Конспект и презентация к уроку информатики "Элементы алгебры логики. Высказывание"; 8 класс


Информатика. 8 класс. ФГОС.

Технологическая карта урока.

учитель: Каштанова Ю.Ф.

Тема: Элементы алгебры логики. Высказывание.

 

Планируемые учебные результаты:

предметные – представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как её объекте;

метапредметные – навыки анализа логической структуры высказываний;

личностные:

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий, развитие логического мышления, внимательности;

научить первичным навыкам анализа и критичной оценки получаемой информации, способствовать к готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками.

 

Тип урока: комбинированный урок (дискуссия, лекция /изучение нового материала/, мультимедиа, самостоятельная работа).

 

Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления; понятия: логическое высказывание, логические величины.

 

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины.

Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся.

 

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

алгебра логики; высказывание: простое и сложное; логическая переменная; логическое значение.

 

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная панель.

 

Электронное приложение:

презентация «Элементы алгебры логики. Высказывание».


 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Мотивационный этап (5 мин).

Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку.

Ребята, всем здравствуйте! Приготовились? Успокоились? (дети отвечают) Тогда потянулись и улыбнулись друг другу! Хорошо, можно присесть на свои места.

 

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность:

На экране картинка с задачей (Слайд 1).

 

Учитель: ребятам давайте прочитаем задачу на экране и попробуем её решить. Кто-нибудь смелый нам поможет, поработает у доски. (Ребята рассуждают, учитель внимательно всё слушает. Просит кого-то из учеников выйти к доске и фиксировать ответы детей)

 

Через рассуждения ребята приходят к правильному ответу.

 

Учитель: Молодцы, мы нашли ответ: как расположены фломастеры на столе. А сейчас, ответьте пожалуйста, с помощью чего мы пришли к ответу? (дети отвечают, если сразу не ответили, то учитель помогает им)

 

Учитель: Молодцы! Действительно, эту задачу можно решить только с помощью размышления, рассуждения, логики.

 

 

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- зеленый, синий, красный, желтый.

 

 

 

- рассуждений, мышления, логики.

 

 

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование этических норм и правил у учащихся.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт

Коммуникативные УУД:

- формирование умения строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков.

2

Этап целеполагания

(2 мин).

 

Основная цель этапа - формулирование темы и целей урока.

Учитель: Каждый день мы принимаем множество решений, которые могут быть описаны с помощью законов алгебры логики. Ребята, как вы думаете: какая сегодня тема урока? (дети отвечают).

 

Учитель: Исходя из нашей темы, ребята, какие мы цели поставим перед собой? (дети отвечают)

 

 

 

 

Учитель подводит итог: Как знания формул и закономерностей алгебры логики могут положительно повлиять на нашу повседневную жизнь? В частности сегодня мы познакомимся с понятием высказывания.

 

Итак, ребята запишите в тетрадях тему нашего урока (дети делают запись в тетрадях).

(Слайд 2)

 

 

 

 

- Алгебра логики

 

Варианты ответов детей.

Чем занимается алгебра логики?

Можно ли научить компьютер логически мыслить?

 

 

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока;

- развитие грамотной речи, памяти, познавательной активности;

- развитие умения контролировать процесс выполнения задания, оценивать правильность выполнения задания и результат деятельности

Личностные:

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

- формирование умения слушать и понимать речь других

- развивать способность к самооценке;

- развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи

3

Этап усвоения опорных знаний, выявления мест и причин затруднений (25 мин.)

 

Основная цель - организовать деятельность учащихся, способствующую восприятию новых знаний и их усвоения;

организовать деятельность учащихся, способствующую анализу уровня своих знаний и их коррекции

 

Учитель даёт основные понятия

(Слайд 3)

Алгебра – это раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики; а в широком смысле этого слова – это наука об общих операциях, аналогичных сложению и умножению, которые могут выполняться над разными математическими объектами.

Для информатики важен раздел, который называется алгеброй логики.

Алгебра логики или алгебра высказываний – это раздел математической логики, в котором изучаются логические операции над высказываниями.

(Слайд 4)

Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник формальной логики (понятие, суждение, умозаключение).

Основоположником алгебры логики является Джордж Буль, он создал математическую логику или Булеву алгебру.

Клод Шеннон (1916-2001) - его исследования позволили применить алгебру логики в вычислительной технике.

Ребята, что такое высказывания? Давайте вспомним русский язык, литературу, что же такое высказывания? (дети отвечают, учитель подводит итог)

(Слайд 5)

Высказывание – повествовательное предложение, о котором можно сказать истинно оно или ложно. Давайте посмотрим примеры. Ребята, побудительные предложения будут у нас высказываниями? А вопросительные? (дети отвечают)

Но не всякое повествовательное предложение является высказыванием:

Если попасть камнем в окно, то оно разобьётся.

Это предложение не будет являться логическим высказыванием.

 

Учитель: Сейчас мы с вами разобьёмся на пары. Каждая пара получает Задание №1 (Приложение 1). Из предложенных предложений надо выбрать высказывание. Приступаем к работе.

(Слайд 6)

 

Итак, давайте проверим как вы поработали.

 

Учитель: Хорошо, все молодцы.

 

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем.

Упражнение «Потягивание кошечки». 2 раза.

Исходное положение: сидя на стуле, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.

Упражнение «Видят глазки всё вокруг», 1 раз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

 

Продолжаем наш урок.

(Слайд 7)

Учитель: Ребята, высказывания могут строиться с использованием знаков различных формальных языков – математики, физики, химии и т.д.

Определите истинность или ложность следующих высказываний:

«Na — металл»;

«Второй закон Ньютона выражается формулой F=ma»;

«Периметр прямоугольника с длинами сторон a и b равен аb».

 

Числовые выражения не являются высказываниями, но, соединив два числовых выражения знаками равенства или неравенства, можно составить высказывание.

 

Если в выражении используется переменная — оно тоже не может считаться высказыванием, так как невозможно определить истинность такого выражения, не зная значение переменной.

Например, запись:

=5 — не является высказыванием.

Но если заменить X на значение 25 — получим истинное выражение,

а при X=67 выражение станет ложным.

 

Учитель: И снова каждая пара получает Задание №2 (Приложение 2). Определите истинность или ложность высказываний. Приступаем к работе.

(Слайд 8)

 

Итак, давайте проверим как вы поработали.

 

Учитель: Хорошо, все молодцы.

 

(Слайд 9)

Алгебра логики определяет правила записи, вычисления значений, упрощения и преобразования высказываний.

В алгебре логики высказывания обозначают буквами и называют логическими переменными.

Если высказывание истинно, то значение соответствующей ему логической переменной обозначают единицей (А = 1), а если ложно - нулём (В = 0).

0 и 1 называются логическими значениями.

 

Таким образом алгебра логики определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений.

Производя операции с логическими переменными, которые могут быть равны только 0 или 1, с помощью алгебры логики можно свести обработку информации к операциям с двоичными данными.

В основе всех компьютерных устройств, с помощью которых происходит хранение и обработка информации, лежит аппарат алгебры логики.

 

(Слайд 10)

Высказывания бывают простые и сложные. Высказывание называется простым, если никакая его часть сама не является высказыванием. Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических операций. Посмотрите на экран, вот примеры простых предложений:

Земля – планета Солнечной системы.

А сложным предложением будет:

Если хочешь быть красивым, то поступи в гусары!

 

Приведите свои примеры простых и сложных высказываний.

 

Дети записывают в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

идёт проверка выбранных предложений, обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- истинное высказывание

 

- истинное высказывание

 

- ложное высказывание

 

 

 

работа по таблице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

идёт проверка выбранных предложений, обсуждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов детей.

 

Познавательные УУД:

- формирование представлений о алгебре логики;

- усвоение понятия высказывание: истинное и ложное высказывание;

- формирование умения строить логические высказывания и определять их истинность.

Личностные:

-развитие умение адекватно оценивать свои успехи

Коммуникативные:

- развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

- умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

- умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- умение аргументировать свою позицию

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане

4

Этап закрепления.

(10 минут)

 

Цель этапа – практическое применение полученных знаний, включение изученного в систему знаний

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: На следующем этапе урока я предлагаю вам поработать самостоятельно, применить полученные знания на практике.

Самостоятельная работа (5-7 минут).

(Приложение 3)

 

Обсуждение ответов детей.

Самопроверка. Анализ результатов.

 

 

 

 

 

- выполняют задания

 

Разбор заданий. Ответы детей

Познавательные УУД:

- формирование представлений о высказывании, его истинности или ложности

Личностные:

-развитие умение адекватно оценивать свои успехи

Коммуникативные:

- развитие умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

- умение допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

- умение учитывать разные мнения формулировать собственное мнение и позицию

- умение аргументировать свою позицию

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане

5.

Этап подведения итогов урока, рефлексия.

(3 минуты)

Цель этого этапа самооценка результатов своей деятельности.

 

 

А теперь пришла пора подвести итоги нашего урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

(Слайд 11)

Творческое задания (Приложение №4)

 

- Спасибо, за урок.

Сегодня мы узнали, что: Алгебра логики – это раздел математической логики, который изучает высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности), и логические операции над ними.

Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное.

Логические переменные – это высказывания, которые обозначаются в алгебре логики при помощи букв.

Логические значения – это цифры ноль и один, которые обозначают значения логических переменных.

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

Личностные УУД:

- рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

 

 

 

 


 

Приложение №1

 

Задание №1

 

  1. Какие из перечисленных предложений являются высказываниями?

Выбери все правильные ответы

  1. У него красивые глаза.

  2. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799г.

  3. Сколько сейчас времени?

  4. Число 4 — чётное.

  5. 2×2=5

 

  1. Является ли предложение «‎x2+5=30» логическим высказыванием?

  1. Да, является.

  2. Нет, не является.

 

  1. Если заменить переменную x на число 5, получим ли мы логическое высказывание?

  1. Да, получим.

  2. Нет, не получим.

 

  1. Каким будет это высказывание?

  1. истинным

  2. ложным

  3. не является высказыванием

 


 

Приложение №2

 

Задание №2

 

  1. Какие из высказываний являются истинными?

Выбери все правильные ответы

  1. 1=2

  2. 3+5=2·4

  3. Скорость считается по формуле V=S·t

  4. У квадрата все стороны равны

  5. Знаком «V» обозначается римская пять

 

  1. Какое значение должна принимать переменная z, чтобы предложение «‎z2+π/2>6» стало истинным логическим высказыванием?

  1. 0

  2. 2

  3. 3

 


 

Приложение №3

 

Самостоятельная работа

 

  1. При каком значении переменной выражение «‎K2+1=37» станет истинным логическим высказыванием?

  1. если K = 6

  2. если K=±

  3. если K = -6

  4. при всех указанных

 

  1. Предложение «Земля — (...) от Солнца планета» становится истинным логическим высказыванием, если заполнить пропуск этим словом.

  1. четвёртой

  2. третьей

  3. второй

  4. ни одним из предложенных

 

  1. Предложение «Сколько (...) составляет масса атома кислорода?» становится истинным логическим высказыванием, если заполнить пропуск этим словом.

  1. граммов

  2. минут

  3. моль

  4. ни одним из предложенных

 

  1. Какие замены нужно произвести в данных высказываниях, чтобы каждое из них приняло значение «истина»?

 

    1. Июнь — седьмой месяц в году.

  1. седьмой → пятый

  2. июнь → июль

  3. июнь → май

 

    1. Рим — столица Испании.

  1. Рим → Мадрид

  2. Испании → Италии

  3. столица → город

 

    1. Кислород — первый химический элемент в таблице Менделеева.

  1. кислород → водород

  2. первым → восьмым

  3. высказывание не является логическим

 


 

Приложение №4

 

Домашнее задание

Подбери примеры истинных и ложных высказываний, а также предложений, которые не являются логическими высказываниями.

 

Представь ответ в виде таблицы:


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку информатики "Элементы алгебры логики. Высказывание"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каштанова Юлия Фёдоровна  Публикатор
22.01.2022 0 4049 85

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК