Методический прием «Волшебная шкатулка»: описание, рекомендации к использованию
Суть приема «Волшебная шкатулка»
Исходя из названия понятно, что суть этого приема заключается в использовании во время занятия красиво оформленной шкатулки, в которой должно находиться некое неизвестное содержимое.
Главная цель использования приема «Волшебная шкатулка»:
- интересная форма подачи информации;
- создание особой обстановки для дальнейшей работы с материалом.
Такой прием может быть использован:
- на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- во время закрепления учебного материала, когда дети начинают ощущать интеллектуальную усталость и необходимо их активизировать;
- при подведении итогов;
- при проведении рефлексии.
Для получения наиболее полного эффекта от использования приема рекомендуется и обстановку или историю появления шкатулки перед детьми сделать немного сказочно-таинственной. Могут быть такие варианты:
- шкатулку передал сказочный герой;
- она случайно оказалась под дверью в классе и ученики сами ее там обнаружили;
- учитель показывает фокус, в результате которого у него в руках появляется шкатулка.
Прием «Волшебная шкатулка» больше подходит для использования в начальной школе, поскольку он имеет игровой характер. В старших классах можно применять схожий методический прием «Черный ящик», проведение которого сочетается с логическими заданиями и проблемной постановки вопроса.
Способы использования приема «Волшебная шкатулочка»
Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка» в ход занятия.
Способ 1
Дети должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть:
- карточки с заданием;
- предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;
- предметы, помогающие освоить учебный материал;
- листок с информацией, которую предстоит обсудить.
Учитель может не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:
- отгадать загадку;
- узнать по описанию;
- сделать собственное предположение, исходя из темы урока.
Способ 2
Детям необходимо наполнить шкатулку. Варианты того, что они могут туда положить:
- записки с пожеланиями или предсказаниями;
- стикеры с написанными тезисами по теме урока;
- фишки, отражающие впечатление от урока.
Способ 3
Шкатулка служит для обмена информацией. Например:
- можно предложить одной группе детей записать на листочках вопросы или информацию по теме и сложить их в шкатулку, а другая группа должна ознакомиться с такими сообщениями и дать свой ответ;
- на протяжении изучения целой темы, дети могут складывать в шкатулку записки с указанием возникающих вопросов или необходимости получить дополнительную информацию, а на итоговом уроке проводится работа по анализу их содержания;
- дети помещают в шкатулку письма для родителей, содержание которых обсуждается на предстоящем родительском собрании.
Способ 4
Этот прием является хорошим способом провести эмоциональную разрядку. Детям можно предложить спрятать в шкатулку свое плохое настроение или эмоции после конфликтной ситуации и т.д. Также она может быть позитивным символом — собрать приятные воспоминания, хорошие впечатления. Такой элемент лучше включить в ход воспитательного занятия.
При использовании приема «Волшебная шкатулка» можно быть уверенным, что все дети в классе проявят внимание к происходящему на уроке.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.