Конспект и презентация к уроку русского языка "Окончания имен прилагательных"


«Окончания имен прилагательных .

Цель урока: закрепление знаний, выяснение лексико-грамматических признаков данной части речи, его роли в предложении.

Задачи урока:

Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи.

Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

 Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Формировать умение находить имена прилагательные в предложении, обогащать словарный запас;

Развивать речь, логическое мышление;

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся на уроке.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

 

1. Организационный момент.
    Настрой учащихся. 
 

Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

Учитель:  
Ребята, последнее время мы много говорим об охране окружающей среды,
 и сегодня на уроке мы будем говорить о природе. 
Еще снежные пригорки скоро покроются молодой зеленью. Появится травка. На ветках почки лопнут, и покажутся  из них зеленые листики. Яркое солнце так и зовет на прогулку. Вот и мы совершим сегодня прогулку в царство Грамматики.

Учитель: 
Девиз нашего урока: говорим всегда красиво, смело и неторопливо!

Ученики:

Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.

2. Минутка чистописания.
 

Ая  ий ой ее ые яя ый ое ие

3. Словарная работа. Словарные слова мы повторим с именами существительными. Запишите словосочетания, соединив слова 1 столбика со словами 2 столбика. Определите род и число.

 

4. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

– Правописание какой части речи мы продолжаем изучать?

Очень занимательное
Имя прилагательное
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.


–Прочитайте на с.84 название темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

Что необходимо вспомнить перед изучением темы?
– Что такое имя прилагательное?

Чтобы это вспомнить по группам составим кластер


– Что такое окончание?
– Образуют ли окончания новые слова?
– Что образуется с помощью окончаний? (формы слова)
– Какие окончания имеют имена существительные женского рода?
   (-а, -я) мужского рода? (нулевое, -а, -я) среднего рода? (-о, -е, -я) _ С какой частью речи связано имя существительное?

7. Открытие новых знаний. (Исследовательская работа)

- Как же найти окончание в именах прилагательных? Давайте понаблюдаем.

Упр. 322 – развивается умение выделять окончание в именах прилагательных.(Выделяют окончания в парах в учебнике и проверка на слайде)

Хоккейный матч
Хоккейная площадка 
Хоккейное снаряжение
Хоккейные клюшки 
Хоккейными клюшками

ненастный день 
ненастная погода
ненастное лето
ненастные дни
ненастными днями

- Какое прилагательное изменяется? (Хоккейный)
–- Что изменяется и как? (окончание: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми)
–- Ударные или безударные окончания у прилагательных?
–- Вспомните, какие окончания бывают у существительных? (Ударные и безударные)

Сделайте вывод: Как найти окончание в имени прилагательном? 
(Нужно изменить прилагательное и выделить часть, которая изменяется).

8.Упр 323 по вариантам самостоятельно.

1.вариант: первые 3 сочетания (о весне);

2.вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).

 

Сделайте вывод: от чего зависит окончание прилагательного?

Ка­кая особенность есть у окончаний имён прилагательных? (В оконча­нии две-три буквы.

 

Вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2-3 буквы.

 6. Физкультминутка (дыхательные упражнения).

Учитель: Отгадайте загадку

Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим  (воздух).

Учитель: 
Как хорошо сейчас в весеннем лесу, какой там чистый воздух! Смолистые запахи сосны и ели очень полезны для людей. Давайте закроем глаза и представим себя в этом лесу. Глубоко дышим, расслабляемся.

9..Можно ли как-то систематизировать окончания имён прила­гательных? (Предположения детей.) Как? Вспомните, как мы это де­лали у имён существительных

Систематизация окончаний имен прилагательных.
Сказка о жителях царства «Грамматика»

Учитель: 
В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь Имя прилагательное. Его имя произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». Царю принадлежали сказочные человечки, которые уточняют и украшают нашу речь. Они обозначают признаки предметов.

Жили человечки в разных домах. В первом доме – человечки женского рода: красивая, добрая, родная. Во втором – мужского рода: ласковый, могучий, большой. А посередине стоял дом, в котором жили человечки среднего рода: яркое, тихое, синее. Царь любил своих подданных и разрешал им меняться домами.

Когда царь сердился на своих подданных, он сажал их в отдельную комнату и говорил: «Побудь в единственном числе и подумай о своем поведении». Некоторых потом прощал, и снова они жили вместе.

Были эти человечки очень общительные, но дружили они только с именами существительными.

Поработаем в группах.

 

 

2. Систематизация окончаний прилагательных по числам и родам (в единственном числе.)

Запишите в свои карточки – домики окончания. В этом вам помогут группы слов и упр.324.

 

    1. Упр. 324 - развивается умение группировать имена прилага­тельные с одинаковыми окончаниями.

  1. Прочитайте имена прилагательные с одинаковыми окончаниями.

  2. От чего зависит выбор этих окончаний? (От рода и числа.)

Сделайте вывод. Какие окончания бывают у прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?

  1. Сравнение выводов учеников с окончаниями в таблице на с. 86.

  1. Как называются окончания имён прилагательных в ед.ч.? (Родо­выми.)

  2. Почему? (Прилагательные изменяются по родам.)

(Дети заполняют домики в группах).

 

Вывод: 
Какие окончания бывают у прилагательных ж. р, м. р., ср. р.?
–- Как называются окончания имен прилагательных в ед. ч.? (родовыми окончаниями)
–- Почему? (Прилагательные изменяются по родам).

Проверка со слайда по группам. Результат исследования.

(На доске прикрепляют дети свои листы с окончаниями прилагательных).

8. Дифференцированная работа в группах по объему и степени сложности.

Учитель: 
 А какие полевые цветы вы знаете? (Ромашки, колокольчики, одуванчики …)

Учитель: 
Отгадайте загадки о полевых цветах. 

10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие в царство Грамматики.

Учитель: 
– Над какой темой работали на уроке?
– Какие родовые окончания имеют имена прилагательные? Назовите окончания прилагательных во множественном числе.
– Когда было трудно?

Учитель:
Оцените свою работу на уроке в тетрадях.

11. Домашнее задание: 
Творческая работа: 
составьте правила поведения в природе

.12. Рефлексия урока: 
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (
красные кружочки), 
– Дружно! 
(синие кружочки), 
– Активно!
 (жёлтые кружочки).

 

 


 

Слайд 1
Тема урока: «Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
Слайд 2
Смотрю на глобус-шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса Роса на травах, как слеза И тихо просят родники: Ты береги нас, береги!
Слайд 3
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, Думаем и не спешим.
Слайд 4
Минутка чистописания. я яя ий ый ой ое ее ые ие
Слайд 5
Словарная работа
Слайд 6
Оранжевые исследователь Юный апельсины Яблочный апельсины погода ранжевые (мн. ч.) Облачная аромат ный исследователь (м. р., ед блочный аромат (м. р., ед. ч. блачная погода (ж.р., ед ч.)
Слайд 7
Очень занимательное Имя прилагательное Трудно будет без него, Если пропадет оно.
Слайд 8
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета Часть речи Имя прилагатель ное Дружит с существительн ым, подчиняется в Дает описание предмета, делает
Слайд 9
Ключевые слова к теме: Имя прилагательное; окончание; безударные гласные.
Слайд 10
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Хоккейный матч ненастный день Хоккейная площадка ненастная погода Хоккейное снаряжение ненастные дни Выво -ый Хоккейные клюшки-ый ненастное д: -ая -ая лето -ое -ые Хоккейными клюшками -ые -ое -ыми ненастными -ыми
Слайд 11
Физкультминутка Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим,
Слайд 12
 
Слайд 13
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Весенняя капель Кудрявая береза Чистый воздух Пшеничное поле Чистые озёра Морской берег Раннее утро Весенние лучи Зимний день
Слайд 14
Ж.р. -ая -яя С.р. -ое -ее М.р. -ый -ий -ой
Слайд 15
Ед. числ о Ж.р М. . р. -ая -яя Мн. числ о С.р. -ый -ое -ий -ее -ой -ие -ые
Слайд 16
Отгадайте загадки о полевых цветах. 1. С этих шариков пушистых Полетят парашютисты.
Слайд 17
2. Стоят в поле сестрички: Золотой глазок, белые реснички.
Слайд 18
3. Эй, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.
Слайд 19
Списать текст, указать род и число имен прилагательных, выделить окончания прилагательных. (Индивидуальные разноуровневые карточки)
Слайд 20
1.Списать текст.  Я люблю скромн… ветвист… дерево рябину. Люблю её пёстр… зелен… листочки . Они шелестят даже при легк… ветерке. В этом дереве чувствуется весел…, радостн…, русск… настроение.
Слайд 21
Прикрепите один кружок в ту часть сердечка, как вы работали. Активно! Дружно! Старательно!
Слайд 22
Спасибо за урок!
Слайд 23
Д.з. Записать три предложения с именами прилагательными о правилах поведения в природе.

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Окончания имен прилагательных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Урсакий Светлана Борисовна  Публикатор
12.12.2019 0 5655 279

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК