Конспект урока письма; 6 класс
Деркачева Татьяна Владимировна учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ N!21 города Ставрополя
Урок письма
Я Должен применить свои знания - так можно раскрыть смысл подхода
-
основы современного преподавания русского язы-
ка.
Цели и задачи:
-
Углубление знаний об эпистолярном жанре
-
Обогащение словарного запаса обучающихся
-
Овладение умениями в производстве правилВной речи .
-
Овладение приемами языкового анализа и синтеза.
-
Демонстрация ценностей русского языка.
-
Познакомить с лучшими образцами русского письма
-
Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.
-
Воспитание эсте.тического отношения к слову
-
Воспитание творчески активной , духовно богатой личности
-
Воспитание патриотизма.
Оборудование:
-
Учебники по риторике Т.А.Ладыженской ( бкл, 8кл.)
-
Раздаточный материал ( памятки , образцы эпистолярного жанра)
-
Плакат «Узелки на память»
-
Плакат «Советы и пожелания»
-
Записи на доске
-
Тетради обучающихся.
Тип урока : Комбинированный ( Расширение , углубление и закрепление знаний) Методы:
-
Словесные Практические
-
Наглядные
-
Объяснительно-иллюстративные
-
Репродуктивный
Основные приемы:
-
Объяснение
-
Беседа
-
Опрос
-
Интегрирование с литературой, с историей, с ИЗО.
-
Самостоятельная работа с дополнительной литературой, по созданию текста. Наблюдение и анализ
2
Записи на доске:
Адресат Адресант официальный-неофициальный официальное лицо неофициальное лицо знакомый-малознакомьгй-незнакомый
Информация |
Коммуникативная задача. |
Деловая |
сообщить |
неделовая |
поздравить |
поделиться чувствами поблагодарить извиниться
1. Организационный момент.
-
Этап мотивации, целеполагания и актуализации. Слово учителя.
Скорость жизни, столь возросшая в 20-м и 21-м веках, казалось бы, полностью вытеснила эпистолярный жанр. Тезис, «кто владеет информацией, тот владеет миром», из сфер бизнеса и политики постепенно пробрался и в частный обмен новостями. Однако с появлением Интернета человечество вновь ощутило потребность в письменном тексте, что вдохнуло в эпистолярный жанр совершенно новую жизнь.
Появление чатов и форумов привело к письменной болтовне, включающей сразу несколько собеседников. Очередность говорящих определяется лишь скоростью набора и длиной высказывания. Мы мало стали писать друг другу письма и почти разучились это делать.
Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой и особенностями различных типов писем. Систематизируем средства художественной выразительности, которые используются в официальной и личной переписке. Продемонстрируем свое мастерство владения словом в области эпистолярного жанра.
-
Основная часть урока.
Письмо: понятие, виды, его особенности.
Письма пишут разные. На тему их разнообразия даже создано немало стихов и песен.
Письма личные и деловые, о любви и разлуке, с просьбами и требованиями, с грифом «секретно», посланные спецкурьерами и домашние, те, которые шлют друг другу родные люди. Словом, письма могут быть личные, деловые, официальные. А нужна ли переписка в современном мире?
Ч. 1. Прочитайте часть текста «Личная переписка в современном мире». (Приложение N'2 1.) Ответьте на вопросы:
Какой вывод делает автор о значении переписки в наши дни? С помощью каких аргументов он обосновывает свой вывод?
Гипотеза.
Вывод: Переписка имеет большое значение. Аргументы:
-
Для людей важно, что к написанному тексту можно обратиться повторно.
-
Составченне Дечового Документа означает принятие на себя ответственности.
З. Писать письма Дешев.те, чем звонить по телефону.
4. писыт1о может храниться как память. 3.
Слово учителя. В истории русской литературы можно найти немало фактов, когда писатели, поэты, публицисты обращались к письму. Образцами эпистолярного жанра можно считагь письма многих мастеров слова.
Например, письмо И.С. Тургенева М.Е. Салтыкову-Щедрину, написанное 30 ноября 1870 г. в Лондоне.
Мюбезнейший Михспи Евграфович (позвольте отложить (3 сторону церемонное:
«милостивый государь»). Я на днях получил вашу «Историю одного города». переданную
(зИми Анненкову.Душевно благодарю вас за память обо мне и за великое удовольствие, которое Доставила мне ваша книга: прочел ее немедленно. Не говоря о прочих ее одним нашим будущим бытописателем быть не может
Или письмо А. С. Пушкина А. Х. Бенкендорфу
Мшостивы государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство Дозволить мне печатать «Историю Пугачева» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою Дать знать о том куда следует.
С г.чубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,
Вашего сиятельства покорнейший слуга
Александр Пушкин.
Письмо «героя» рассказа М Зощенко «Три документа»?
Заявление.
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен каким-то социа-льно-опасным преступником, который, ближе подойдя, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.
Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они были, то я не отдал бы и лучше смерть.
Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное птльто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики — и, так сказать, народное достояние, - преступник обратился в бегство.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
Оставшись в настоящее время совершенно оаздетый вместе с моей престарелой матерью и пе надеясь на бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдачи мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Конст. Печенкин. 4. И такие, которые могут быть опубликованы под рубрикой «Нарочно не придумаешь».
Председателю профсоюзного бюро завода «Путь к сознанию» Уряшкину А.И.
руководителя ансамбля народных инструментов Кукушкина С. С.
Просим Вас включить в состав группы для участия в конкурсе баяниста и приобрести новый музыкальный инструмент (баян), так как старый пришел в негодность в результате поломки из-за давки в автобусе.
Кукушкин С. С.
20.04.08 г.
Пользуясь таблицей, классифицируйте письма:
Письмо-сообщение |
Сообщаем Вам, что... Доводим до Вашего сведения,что . . . |
Письмо-предложение |
В подтверждение нашей договоренности п длагаем Вам... |
Письмо-заявка |
П сим Вас включить в состав... |
Письмо-просьба |
Просим Вас сообщить. Надеемся, что Вы сочтете возможным рассмотреть наше обращение . . . |
Письмо-п иглашение |
Уважаемые господа! П иглашаем... |
Письмо-благода ность |
Благода им за оказанн ю помощь |
Письмо-позд авление |
Иск енне позд авляем Вас... |
Ч.2 Прочитайте часгь 2 текста «Личная переписка в современном мире» На основе прочитанного текста составьте для себя справочную таблицу «Виды личной переписки». 2.
Вид личной переписки |
Предназначение |
Возможность переслать по почте |
Письмо-позд авление |
Позд авить с п аздником |
Есть |
Письмо-сообщение |
Поделиться событиями (личной) жизни |
Есть |
Записка |
Передать важную и срочную ин о мацию |
Нет |
5.
Частные письма — конечно, дело частное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человек. Но независимо от вида переписки можно выделить параметры, их объединяющие. Перед вами 4 письма.
-
Определите, что общего между этими письмами? Гипотеза: Письма имеют:
а) единую композицию: - вступительное обращение;
-
основной текст;
-
заключительная вежливая форма;
б) уважительное вступление и заключение.
Проверка домашнего задания. Словарная работа Прочитать .слова, правильно расставив ударение, объяснить их значение.
ФОРМА
Адресат Адресант
Официальный - неофициальный официальное лицо неофициальное лицо знакомый - малознакомый- незнакомый близкий, родной
Информация |
Коммуникативная задача. |
Деловая |
сообщить |
неделовая |
поздравить |
поделиться чувствами поблагодарить извиниться
Вывод: (беседа-опрос-закрепление)
Повторяем еще раз: кто АДРЕСАНТ, кто АДРЕСАТ, какой может быть информация, что включает в себя коммуникативная задача.
Таким образом, письмо может быть личным или официальным, может содержать информацию, поздравление, благодарность.
Проверка индивидуальных заданий.
Исследователи эпистолярного наследия А.С.Пушкина обнаружили, что стиль и даже почерк великого поэта и искусного мастера письма менялись в зависимости от ситуации, от того, кому он писал.
Почерк его писем к близким — жене, брату, друзьям — небрежен и шутлив. Зато совсем другим почерком , уж не говоря о стиле, написаны письма шефу жандармов Бенкендорфу. Это почерк строгий, холодный , с отточенными завитками. Словом, официальное письмо с соблюдением правил этикета, нарушать который не мог себе позволить даже великий поэт. Вот пример только подписи такого письма:
«С глубочайшим почтением и • совершенной преданностью честь И..иею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга
Александр Пушкин»
б.
А вот примеры из писем Л.Н.Толстого. АЛЕКСАНДРУ П
Ваше Величество!
В моем доме был произведен обыск. Он продолжался три дня. Ничего подозрительного, по словам жандармского офицера, не было найдено.
Для того, чтобы знать, кого упрекать во всем случившимся со мною, я решаюсь обратиться прямо к вашему величеству. Я прошу Вас, чтобы были, ежели не наказаны, то обличены виновные в злоупотреблении своей властью, коей они были награждены по Вашей милости.
Вашего величества верноподданный
Граф Лев Толстой
Дорогая, чудесная моя тетенька!
Тифлис.б января 1852 г.
советы; К несчастью, я не всегда им следовал. Ты всегда упрекала меня за страсть к карточной игре, но живя в лагере, нельзя не пристраститься к этому роду развлечения: ведь их так мало здесь ! Я понимаю всю пагубность такой слабости и уверяю тебя, что как только я вернусь в С-Петербург, я тот час же все глупости брошу.
Прощай, дорогая тетенька. Левочка тысячу раз просит прощения и целует твои ручки.
Р . S. Я все в Тифлисе сижу у моря. Жду погоды (то есть денег)
Твой любящий племянник.
Слово учителя:
Поблагодарим ребят за интересный материал.
А теперь обратите внимание на раздаточный материал. Перед вами памятка . «Характеристика письма», «Структура письма» и несколько писем. Прочтите письма и проанализируйте их (личное или официальное, по содержанию, по структуре)
Письмо, его характеристика (основания)
Адресант(кто пишет) : официальный- неофициальный
Адресат(кому пишут) : Официальное лицо — неофициальное; знакомы —малознакомый — незнакомый; близкий — родной.
Информация : деловая — неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача : сообщить ( оповестить) поздравить, извиниться, поделиться впечатлениями, чувствами, поблагодарить и т.д.
7.
СОВЕТЫ И НАСТАВЛЕНИЯ:
Старайся писать ясно и просто.
Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
Поздравляй родных и друзей в дни рождения и другие праздники.
Не стесняйся выразить чувства любви, нежности уважения, доверия, если ты ими В разных по типу и назначению письмах есть одинаковые части . Как правило выделяются:
Приветствие, обращение - название того, кому предназначено письмо.
Вступление — выражение различных чувств ( извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), отражающих интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть — изложение информации, интересующей адресата.
Заключение — выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания.
Самостоятельная работа: Сравнить письма , указать тип и его признаки (личное, официальное), проанализировать структуру.
Уважаемый Денис Иванович!
В ответ на Ваш запрос от 04.02.05 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.01.05г. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Вашем письме.
Учебный центр заочного обучения ТГУ .
16 мая 1934г.,
Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперьвероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе. Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых я целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь письма с посыльным. Прощай, мой милый друг.
А.С.Пушкин
Санкт —Петербург
Проверка работы
Вывод: Молодцы. Вы узнали, что первое письмо — официальное, а второе личное. Верно определили лексические приметы, разновидность коммуникативной задачи, нашли отступление от классической структуры во втором письме( нет обращения).
Самостоятельная работа. Попробуйте свои силы в эпистолярном жанре. Составьте личное письмо и письмо официальное
Проверка работы. Чтение и анализ работ учениками и учителем.
8.
Слово учителя. Молодцы. Отлично справились с работой.
У вашего друга, учителя, родственника праздник. Вам нужно поздравить его. Ваш друг, знакомый, учитель, воспитатель помог вам. Вам нужно его поблагодарить. Значит, существуют и такие письма : письмо- поздравление и письмо-благодарность.
Расширение знаний ( Работа с учебником)
А теперь откройте учебник на странице 96 и выпишите речевые формулы, которые вам помогут самостоятельно составить письмо-поздравление и письмо-благодарность.
Материал учебника Т.А.Ладыженской. Риторика. бкласс.
ТИПЫ ПИСЕМ
ПИСЬМО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ
При составлении письма —поздравления необходимо знать его композицию:
КОГО поздравляете ( формулы обращения)
С ЧЕМ поздравляете ЧТО желаете
ПОЗДРАВЛЯЮ от всей души
-
от всего сердца сердечно
-
горячо
Разрешите поздравить... пожелать...
Позвольте поздравить ... пожелать
Беседа , анализ образцов: Прочтите задание упражнения и выполните их (устная работа): -Чем отличаются эти формулы? ( официальное- неофициальное)
Анализ поздравлений.
Дорогая сестра!
1.01.05
С Новым годом тебя, с новым счастьем! Прими мои сердечные поздравления. Хочу чтобы счастье никогда не покидало тебя, чтобы ты была здорова и любима всеми так же, как мы любим тебя.
Пиши чаще, не забывай своего лучшего друга — любящего брата.
Целую тебя крепко в обе щечки. Олег.
Уважаемая Клара Степановна!
2.01 .оз
Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю Вам в этом году здоровья, успехов в работе, интересных находок и удачных экспедиций. А еще — умных и благодарных учеников. Кириллов Илья, выпускник 1998года.
Слово учителя: Молодцы. Вы правильно проанализировали письма, правильно указами их типовую принадлежность.
Устали? Давайте поиграем.
9.
Коммуникативная игра.
Один ученик выходит из класса. Каждый сочиняет ему поздравление, стараясь передать личные чувства, индивидуальное отношение к вышедшему из класса ученику.
Затем ученик возвращается. Учитель читает поздравления, а ученик пытается угадать, кто это написал( лексика). Причем ему помогает поведение того, юго написал. А учитель оценивает и умение этого ученика видеть и понимать аудиторию
Слово учителя. Молодцы. Вот видите, как просто доставить приятное своему товарищу.
Давайте почаще говорить комплименты друг другу.
Продолжаем работу.
Продолжение работы с учебником.
Записывает речевые формулы благодарности.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Выражение благодарности
Благодарю Вас (тебя)
-
СердеЧН0
-
Горячо
-
От всего сердца
-
От всей души
за. . . . . . ..
-
Я хочу...
-
Мне хочется...
-
Я хотел(а) бы поблагодарить Вас (тебя) за то, что. . .
-
Вы (ты) не представляете
-
Вы (ты) не можете ( ешь) себе представить,... как я благодарен (-рна) Вам (тебе) за. . . .
-
Я очень благодарен (-рна)
-
Как я благодарен (-рна)
-
Большое спасибо
-
Огромное спасибо Вам (тебе) за то, что.
10.
Знакомство с образцами писем и их анализ.
Д.В.Григоровичу.
28 марта, Москва.
Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не плакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе.
Как Вы приласкали мою молодость , так пусть Бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слов, ни дел, чтобы поблагодарить Вас. Вы знаете, какими глазами обыкновенные люди глядят на таких избранников, как Вы; можете теперь судить, что составляет для меня Ваше письмо. Оно выше всякого диплома, а для начинающего писателя оно — гонорар для настоящего и будущего.
Да Бог Вам счастья и здоровья, и верьте искренности глубоко уважающего Вас и благодарного
А. Чехова.
Многоуважаемый Иван Николаевич!
З марта 1949г. Благодарю Вас за присланный Вами подарок и за Ваше ко мне внимание, чрезвычайно для меня лестное и дорогое.
Я зная: Вы не любите, чтобы Вас благодарили. Но мне очень хочется сказать Вам, что я навсегда сохраню к Вам в душе моей искреннее уважение и преданность.
Ваш почитатель и искренний друг А. Твардовский.
Самостоятельная работа. Составление писем ветерану Великой Отечественной войны. Не забудьте, что в нем должно быть и поздравление и слова благодарности(см. учебник стр. 96)
ПИСЬМО ВЕТЕРАНУ (ПОЗДРАВЛЕНИЕ-БЛАГОДАРНОСТЬ) (МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА)
Поздравляю Вас с ...
-
Прошу принять мое поздравление от всего сердца (от всей души)
-
Разрешите мне поздравить Вас ...
-
С большим удовольствием узнал, что .
-
Благодарю Вас за мужество и героизм ...
-
Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания .
-
Желаю ...
-
Пусть всегда будет ...
-
Пусть никогда не ...
Домашняя работа. Закончить работу дома. Принести заготовки для оформления открыток поздравлений (на уроках ИЗО рисовали)
Приложение. 1
Личная переписка в современном мире
Часть 1
Наши предки считали составление писем искусством и относились к нему очень серьезно. И действительно, правильно составленное письмо-рекомендация могло помочь продвижению по службе. Личное письмоспособствовать сохранению дружбы или поддержать родственные отношения. Письма писали и деловые, и личные, а что-бы не попасть впросак, даже пользовались специальными книгами —письмовниками, в которых давались разъяснения по поводу того, как правильно писать письма, приводились примеры.
Что же изменилось по сравнению с прошлыми веками? Казалось бы, когда появились телефоны, люди должны писать письма реже и реже. Но значение переписки ничуть не уменьшилось.
Лаборатория модернизации образовательных ресурсов lmor@mail.ru
В обычной жизни переписка играет важную роль. Такая переписка-обмен письмами между людьми, не связанными деловыми отношениями-называетсяличной перепиской. Конечно, можно позвонить другу по телефону, даже если он живет в другом городе. Но ведь дорого... А вот написать письмо —значительно дешевле. Причем сейчас можно написать письмо на компьютере и отправить его электронной почтой, а можно и на бумаге, как много лет назад. К тому же всегда приятно хранить у себя бумагу, на которой написал что-то близкий человек, как память о нем.
Часть 2
Личная переписка на бумаге в основном бывает трех видов:
-
Письмо-поздравление. Его обычно пишут на открытке и могут как вручить лично, так и отправить по почте. Письмо- поздравление состоит из трех частей: 1) обращение 2) основная часть З) подпись. Обращении можно начинать со слов ”Уважаемый(ая)” (если оно обращено к старшему), ”Дорогой(ая) ” (если оно обращено другу или родственнику).Вторая Часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления (например, 'Поздравляю тебя с днем рождения” или ”Поздравляю Вас с Новым годом“) и добрые пожелания человеку, которому обращено поздравление. Завершает письмо и подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, уважением, Петр” или ”Всего наилучшего, Сауле” Обычно письма-поздравления бывают очень длинными.
-
Письмо-сообщение, такие письма чаще всего пишут для того, что-бы поделиться с другом или родственником событием в личной жизни. В них рассказывается о текущих делах, впечатлениях . Подобные письма начинаются с обращения, затем идет основная часть (сообщение об одном или нескольких событиях), заканчивается письмо подписью. Обычно такие письма отправляются по почте. Обращения а такие же, как и в письме-поздравлении.
З. Записка. Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чем-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого о том что планирует задержаться. Записка начинается обращением, после которого идет основная часть — информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.
Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо справа с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.
Лаборатория модернизации образова тельных ресурсов
Использованная литература 1 .М.Е. Салтынов - Щедрин
Собр. соч. (3 20 т; т. 18 кн. 2 Письма.
2.И.М Семенко. Комментарий
А. С. Пушкин. Письма БенкенДорфу А.Х.
3.If Зощенко « Три
4.Л.Н. Толстой: том 18. Избранные письма 1842 - 1881 гг.
5.Письма рубрики «Смешные письма»
6.Личная переписка в современном мире: ч.], ч./ј
www.school.edu.ru
7. Материал учебника П. А. Ладыженской Риторика. 6 класса
8. Учебник «Русская словесность» C.If. Львовой
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деркачева Татьяна Владимировна
→ Публикатор 26.10.2019 0 3602 60 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы