чем занимается алгебра логики? Можно ли научить компьютер логически мыслить?
|
Регулятивные: - развитие умения формулировать тему и цель урока; - развитие грамотной речи, памяти, познавательной активности; - развитие умения контролировать процесс выполнения задания, оценивать правильность выполнения задания и результат деятельности Личностные: - формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; - формирование умения слушать и понимать речь других - развивать способность к самооценке; - развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи |
3 |
Этап усвоения опорных знаний, выявления мест и причин затруднений (25 мин.)
Основная цель - организовать деятельность учащихся, способствующую восприятию новых знаний и их усвоения; организовать деятельность учащихся, способствующую анализу уровня своих знаний и их коррекции
|
Учитель даёт основные понятия (Слайд 3) Алгебра – это раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики; а в широком смысле этого слова – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разными математическими объектами. Для информатики важен раздел, который называется алгеброй логики. Алгебра логики или алгебра высказываний – это раздел математической логики, в котором изучаются логические операции над высказываниями. (Слайд 4) Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Основоположником алгебры логики является Джордж Буль, он создал математическую логику или Булеву алгебру. Клод Шеннон (1916-2001) - его исследования позволили применить алгебру логики в вычислительной технике. Ребята, что такое высказывания? Давайте вспомним русский язык, литературу, что же такое высказывания? (дети отвечают, учитель подводит итог) (Слайд 5) Высказывание – повествовательное предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Давайте посмотрим примеры. Ребята, побудительные предложения будут у нас высказываниями? А вопросительные? (дети отвечают) Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием: Если попасть камнем в окно, то оно разобьётся. Это предложение не будет являться логическим высказыванием.
Учитель: Сейчас мы с вами разобьёмся на пары. Каждая пара получает Задание №1 (Приложение 1). Из предложенных предложений надо выбрать высказывание. Приступаем к работе. (Слайд 6)
Итак, давайте проверим как вы поработали.
Учитель: Хорошо, все молодцы.
Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Упражнение «Потягивание кошечки». 2 раза. Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. Упражнение «Видят глазки всё вокруг», 1 раз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
Продолжаем наш урок. (Слайд 7) Учитель: Ребята, высказывания могут строиться с использованием знаков различных формальных языков – математики, физики, химии и т.д. Определите истинность или ложность следующих высказываний: «Na — металл»; «Второй закон Ньютона выражается формулой F=ma»; «Периметр прямоугольника с длинами сторон a и b равен аb».
Числовые выражения не являются высказываниями, но, соединив два числовых выражения знаками равенства или неравенства, можно составить высказывание.
Если в выражении используется переменная — оно тоже не может считаться высказыванием, так как невозможно определить истинность такого выражения, не зная значение переменной. Например, запись: =5 — не является высказыванием. Но если заменить X на значение 25 — получим истинное выражение, а при X=67 выражение станет ложным.
Учитель: И снова каждая пара получает Задание №2 (Приложение 2). Определите истинность или ложность высказываний. Приступаем к работе. (Слайд 8)
Итак, давайте проверим как вы поработали.
Учитель: Хорошо, все молодцы.
(Слайд 9) Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний. В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими переменными. Если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей (А = 1), а если ложно - нулём (В = 0). 0 и 1 называются логическими значениями.
Таким образом алгебра логики определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений. Производя операции с логическими переменными, которые могут быть равны только 0 или 1, с помощью алгебры логики можно свести обработку информации к операциям с двоичными данными. В основе всех компьютерных устройств, с помощью которых происходит хранение и обработка информации, лежит аппарат алгебры логики.
(Слайд 10) Высказывания бывают простые и сложные. Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций. Посмотрите на экран, вот примеры простых предложений: Земля – планета Солнечной системы. А сложным предложением будет: Если хочешь быть красивым, то поступи в гусары!
Приведите свои примеры простых и сложных высказываний.
|
Дети записывают в тетрадях
Варианты ответов детей.
идёт проверка выбранных предложений, обсуждение
- истинное высказывание
- истинное высказывание
- ложное высказывание
работа по таблице
идёт проверка выбранных предложений, обсуждение
Варианты ответов детей.
|
Познавательные УУД: - формирование представлений о алгебре логики; - усвоение понятия высказывание: истинное и ложное высказывание; - формирование умения строить логические высказывания и определять их истинность. Личностные: -развитие умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: - развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь - умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной - умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - умение аргументировать свою позицию Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане |
4 |
Этап закрепления. (10 минут)
Цель этапа – практическое применение полученных знаний, включение изученного в систему знаний .
|
Учитель: На следующем этапе урока я предлагаю вам поработать самостоятельно, применить полученные знания на практике. Самостоятельная работа (5-7 минут). (Приложение 3)
Обсуждение ответов детей. Самопроверка. Анализ результатов.
|
- выполняют задания
Разбор заданий. Ответы детей |
Познавательные УУД: - формирование представлений о высказывании, его истинности или ложности Личностные: -развитие умение адекватно оценивать свои успехи Коммуникативные: - развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь - умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной - умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию - умение аргументировать свою позицию Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане |
5. |
Этап подведения итогов урока, рефлексия. (3 минуты) Цель этого этапа самооценка результатов своей деятельности.
|
А теперь пришла пора подвести итоги нашего урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: (Слайд 11) Творческое задания (Приложение №4)
- Спасибо, за урок. |
Сегодня мы узнали, что: Алгебра логики – это раздел математической логики, который изучает высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности), и логические операции над ними. Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное. Логические переменные – это высказывания, которые обозначаются в алгебре логики при помощи букв. Логические значения – это цифры ноль и один, которые обозначают значения логических переменных.
Записывают домашнее задание
|
Личностные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации
|
|
Приложение №1
Задание №1
-
Какие из перечисленных предложений являются высказываниями?
Выбери все правильные ответы
-
У него красивые глаза.
-
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799г.
-
Сколько сейчас времени?
-
Число 4 — чётное.
-
2×2=5
-
Является ли предложение «x2+5=30» логическим высказыванием?
-
Да, является.
-
Нет, не является.
-
Если заменить переменную x на число 5, получим ли мы логическое высказывание?
-
Да, получим.
-
Нет, не получим.
-
Каким будет это высказывание?
-
истинным
-
ложным
-
не является высказыванием
Приложение №2
Задание №2
-
Какие из высказываний являются истинными?
Выбери все правильные ответы
-
1=2
-
3+5=2·4
-
Скорость считается по формуле V=S·t
-
У квадрата все стороны равны
-
Знаком «V» обозначается римская пять
-
Какое значение должна принимать переменная z, чтобы предложение «z2+π/2>6» стало истинным логическим высказыванием?
-
0
-
−2
-
3
Приложение №3
Самостоятельная работа
-
При каком значении переменной выражение «K2+1=37» станет истинным логическим высказыванием?
-
если K = 6
-
если K=±
-
если K = -6
-
при всех указанных
-
Предложение «Земля — (...) от Солнца планета» становится истинным логическим высказыванием, если заполнить пропуск этим словом.
-
четвёртой
-
третьей
-
второй
-
ни одним из предложенных
-
Предложение «Сколько (...) составляет масса атома кислорода?» становится истинным логическим высказыванием, если заполнить пропуск этим словом.
-
граммов
-
минут
-
моль
-
ни одним из предложенных
-
Какие замены нужно произвести в данных высказываниях, чтобы каждое из них приняло значение «истина»?
-
-
Июнь — седьмой месяц в году.
-
-
седьмой → пятый
-
июнь → июль
-
июнь → май
-
-
Рим — столица Испании.
-
-
Рим → Мадрид
-
Испании → Италии
-
столица → город
-
-
Кислород — первый химический элемент в таблице Менделеева.
-
-
кислород → водород
-
первым → восьмым
-
высказывание не является логическим
Приложение №4
Домашнее задание
Подбери примеры истинных и ложных высказываний, а также предложений, которые не являются логическими высказываниями.
Представь ответ в виде таблицы:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каштанова Юлия Фёдоровна
→ Публикатор 22.01.2022 0 3837 85 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы