Разработка интегрированного обобщающего урока (математика и литература) по теме: "Многогранники и многогранность"


Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости  этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.

Цель урока – через обобщение пройденного материала доказать существование  связи между литературой и математикой  на примере  определенной темы.

Тема: Многогранники и многогранность.

Тип урока: урок развивающего контроля при обобщении пройденного материала.

Форма урока: коллективная, групповая  и индивидуальная работа.

Метод: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Цель урока: обобщить материал по геометрии и литературе по темам «Многогранники» и  роману  Л.Н.Толстого  «Война и мир»  (характеристика образов). 

Задачи урока:

Образовательные:

  • создать условия для формирования умений и навыков аналитического характера;  выражения своей точки зрения,  умения решать проблемную ситуацию;
  • систематизировать знания об основных видах многогранников, показать их применение в других сферах деятельности;
  • формировать  УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать умение воспринимать и усваивать информацию;
  • развивать умения формулировать проблему;
  • развивать умения работы в группах, парах, коллективно и самостоятельно.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать взаимодействие учащихся в группах, парах, уважения друг к другу.
  • воспитывать стремление быть  человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке.

Формирование компетенций:

1. Личностные:

- формирование социально значимых качеств личности;

- формирование готовности следовать в своей деятельности нормам морали и нравственным критериям.

2. Коммуникативные:

- формирование умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- конструировать монологические и диалогические высказывания.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с преподавателем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- оценивать результаты своей деятельности и деятельности других групп учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия:

- сравнивать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

- готовность следовать в своей деятельности нравственным категориям, осознанно выбирая их за основу ценностно - смыслового самоопределения.

2. Метапредметные:

- приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов.

Основной вид деятельности обучающихся – мыследеятельность.

Формы мыследеятельности:

- самостоятельная работа с различными источниками информации;

- оформление и предъявление главного из данной информации;

- анализ фрагментов текста художественного произведения;

- коммуникативное сотрудничество, работа в группе;

- рефлексия собственной деятельности.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный листы, раздаточный материал;
  • лист взаимооценок.

Структура урока:

1.     Организационный этап.

2.     Актуализация знаний. Формулирование проблемного вопроса урока.

  1. Постановка учебной задачи по геометрии. Групповая работа. Кластер. Начало заполнения и оформления  графического организатора.

4.     Демонстрация и защита презентаций. Взаимооценка  работ.

5.     Тестирование. Самооценка.

6.     Решение задач. Занесение ответов и решений  на поле графического организатора.

7.     Просмотр  видеоролика.

8.     Словарная работа. Обсуждение. Работа с графическим организатором.

9.     Групповая творческая  работа по принципу «Письмо по кругу».

10.  Чтение  в «кресле писателя» и обсуждение. Дополнения на графическом организаторе. Взаимооценка работ.

11. Рефлексия деятельности в форме « Неоконченное предложение». Заполнение кластера. Завершение оформления графического организатора.

12. Выводы урока. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  1. Стадия вызова 

Преподаватель математики:

Сегодня мы проводим урок, цель которого обобщить знания  по двум темам из двух  таких разных  учебных предметов.

Внимательно посмотрите на необыкновенное оформление нашей аудитории и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Звучат предположения учащихся:

- Если учесть, что на всех выставках изображены многогранники, то речь пойдет о них.

- Если учесть, что человек – это тот же многогранник,  то мы поговорим о людях.

- Да, и о героях произведений, которые мы изучали.

-  Сейчас мы знакомимся с романом «Война и мир» Толстого, о нем и поговорим. Многогранный был человек и его произведения!

Преподаватель литературы: Мы, преподаватели  геометрии и литературы, эту тему обозначили так:  «Многогранники и многогранность». Слайд 2.

На нашем уроке мы обобщим знания по двум  темам: «Многогранники» из геометрии  и «Характеристика образов» по  роману  Л.Н.Толстого «Война и мир». Казалось бы, что общего в двух этих темах? Однако  общее существует, и всем ходом своих размышлений мы докажем это. Вам предстоит работать в группах, выполнять различные задания. Вам нужно будет не только выполнять задания, но и оценивать некоторые  задания других групп. Для этого  у вас на столах листы взаимооценок с критериями.

Эпиграфом к  нашему  уроку будут слова  Карла Вейерштрасса, немецкого математика: «Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным  математиком».

Стадия вызова 1.  Преподаватель математики:

Своеобразие геометрии, выделяющее ее из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в не­разрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. В ней всегда присутствуют  два неразрывно свя­занных элемента: наглядная картина и точная формулировка, стро­гий логический вывод. Там, где нет одной из этих сторон, нет и подлинной геометрии.

Теория многогранников, в частности выпуклых многогранников, - одна из самых увлекательных глав геометрии. 

Многогранники существовали на земле задолго до появления на ней человека.

- Назовите, где мы встречаемся с многогранниками в жизни и природе? Слайд 5. 

Работа  в группах с кластером. Слайд 6.  

Группы студентов  дают  варианты ответов.  Демонстрируется заполненный слайд 7. Делаются обобщения.

Преподаватель математики: Геометрия - одна из древнейших частей математики, изучающая

пространственные отношения и формы тел.

Изучение многогранников и тел вращения на протяжении всей истории велось не только с позиций дальнейшего их применения, но и с целью осмысления философских вопросов об устройстве Вселенной и природе Пространства. Слайд 8.

Обратимся к теории многогранников. Вы получили предварительные задания – создать презентации - рассказ о каждой фигуре: «Пирамида», «Конус», «Цилиндр», «Призма». Рассказ должен быть не только правильным с точки зрения математики, но и ярким, доступным для понимания. Слайд 9.

2. Стадия осмысления 

В течение 5 минут каждая группа представляет свою презентацию. А другие группы задают вопросы по теме  «Многогранники», оценивают выступления. Выставляют оценки в  листы взаимооценок. 

Проводится тест «Многогранники и тела вращения» на повторение с самопроверкой. Слайды 11-13.

Студенты получают  творческое задание. Слайд 14-15. Работы с ответами вывешиваются на графический организатор.

 Решение задачи с демонстрацией ответа. Слайд 16-17. Ответы помещаются на графический организатор.

Демонстрируется  видеоролик. « Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранников».

Стадия вызова 2. Преподаватель литературы.

- Интересная информация. Она пригодится для нашей дальнейшей работы на литературном этапе.

Словарная работа.  Слайд 19.

- Что означает данное слово многогранный?

Составьте в группах определение данного слова и запишите его на отдельный лист бумаги. (По окончании работы все определения зачитываются и вывешиваются  на графический организатор). 

1. Всесторонний, разносторонний предмет или личность.

2. Имеющий несколько граней не только предмет, но и человек, его качества.

3. Многогранный угол .

4.  Разные грани чего-либо, например, души.

Преподаватель предлагает еще одну интерпретацию, которая взята из  словаря С.И.Ожегова: МНОГОГРА́ННЫЙ, многогранная, многогранное (книжн.).Слайд 20.

1. Имеющий несколько граней или сторон. Многогранный камень. Многогранный угол (часть пространства, ограниченная несколькими плоскостями, пересекающимися в одной точке; мат.).

2. перен. Разносторонний, одаренный во многих отношениях. Многогранный ум. Многогранный талант.

Ребята сравнивают свое определение с определением из словаря, делают выводы о правильности и выбирают путем голосования самое лучшее определение, данное группой.

Стадия осмысления 2.

Преподаватель литературы.  Продолжу литературный этап с цитаты  Л.Н.Толстого.

Слайд 21. Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою.                                                             

Душа человека многогранна и многолика. Поэтому у нас бывают разные  настроения, ощущения, состояния, у нас всех разные характеры.

 - Назовите главных героев романа Толстого «Война и мир».  Студенты называют героев. Слайд 22.

Группы получают задание: 

Выбрать одного из героев произведения  и дать ему характеристику, раскрыв многогранность его характера и соединив в тексте  знания геометрии о многогранниках и знания, полученные на уроках литературы. Попробовать отождествить типы героев с типами многогранников,  природными стихиями, согласно теории Платона. 

Выбирая главное из предложенной информации (статьи, отрывки текста романа, комментарии, сочинения), работают  по принципу «Письмо по кругу» (первое предложение пишет 1, второе - следующий и так далее).

После творческой работы  каждая группа  зачитывает сочинение  в «кресле писателя». Остальные группы задают вопросы  и ставят оценки за выступления в  лист взаимооценок.

Обобщающая информация после выступлений и взаимооценок выводится на слайд 23.

Стадия рефлексии.

Преподаватель математики. Вернемся к началу нашего урока, мы говорили о том,  что вполне возможно соединить две  темы несоединимых, казалось бы,  предметов: геометрии и литературы. Произошло ли это соединение?

Ответы студентов:

- и литература, и геометрия – науки философские;

- было интересно характеризовать героев при помощи математических терминов;

- узнали много нового и познавательного о многогранниках, их объединяющей роли в нашей жизни.

Преподаватель литературы.

А теперь попрошу вас подвести небольшой итог с помощью приема «Незаконченное предложение» и заполнить кластер.

Слайд 24.  (После нескольких минут работы  учащимися зачитываются предложения-выводы и вывешиваются на графический организатор).

Выводы Слайд 25.: 

Преподаватель математики.

Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. Благодаря многогранникам открываются не только свойства геометрических фигур, но и пути познания природы, науки, жизни.

Преподаватель литературы. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. В результате всех наблюдений, мы можем утверждать, что математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, математика даёт возможность осознать явления и упрочить знания о гармонии всего мира.

Домашнее задание.

  • Написать эссе на одну из тем «Многогранник внутри меня», «Многогранное существо человек», «Семь я внутри меня», соединив и отразив в тексте знания из геометрии и литературы.
  • Решить  архитектурную задачу.

В конце урока ребята подсчитывают баллы, выводят средний балл, преподаватели вносят коррективы и выставляют оценки в журнал по обоим предметам.

Приложение 1.

Задание. Характеристика образа (фрагмент текста).

Эта герой (героиня) обладает……………….. Для  него (неё) характерны ………….. Этот  герой (героиня) живет в полной гармонии, как с собой, так и с окружающими людьми. Он (она) довольно………… и имеет………….. Он (она), в отличие от многих, тонко чувствует ……….., хорошо разбирается ……………В жизни, по мнению героя (героини), во всем…………….. Стремление к ………………………..приводит к тому, что герой (героиня)………………………

Его (её)  внутренний мир…………………………... Не случайно,  (имя героя или героини) у нас ассоциируется с (название многогранника):  это олицетворяется с …………(стихия).

      Задание. Фрагменты рефлексивных текстов «Неоконченное предложение» оформляются с помощью кластера.

  1. Многогранность несет освобождение от бездеятельности и скуки.
  2. Многогранность помогает……..
  3. Многогранность – это ……..
  4. Многогранность дает умение……

Лист взаимооценки

№ задания

Критерии

От 1 до 3 баллов

Средний балл

1. Презентация

Полнота материала

 

 

 

 

Логика изложения

 

 

 

 

Точность, правильность речи

 

 

 

Использование математических терминов.

 

 

 

  1. Письмо по кругу.

Убедительность подачи материала, знание текста романа

 

 

 

 Умение соединить и отразить в тексте знания из геометрии и литературы

 

 

 

Речевая выразительность

 

 

 

 

 

Приложение 2.  Описание приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», используемых  на данном уроке.

1.«Письмо по кругу». Принцип работы состоит в том, что ребята пишут текст внутри одной группы, первый пишет начало, второй продолжение, и так по кругу.

2.Чтение текста в «кресле  писателя». Роль кресла играет обыкновенный стул, для личностного комфорта, снятия страха ребенок читает текст сидя.

3. «Графический организатор» - графическая схема является моделью изучаемой темы, которая рождается в момент переработки информации из текстовой в схематическую.  Представление  информации учащимися в виде кластеров, фигурных моделей и др.  способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания.

4. Прием «Неоконченное предложение». Каждый учащийся, используя конструкцию предложения, записывает свой вариант ответа.

5. Домашнее задание. Написание эссе по одной из предложенных тем в контексте урока. 


Полный текст материала Разработка интегрированного обобщающего урока (математика и литература) по теме: "Многогранники и многогранность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вербич М.В., Скарбинская Н.П.  Публикатор
14.04.2016 0 3734 288

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК