Разработка урока математики "Вычисления в пределах 20. Повторение"; 2 класс


Тихомирова Вероника Викторовна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Педагогический стаж 8 лет

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема урока «Вычисления в пределах 20. Повторение»

Начальное образование: 2 класс

Номинация «Лучший урок в начальной школе»

Цель: Повторение пройденного «Счет в пределах 20».

Задачи:

* упражнять в умении производить арифметические действия; закреплять навык решения задач на конкретный смысл действий умножения и деления; учить «математическому» языку;

* развивать мышление, логику, коммуникативные способности, познавательный интерес, умение анализировать результаты своего труда;

* воспитывать положительное отношение к точным наукам, доброжелательное отношение к окружающему миру, одноклассникам.



Оборудование: презентация, сосуд со старой картой, раздаточный материал к составлению плана путешествия, модели флага Российской Федерации и Андреевского флага, три фуражки для капитанов кораблей, лист бортового журнала для каждого ребенка, модель корабля для рефлексии (для каждого ребенка), сундучок с конфетами в золотой обертке, музыка «шум океана».

Раздаточный материал к составлению плана путешествия

Выбор капитана (математический диктант)

Сокровища найдены (подведение итогов)

Поднятие флага на кораблях (решение задачи)

Выход в море. Встреча с айсбергами (нахождение значений математических

выражений)

Морские испытания (решение задач)

Материал для математического диктанта

  • первое слагаемое- 5, второе- 6, найдите сумму;

  • найдите разность 12 и 5;

  • уменьшаемое- 9, вычитаемое- 7, найдите разность;

  • найдите сумму чисел 12 и 7;

  • из числа 12 вычтите 4;

  • увеличьте 8 на 4;

  • какое число на 3 меньше, чем 19?

  • Какое число больше 5 на 4?

Лист бортового журнала для каждого ребенка и карта сокровищ

Слайды презентации к открытому уроку





Использованы репродукции известных морских судов: Фрегат «Меркурий», Беггров А.К.,1879г.; корабль «Император Александр I»,«Париж», Эвальд 1854г.; картинки «пират» и «сундук с сокровищами» взяты в открытом доступе в интернете.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Технологии, методы, приемы

время

Тема урока. Организационный момент.

На прошлой неделе мы ездили на экскурсию на ледокол «Красин». Вы были посвящены в юнги, а каждый моряк должен отправиться в путешествие. Нам представляется такая возможность. Вчера я гуляла по берегу Финского залива и нашла необычный сосуд. В нем была карта (показывается сосуд и из него извлекается старая помятая карта). Эта карта сокровищ (на экране появляется заголовок «На поиски сокровищ»).

Как вы думаете, какие сокровища мы можем получить на уроке математики?

Мы с вами будем вспоминать пройденный в 1 классе материал и увидим, как мы обогатились, сколько нового узнали. Тема нашего сегодняшнего урока математики – «повторение пройденного: вычисления в пределах 20».

Итак, мы отправляемся на поиски сокровищ. Перед нами три колонки парт. Как вы думаете, сколько кораблей нам понадобится?

1 команда поплывет на паруснике «Император Александр I», 2-ая на паруснике «Париж», 3-тья на паруснике «Меркурий» (на экране по очереди появляются изображения исторических кораблей). Корабли готовы! Готовы ли моряки?!

На каждой парте лежат квадратные листочки. Переверните их. Что перед вами? Обсудите в парах, какой этап, за каким должен идти, около каждого пункта поставьте соответствующую цифру.




Проверим!



















Ответы детей:

Знания.









Да!





3 корабля






Да!



Перед нами этапы нашего путешествия. Но они даны в неправильном порядке. Нам надо составить план путешествия.

Дети обсуждают и составляют план.

Ответы детей.







Игровой момент.


Диалог.
























Проблемная ситуация.

Работа в парах.

4

Актуализация.

Первое по плану – выбор капитана. Проведем разминку для ума. Перед вами бортовые журналы. Подпишите в графе «отважный моряк» свои имена. Я диктую задачу, вы записываете только ответы.




Давайте проверим.

Синхронно с ответами ребенка под барабанную дробь на интерактивной доске появляются соответствующие числа.

11 7 2 19 8 12 16 9

Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак.

Встаньте те, кто получил восклицательный знак. Молодцы!

Как называются компоненты действия сложения?

Как называются компоненты действия вычитания?


На какие 2 группу можно разделить наши числа?







А теперь выберем капитанов кораблей. Для этого расположите данные числа в порядке возрастания. Первый человек в команде, выполнивший задание правильно, становится капитаном корабля.


Учитель проверяет задание у детей выполнивших первыми.

Проверяем.

Синхронно с ответами ребенка под барабанную дробь на экране появляются соответствующие числа

2 7 8 9 11 12 16 19

Учитель объявляет капитанов кораблей. Капитанам выдаются фуражки.







работа на выданных листочках (лист бортового журнала)

Дети записывают только ответы.





один ребенок называет ответы, остальные проверяют

ученики оценивают свою работу



Встают и садятся.

Слагаемое, слагаемое, сумма.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

-четные и нечетные (называют соответствующие числа)

-двузначные и однозначные (называют соответствующие числа)




Дети записывают числа.















Один ребенок называет ответы, остальные проверяют.




Самостоятельная работа учащихся





Фронтальная проверка.



Самопроверка.

Самооценка.


Диалог



Критическое мышление.






Самостоятельная работа учащихся







Фронтальная проверка.






Игровой момент.




5

Закрепление знаний.

Посмотрите на ваш план, что теперь мы должны сделать?

Осталось поднять флаги на наших кораблях. Перед вами два флага (в руках у учителя флаг РФ и Андреевский флаг). Кто знает, как они называются?


Когда поднимают Андреевский флаг? Андреевский флаг поднимают на военно-морских судах.

Какой флаг поднимем мы?

Флаг надо обшить по краям. Строчку, какой длинны нам придется сделать? (На интерактивной доске появляется условие задачи.)

Чему равны стороны флага?



Что надо сделать, чтобы найти длину строчки?

Дополните условие в бортовых журналах, решите задачу!

Кто решил и проверил задачу, раскрасьте флаг Р.Ф.

Проверим.

Синхронно решение появляется на экране.

А можно было решить по-другому? Дети отвечают.




Какое свойство действия сложения мы используем?



Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак.

Флаги подняты! Свистать всех на верх, отдать швартовые, полный вперед! Мы в открытом море, можно передохнуть.


Ответы детей:

Поднять флаг.

Андреевский и флаг Российской Федерации.





На военных судах.







Р.Ф.



Ответы детей:

равны

4 метрам, 2 метрам,

4 метрам, 2 метрам.

Сложить длины сторон.


Дети дополняют условие задачи и решают ее.



Те, кто справился раньше других, раскрашивают флаг РФ.

Ответы детей:


Да

2+2+4+4

4+4+2+2

2+4+2+4



Переместительное. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

ученики оценивают свою работу


Диалог.













Пропедевтика.




Самостоятельная работа учащихся





Проблемная ситуация.









Самопроверка.

Самооценка.





5

Физкультминутка и релаксация.






Итак, мы в открытом океане. Закройте глаза. (Звучит музыка «Шум океана».)

Представьте, перед вашими глазами плещется и колышется океан, и гремит, и сверкает, и угасает, и светится, и уходит куда-то в бесконечность.

Под музыку «Мы споем сейчас для вас …» дети танцуют у своих мест, разученный ранее танец.


Дети отдыхают




Здоровье сберегающая технология.



3

Повторение изученного материала. Вычисления в пределах 20.

Мы в Северном Ледовитом океане. Здесь можно встретить огромные дрейфующие льдины. Как они называются?

Перед вами 3 айсберга. (На экране перед каждым кораблем появляется айсберг с примерами.) Чтобы успешно их обойти, нужно правильно рассчитать маршрут, вычислить правильный угол поворота руля, для этого нужно быстро и правильно уметь считать!

Ваша задача правильно произвести вычисления. Капитаны следят за правильностью выполнения задания.


Те, кто решил и проверил их, самостоятельно придумайте свой пример на сложение или вычитание и решите его или раскрасьте флаг Р.Ф.

Учитель контролирует процесс и работает с некоторыми индивидуально (помогает).

Проверяем.

(Ответы появляются на экране.)





Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак. Считаете вы хорошо! Молодцы, айсберги мы обошли.







Айсберги



(Дети решают в бортовых журналах). Капитаны следят за правильностью выполнения задания.






Дети называют по одному ответу с объяснением как решали. Пр. Из 15 надо вычесть 9. Для этого надо вычесть сначала 5, получили 10, затем еще

4. Ответ: 6.

Ученики оценивают свою работу.













Самостоятельная работа учащихся

Групповая работа.









Фронтальная проверка.







Самооценка.







7

Повторение изученного материала

Решение задачи на конкретный смысл умножения.


Какой следующий этап нашего путешествия?

Наше плавание продолжается. Но поднялся шторм! Нам срочно нужно на каждом из наших кораблей поднять пять парусов! Сколько у нас кораблей? Сколько парусов поднимем на каждом корабле? Какой вопрос задачи?

В ваших бортовых журналах рисунок к задаче изменен, не такой как на экране! Ваша задача дополнить условие и решить задачу.





Кто знает, как решается задача? Каким действием? Почему?

Запишите решение. Подумайте, какое число, на какое мы будем умножать?


Капитаны, проверьте решение задачи у своих матросов.

Каким действием можно заменить умножение?


Проверим, что у вас должно было получиться. (Проверка решения на экране.) Молодцы. Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак.


Ответы детей:

-морские испытания







- 3

- 5

Дети дополняют условие задачи.






Умножением.

Мы берем по 5 парусов 3 раза.

решают задачу





Сложением. К 5 прибавим 5 и еще 5.


Ответы детей.

5*3=15 (п.)

Ответ: 15 парусов надо поднять на наших кораблях.

Диалог.













Проблемная ситуация. Самостоятельная работа.

Диалог



Самостоятельная работа учащихся







Групповая и фронтальная проверка.









Самооценка.


6

Решение задачи на конкретный смысл деления.

Мы выбрались из шторма, но сбились с пути! Кто же нам поможет? К нам на помощь пришли 12 дельфинов. В одной дельфиньей семье – 4 дельфина. Нам надо узнать: сколько семей нас сопровождают? (На интерактивной доске появляется условие) Сколько дельфинов нам помогают?

Сколько дельфинов в одной семье? Дополните условие задачи в ваших бортовых журналах.

Как узнать, сколько семей нас сопровождает? Какое действие нам поможет это сделать?


Запишите решение.

Проверим. (Проверка на интерактивной доске.)

Кто не сделал ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак. Молодцы.











Ответы детей.

-12

- 4

Дети дополняют условие задачи.

Мы должны посмотреть, сколько раз по 4 содержится в 12.

решают задачу


Один ребенок рассказывает, как решал.
















Диалог.

Самостоятельная работа учащихся






Фронтальная

Проверка.

Самооценка.

5

Подведение итогов

На интерактивной доске появляется Капитан Флинт. Он спрашивает: «Чему вы учились?»

У кого все получилось? Кто справился со всеми заданиями? Встаньте те, кто получил пять восклицательных знаков?

Вы великолепные матросы, помощники своих капитанов. Давайте им похлопаем. Кто четыре? И с вами можно отправляться в опасное путешествие. Кто-нибудь получил три или меньше знаков? Вам есть, над чем поработать. Как и в любой профессии, в мореходстве нужны знания, которые мы получаем на уроках математики.

Поднимите руки, кто может похвалить себя за аккуратность?

Кто за старание? (Молодцы.)

А за что еще, вы можете себя похвалить?

Что понравилось на уроке?

Итогом вашей работы будет бортовой журнал вашего корабля. Капитаны, соберите у ваших матросов рабочие листки и свяжите бортовые журналы.


На экране под музыку «фанфары» появляется сундук с сокровищами. Вы все большие молодцы! Какое же главное сокровище, вы получили на уроке?


Ответы детей:

писать математический диктант; решать задачи…





Дети хлопают одноклассникам.

















За хорошее поведение? За командный дух…


Капитаны собирают листки и связывают лентой бортовой журнал своего корабля.




Знания.


Диалог.





Анализ результатов своего труда.


































4

Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие. Перед вами маленькие кораблики. Раскрасьте их, постарайтесь передать в цвете свое настроение.


Урок подошел к концу. В завершение вы получаете награду (учитель достает сундучок с конфетами в золотых обертках (Сокровища) и угощает детей).


Дети раскрашивают кораблики.





Дети получают конфеты.




Выставка кораблей и бортовых журналов.






4

Домашнее задание

1 команда, придумайте задачу о Капитане Флинте, чтобы она решалась сложением в одно действие.

2-ая команда должна придумать задачу о Капитане Флинте, чтобы она решалась вычитанием в одно действие

3-ья команда придумает по 3 примера (в пределах 20).




2

Анализ работ детей показал, что с устным счетом справились хорошо 4 детей (из 30) допустили по 1 или 2 ошибки. Задача на нахождение периметра не вызвала затруднений, недочеты были в пояснении (забыли написать). Нахождение значений математических выражений трудность вызвало у 3 детей. С решением задачи на конкретный смысл умножения не справился 1 ребенок и один ребенок решил ее сложением. С задачей на конкретный смысл деления не справилось 3 человека (затруднения вызвала запись решения, условие дополнили правильно). Хорошие результаты можно объяснить высокой мотивацией. В связи с возрастными особенностями детей, их очень заинтересовал урок-путешествие. Они были внимательными, активными, работать старались быстро. Анализ раскрашенных детьми кораблей показал, что на уроке дети чувствовали себя комфортно, У них было хорошее, радостное настроение. В работе они использовали яркие цвета, рисовали на парусах солнышко, цветы, рыбок, писали позитивные слова (добро) рисовали на корабликах веселых человечков… По словам Лехтметс Константина, капитана «Император Александр I», ему урок очень понравился. «Было очень интересно, здорово, большая ответственность, надо было не подвести команду…». Со слов мамы Мясищева Федора, ребенок получил огромное удовольствие от урока, он увлечен кораблями, морем и путешествиями, урок вызвал небывалый творческий подъем. Федя то и дело рассказывал, что было на уроке, с удовольствием сел делать домашнее задание.

Как учитель, я получила огромное удовольствие от урока. Внимательные горящие глаза, улыбки детей, их старение показало, что форма урока была выбрана правильно. Игровые моменты позволили стимулировать познавательный интерес. Цель и задачи урока достигнуты. Дети усвоили приемы устных вычислений в пределах 20, но надо работать с задачами на конкретный смысл деления.

По отзывам коллег, Шураченковой А.А., Зерновой Д.В., Гудым Е.Ю., урок им очень понравился. Для работы бала комфортная, доброжелательная атмосфера; было видно, что учитель и дети получают удовольствие от урока. Форма урока для данного возраста была оптимальна, был подобран интересный материал, очень много успели сделать на уроке. Заинтересовало оригинальное оформление листов бортового журнала. Презентация была выполнена на высоком уровне. Порадовало владение детьми математическим языком. На физкультминутке дети станцевали интересный танец, под песню о математике. Было видно, что к уроку была проведена большая подготовка. Рекомендации были связаны с возможностью использования дифференцированного подхода, работы в группах, большей самостоятельности детей (хотя, есть свои трудности: дети еще маленькие , класс большой (30 человек). Урок заслуживает самой высокой оценки.

К уроку прилагается видеофрагмент, презентация, работы детей, бортовой журнал и раскрашенные кораблики.



1


Полный текст материала Разработка урока математики "Вычисления в пределах 20. Повторение"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна  316Nika
13.10.2015 0 2726 294

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК