Гайша Камалетдинова, 14.12.2016 1

Обратная методика Ривина: методика — обратная, результаты — прямые. Способ организации групповой работы учеников (по ФГОС): советы, примеры, описание


Обратная методика Ривина дает хорошие результаты при подготовке к сочинениям, составлении описаний, характеристик, то есть при работе по имеющемуся плану. Обратная методика Ривина предполагает не составление подробного плана текста, а наоборот, составление или восстановление текста по данному плану. Потому ее и принято называть «обратной методикой». Эта технология оправдывает себя в тех ситуациях, где требуется работа по плану.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Технология работы

У всех учащихся в группе — свои темы. Каждый ученик получает свой подробнейший план, по которому ему нужно составить и оформить текст. Он находит себе напарника, с которым прорабатывает первый пункт плана. Они обсуждают, выбирают, что именно нужно записать по данному вопросу. Ученик оформляет запись в тетради. Затем они точно так же прорабатывают первый пункт плана второго ученика. При необходимости они могут воспользоваться различными источниками знаний: энциклопедиями, справочниками, картами.

После того, как у обоих участников выполнены записи по первому пункту, они ищут себе других напарников для разбора второго вопроса плана. Ученик знакомит партнера со своим планом, объясняет ему содержание первого пункта, отвечает на его вопросы. Затем они совместно разбирают второй пункт. После обсуждения и отбора необходимого содержания первый ученик делает запись в своей тетради. Потом переходят к обсуждению задания второго ученика и вместе наполняют содержанием второй пункт.

И так проводится работа с каждым пунктом плана, причем каждый раз ученик работает с новым напарником, то есть работа идет в сменных парах. Каждый пункт плана оформляется как новый абзац текста.

В конце работы каждый учащийся имеет записи по своему плану, кроме этого он выслушал содержание одного пункта у каждого ученика своей группы. Проговаривая свои записи каждый раз для другого участника, он запоминает их содержание, учится излагать лучше, доступнее и понятнее для других. По ходу работы он может внести изменения в свои записи, если видит, что они необходимы для лучшего восприятия текста другими. Таким образом содержание текста осмысливается, шлифуется.

Возможности применения обратной методики Ривина

Обратная методика Ривина может быть применена при написании сочинений, изложений, рефератов. Главное — иметь на руках подробный план. Пользуясь этим планом, в ходе совместной работы поочередно с несколькими напарниками, ученик составляет необходимый текст.

Эта методика хорошо проявила себя в изучении тех тем, которые по каким-либо причинам недостаточно изложены в учебнике. Тогда необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации, к которым у учащихся должен быть доступ. Учителю нужно заранее подготовить необходимые статьи, схемы, таблицы и др.

Пример: обратная методика Ривина в преподавании географии

Для применения ОМР на уроках географии есть множество возможностей. Это описания физико-географических объектов (гор, равнин, рек, морей и т.д.), стран, отдельных регионов и др.

Приведем пример составления по обратной методике Ривина характеристики физико-географического положения материков при блочно-модульном изучении географии материков и океанов.

Географическое положение Африки ребята уже изучили на предыдущем уроке. А на этом уроке составляются характеристики физико-географического положения остальных пяти материков. Соответственно, класс делится на пять групп, которые получают задание описать географическое положение определенного материка.

Карточка с планом характеристики физико-географического положения у каждого материка имеет свой цвет. Напарники должны иметь карточки другого цвета, причем он не должен повторяться.

План характеристики ФГП, которым пользуются ученики:

  • Положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, начальному меридиану, тропикам, полярным кругам, полюсам).
  • Крайние точки материка, их координаты.
  • Положение материка по отношению к другим материкам, океанам и морям.
  • Положение по отношению к холодным и теплым течениям.
  • Положение по отношению к поясам освещенности и климатическим поясам.
  • Природные зоны материка.

В зависимости от количества учеников некоторые пункты можно объединить (например, 3 и 4) или убрать пункт 6.

Используя глобусы, настенные карты и карты атласа, ученики вместе с напарниками рассматривают каждый пункт плана и записывают ответы в тетрадь. При повторении следующему партнеру требуется, чтобы ученик не просто пересказывал содержание предыдущих пунктов плана, но и сопровождал показом по карте называемых географических объектов. В конце урока представители из каждой группы рассказывают о физико-географическом положении своего материка.

Как правило, ученики с работой справляются достаточно легко и хорошо усваивают алгоритм определения географического положения материков. В дальнейшем у них не бывает проблем с определением физико-географического положения других географических объектов.

В более старших классах обратную методику Ривина можно применять при изучении отраслей хозяйства, регионов России и стран мира.

Обратная методика Ривина в условиях внедрения ФГОС

Новые стандарты требуют от нас не вкладывать знания в головы учеников, а научить их учиться и применять знания на практике. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который включает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и индивидуализацию обучения.

Обратная методика Ривина — прием, позволяющий учащимся самостоятельно добывать знания. Общение в ходе работы позволяет совершенствовать коммуникативные навыки у детей, взаимопомощь и взаимообучение скрепляют ученический коллектив. Развиваются умения выражать свои мысли, доказывать, обосновывать свое мнение и др.

Обратную методику Ривина можно применять в ходе проектной деятельности и учебных исследований учащихся. Научившись добывать знания, пользуясь планом, ребята смогут без особых проблем подготовить реферат или проект.

Эта технология коллективной деятельности на уроке заслуживает широкого применения как в основной и средней, так и в начальной школе.

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 natasha2069 • 18:00, 29.12.2016
Интересная методика, спасибо автору. Продумываю,как можно ее применить на уроках физики!
[Материал]