Семинар-практикум "Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 256» г. Нижнего Новгорода
Семинар-практикум с использованием
интерактивных методов работы:
«Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»
Автор:
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 256»
г.Нижнего Новгорода
Матакова И.В.
I часть семинара-практикума.
1. Актуальность проблемы.
Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения.
В современном мире востребован успешный человек, уверенный в свои силы, свои возможности. Успех человека во многом зависит от того, насколько развита у него речь, насколько грамотно он может излагать свои мысли.
Как правило, именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития всех психических процессов, в том числе и речи.
Актуальность данной темы заключается в критической ситуации в развитии речевой активности детей.
Это связано с рядом негативных факторов, которые влияют на речевое развитие детей:
- общее ухудшение состояния здоровья детей;
- снижение общения родителей с детьми, а также детей со сверстниками;
- снижение уровня речевой культуры в обществе;
- непонимание родителями важности данной проблемы;
- некомпетентность некоторых педагогов в постановлении и решении задач становления речи;
- речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций;
- снижение культуры речи и культуры общения педагогов;
- использование неэффективных форм и методов в работе педагогов.
В связи с этим педагогическим работникам дошкольной организации необходимо содействовать тому, чтобы речь ребенка развивалась беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Определение наиболее подходящих, эффективных форм, методов, создание необходимых условий являются наиболее важными задачами для развития речи у детей.
2. Работа в группах по методу «Карусель»: «Проблемы в развитии выразительности речи. Пути их решения»
В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:
- средним темпом;
- ритмичностью;
- умеренной силой;
- высота голоса;
- образностью;
- интонационной выразительностью.
Педагоги делятся на группы путем случайного выбора. Для этого используется метод «Мозаика». Участники выбирают карточки с частью текста – высказывания о речи известных педагогов, психологов. Затем читая данные выражения, составляют текст в единое целое, тем самым распределяясь по группам. (Приложение № 1)
Затем каждая группа получает бланк с заданием:
«Уважаемые коллеги! Постарайтесь вспомнить и написать игру или игровое упражнение, способствующее развитию следующих качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Ритмичность
Умеренная сила
Высота голоса
Образность»
Участники выполняют задание по одному из качеств, затем передают бланк следующей группе и таким образом по кругу до тех пор, пока в каждую группу не вернется исходный бланк. При этом каждая группа, выполняя очередное задание, имеет право дополнить задания, выполненные другими группами.
В заключение игры происходит обсуждение по каждому из качеств.
Материалы проведенной в группах работы в дальнейшем будут использованы для составления картотеки игр или игровых упражнений, способствующих развитию выразительности речи старших дошкольников.
II часть семинара-практикума.
Мозговая атака: «Виды театрализованных игр»
Участникам семинара задается вопрос:
«Уважаемые коллеги! На какие две основные группы можно разделить все театрализованные игры? Дайте краткую им характеристику.
Назовите театрализованные игры, к какой группе вы их можете отнести».
Педагоги высказывают свое мнение.
Все предложенные педагогами варианты объединяются в 2 группы:
Первая группа: режиссерские игры.
В данного вида играх участник создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, но сам не является действующим лицом. Он действует за персонажа, изображая его жестами, интонацией, мимикой.
К ним можно отнести:
- теневой театр;
- настольный театр;
- театр на фланелеграфе (ковролине).
Вторая группа: игры-драматизации.
В драматизации участник сам исполняет роль. В значительной степени используя свои средства выразительности: пантомиму, интонации, мимику и т.д.
К ним можно отнести:
- театр би-ба-бо;
- игры-драматизации с пальчиками;
- импровизации;
- использовать атрибуты (костюмы, маски, шапочки).
Работа в группах.
Задание для первой группы:
«Используя средство выразительности - пантомиму, покажите отрывок из сказки Ш.Перро: «Кот в сапогах». Определите, к какому возрасту можно отнести данный вид театра».
Задание для второй группы:
«Вам необходимо выбрать атрибуты и используя их, показать отрывок из русской народной сказки: «Три медведя». Определите, к какому возрасту можно отнести данный вид театра.
Метод «Кейс-стади» «Роль воспитателя при организации театрализованных игр»
Педагогам предлагается бланк с проблемной ситуацией. Каждый из участников самостоятельно знакомится с ситуацией, выполняет задания. Затем происходит работа в группах. Педагоги уже в группе стараются отстоять свою точку зрения, прийти к единому на их взгляд правильному решению. Далее заслушивается мнение каждой группы, и дальнейшее окончательное решение принимается уже всем коллективом.
Описание ситуации 1.
Дети были заинтересованы, внесенным в группу новым театром би-ба-бо и стали разыгрывать кукольный спектакль по сказке «Три поросенка». Они самостоятельно распределили между собой роли и начали представление. Однако в ходе действия возник спор о том, какие слова каждому из героев нужно произносить. Сюжет на гране «развала».
Дополнительная информация.
- С детьми была проведена предварительная работа: ознакомление со сказкой, беседа по прочитанному.
- Постановка кукольного спектакля была в старшей группе детского сада.
Вопросы.
Используя таблицу, постарайтесь выбрать возможные причины поведения, оцените по 3-х бальной шкале и прокомментируйте свои оценки.
Причины поведения детей |
Степень значимости |
||
низкая |
средняя |
высокая |
|
Отсутствие взаимных уступок |
|
|
|
Присутствие в постановке детей «лидеров» |
|
|
|
Расхождение во взглядах на правильность игровых действий |
|
|
|
Другие причины |
|
|
|
Проанализируйте способы воздействия на ситуацию и их дальнейшие последствия.
- Не вмешиваться, т.к. педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят.
- «Избавиться» от одного из детей «лидеров», переключив его внимание на другой вид деятельности.
- Воспитатель напоминает, о необходимости быть вежливыми друг с другом, успокоиться и постараться вспомнить, что и кто именно должен говорить по ходу сюжета.
- Воспитатель помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.
- Вмешаться в конфликт, прервать игру, т. к. если дети не могут договориться друг с другом, тогда они больше не будут играть. Передать театр другим ребятам. Когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия.
- Предложите свои варианты разрешения данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Описание ситуации 2.
Дети средней группы решают разыграть русскую народную сказку «Теремок», распределяют между собой роли, разбирают маски, однако одному ребенку роль не достается. Ребенок расстроился и сел на стульчик.
Вопросы:
1. Какие будут ваши действия по разрешению данной ситуации?
2. Подготовьте рекомендации для воспитателей по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Подведение итогов семинара-практикума. Рефлексия.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матакова Ирина Вячеславовна
→ Публикатор 15.04.2018 0 3091 103 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы