Конспект урока по кубановедению «Природа родного края»


Конспект урока по кубановедению по теме: «Природа родного края»

Богачева Наталья Петровна, учитель начальных классов СОШ № 18 г. Сочи

 

Цель: расширить знания учащихся в области растительного и животного мира родного края.

 

Задачи: воспитывать любовь к Родине, развивать кругозор, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.

 

Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, компьютер, слайды, конверт с письмом.

 

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Сообщение

темы: - Доскажи словечко и узнай тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг (природа) (СЛАЙД №1)

 

III. Беседа: - Правильно, тема нашего урока: «Природа родного края». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы Краснодарского края. - Ребята, нам в класс пришло письмо! Давайте же прочитаем его.

(Открываю, читаю).

Здравствуйте! Давайте знакомиться. Меня зовут Краснодарский край. Я – место, где вы живёте, растёте, проказничаете. Я родился в 1937 году, 13 сентября, и мне уже 78 год. Давайте поиграем! Я расскажу вам о себе много, много всего. И сегодня вы будете знать и уметь немного больше, чем сейчас, а больше знать – сильнее стать, так говорит русская пословица. Итак, начнём. (СЛАЙД №2)

- Посмотрите, это фотография нашего края, её называют картой. Вам нравится? Вы представляете, какой огромный наш край? Давайте посчитаем, какова же площадь нашего края. На доске я нарисую два квадрата. В каждом из них должна быть цифра. Чтобы найти первую цифру, сделаем так: задумаем любое число до 100 и запишем его. Теперь умножим его на 2. К тому, что получилось + 3. Это новое число умножим на 4. От того, что получилось, отнимем 12 и разделим на то число, которое было задумано. Вот эту цифру и запишем в первую клеточку (ПР: 10 х 2 + 3 х 4 – 12 : 10 = 8)

 

 

А чтобы узнать вторую цифру, отгадаем загадку: Сколько глаз у светофора? У Горыныча голов? Поросят весёлых в сказке? И у бабушки зубов? (3).

Итак, какая цифра у нас получилась?  тысячи квадратных километров.

- Ребята, вы представляете, какой огромный наш край!

Центр края, Краснодар, обозначен кружком. Это наша столица, большой и красивый город. У каждого из вас, ребята, есть сосед по парте, соседи по дому. Так вот, есть соседи и у нашего края. На севере это Ростовская область, на востоке – Ставропольский край, на юге Абхазия, а в центре – Республика Адыгея.

- Скажите, где расположен наш город?

- Правильно, на Черноморском побережье Кавказа, он узкой полосой вытянулся вдоль берега Чёрного моря и подножья Кавказских гор.

 

- В нашем крае растёт более 3 000 видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились примерно 2 000 000 лет назад. Это липа, каштан, дуб. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времён. Так же у нас произрастают бук, клён, ясень, граб, ольха, платан, тополь, ель, сосна, эвкалипт, черёмуха, орешник.

- Отгадайте загадки:

1. Я из крошки – бочки вылез, (СЛАЙД №3)

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)

 

2. Что же это за девица: (СЛАЙД №4)

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ЕЛЬ)

 

3.С моего цветка берёт (СЛАЙД №5)

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (ЛИПА)

 

4.У меня длинней иголки, (СЛАЙД № 6)

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (СОСНА)

 

5.Будто снежный шар бела, (СЛАЙД №7)

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Сразу сделалась она

Вся от ягоды черна. (ЧЕРЁМУХА)

6.В нём почти сто метров роста: (СЛАЙД №8)

На него залезть не просто!

Из Австралии был он

К нам в Россию завезён.

У него одна работа

Осушение болота. (ЭВКАЛИПТ)

 

- А сейчас мы поиграем в игру «С какой ветки эти детки?» (Учитель показывает слайды с изображением семян деревьев, а дети должны отгадать. На слайдах семена расположены в таком порядке: липа, бук, каштан, тополь, сосна, орешник, шиповник, дуб, клён). (СЛАЙД № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)

 

- По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: полынь, лебеду, мать – и – мачеху, подорожник, цикорий, зверобой, тысячелистник, пижму, многие из этих трав лекарственные, а расскажет вам о некоторых из них «живая газета». (Учитель листает слайды, а подготовленные учащиеся рассказывают о травах).

 

Мать-и-мачеха (СЛАЙД № 18)

Всюду, где отыщется хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем,

сразу после снега поднимутся на невысоких толстеньких стебельках золотые цветочки – огоньки мать-и-мачехи.

Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха – очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.

 

 

 

Цикорий (СЛАЙД №19)

Цикорий очень трудолюбив – ведь его цветы раскрываются раньше всех и к ним в первую очередь летят пчёлы. Цикорий неприхотлив и очень упорный – он может жить там, где редко выживают другие растения. Его не пугает засуха и знойные ветры – корни цикория уходят в землю чуть ли не на полтора метра и всё таки добираются до воды.

У цикория есть целебные силы – этим растением давно лечат разные болезни. А ещё из корней цикория, измельчённых в порошок, делают напиток, похожий на кофе.

 

Зверобой (СЛАЙД №20)

Когда-то считали, что зверобой опасен для домашних животных, они могут отравиться. Но оказалось, что это не так. Наоборот, помогает эта трава от многих недугов. И сейчас зверобой ценится в медицине. Случится беда, обожжёте где-нибудь руку – приложите к этому месту листик или цветы зверобоя, и боль пройдёт, а рана заживёт.

Цветёт зверобой всё лето до самой осени. Отцветут цветы, и на их

месте появится коробочка с семенами. В дождь коробочки закрыты, а при сухой погоде раскрываются, и семена из них высыпаются на землю.

Тысячелистник (СЛАЙД №21)

Каждый лист тысячелистника, как пёрышко птицы, собран из многих небольших листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение – тысячелистник.

Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали ещё в древние времена – так и лечили себя воины прямо на поле боя. За то тысячелистник прозвали ещё «солдатской травой».

 

IV. Физминутка

- А сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Все дружно встали.

Ветер дует нам в лицо,

(Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо.

(Дети делают наклоны)

Ветер тише, тише, тише,

(Дети приседают)

Деревцо всё выше, выше.

(Дети встают на носочки, тянутся вверх)

V.Продолжение беседы

- Но кроме растений, в нашем крае есть и множество животных. Давайте посмотрим на карту животного мира и познакомимся с животными, которые обитают в нашей местности (лиса, медведь, зубр, кабан, заяц, суслик, крот, тушканчик, норка, выдра и др.).

(Учитель вместе с детьми рассматривает карту животного мира Краснодарского края). (СЛАЙД № 22)

 

- А сейчас давайте отгадаем кроссворд:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. На свинью похож, а в лесу живёт (кабан).

3. Всю зиму спит,

Весной на пасеку спешит. (медведь).

4. В птичник повадится жди беды,

Рыжим хвостом заметает следы. (лиса).

5. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк).

6. Посреди поля белый клубок катается. (заяц).

1. Ключевое слово: Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

(СЛАЙДЫ № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35)

 

 

Игра «Поиграем – гадаем».

- Сейчас я беду читать двустишия, а вы должны догадаться, о каком животном идёт речь и не ошибиться.

 

В чаще голову задрав,

Воет с голоду (жираф – волк).

 

Клубком свернулся, ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий (конь – ёж).

 

По сосне, как барабан,

Застучал в лесу… (кабан – дятел).

 

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (волк – медведь).

 

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (соловей – свинья).

 

Под луною песню петь

Сел на веточку (медведь – соловей).

 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая (лисица – белка).

 

Кто стучит как в барабан?

На сосне сидит (баран – дятел).

 

Зимой в берлоге

Видит сон лохматый, косолапый (слон – медведь).

 

Быстрее всех от страха

Несётся (черепаха – заяц).

 

- Ребята! Где бы вы ни были: в лесу, в степи, на берегу реки и моря, везде вы встретите птиц. Птицы – наши верные друзья. Они уничтожают вредных насекомых. Какие птицы водятся в наших краях? Воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела, голуби, ласточки, скворцы, чайки, кулики, гуси. Есть и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, беркуты.

 

Игра «Загадочные птицы». (СЛАЙДЫ №36, 37)

 

- Расшифруйте названия птиц.

 

РОСОКА АВСО

ДОЗДР ВРЕОСКЦ

БЕРВООЙ НИСИАЦ

РКУБТЕ ТЕЯДЛ

 

VI. Итог урока

 

- Вот мы и познакомились с природой нашего края. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какова площадь нашего края? С какими растениями и животными вы сегодня познакомились? Очень хотелось бы, чтобы вы любили вашу малую родину и сохраняли её красоту и богатство. Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода и многое другое. И в заключении, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение «Береги природу». (подготовленные учащиеся читают стихи) (СЛАЙД № 38)

 

 

 

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полёт прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

 

Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То всё равно б взмывали ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!

 

А в небе - стая журавлей.

Так грустно над землёй кружится.

Земля… Скажи, что стало б с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?

 

Тогда бы мёртвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи чёрной саранчи.

 

 

Я не хочу такого мира,

Где всё так серо, так уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долго на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

 

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?

 

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц весёлой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока по кубановедению «Природа родного края» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богачева Наталья Петровна  irina9915
20.09.2018 0 4586 466

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК