Разработка урока русского языка по теме: "Правописание приставок на з-, с-"; 5 класс
тест
1) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) и.черпать;
б) чре.мерный;
в) бе.жизненный;
г) во.делать.
2) В каком слове одна приставка оканчивается на –с?
а) во.наградить;
б) бе.шумный;
в) ра.жечь;
г) и.мутить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни.ходить;
б) во.произвести;
в) ра.чёт;
г) в.дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
А) и.жарить;
Б) и.царапать;
В) ра.шнуровать;
Г) бе.ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и.царапать; и.жарить;
б) и.числять; бе.ценный;
в) бе.жалостный; бе.шумный;
г) бе.вкусица; ра.шнуровать.
слова для группировки
Крыжовник черный раскинул желтый размечтался шелк издал безбородый шорох шел сундучок исследовать
Друзик Н.А.- учитель русского языка и литературы Жолтаптыкской ООШ.
Русский язык. 5 класс. Тема «Правописание приставок на з,с»
Цели урока: создать условия для усвоения учащимися правописания приставок на з и с, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.
Ожидаемый результат:
- Я знаю, как правильно писать приставки на з и с
- я могу правильно написать приставки на з и с
- я могу объяснить своему товарищу, почему пишется з или с в приставках
Методы обучения: беседа, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в паре.
Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки с заданием, тесты.
Э |
№ |
время |
деятельность учителя |
деятельность ученика |
Используемые средства на уроке |
1 |
1 |
3 |
Психологический настрой. Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое. - Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. |
Учащиеся приветствуют учителя. Ведут беседу. |
|
|
2 |
1
2 |
Отбор и сортировка: предлагается группа слов, которую надо отсортировать: крыжовник, черный, раскинул, желтый, размечтался, шелк, издал, безбородый, шорох, шел, сундучок, исследовать
Верно. Какие слова остались? Что их объединяет? Отлично. Теперь давайте посмотрим, что же объединяет эти слова? Если затрудняетесь, то выделим морфемы: приставки и корни. Назовите приставки, выпишите их. О чем они нам говорят? Как же узнать какую букву в приставке нужно написать? Нужно вспомнить звонкие и глухие согласные. Назовите их. Может кто-то же знает, какова наша тема урока? Какие цели мы будем преследовать на уроке?
|
Учащиеся отбирают слова , относящиеся к прошлому уроку.
Объединяет то, что все слова с приставкой. В одних пишется –с-, в других- з (П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ и С) (Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З)
Правописание приставок на з и с |
карточки |
|
3 |
1
|
Приготовьте тетради, запишите число: Одиннадцатое февраля. Классная работа. |
|
На доске |
2 |
4
5 |
9
|
Изучение новой информации. Прочитайте материал учебника и заполните карту опыта.
Ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с)
|
Индивидуально изучают информацию по учебнику. Выделяют главное. Думай- в паре- делись Оформляют карту опыта
Зачитывают : «Секреты приставок на з-с» Чтоб было меньше случаев неясных И чтоб отметок не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих. Живут на свете, людям помогая, Приставки через-, из-, воз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
|
Учебники, карта опыта (лист )
Слайд. |
|
6 |
3 |
Физминутка. - если покатать на ладошках грецкий орех или к примеру простой карандаш, то можно почувствовать тепло, потому что совершается прилив крови к рукам, а это благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Уже давно ученые доказали, что таланты человека находятся на кончиках пальцев. Давайте на каждом уроке и даже дома будем помогать развиваться нашим талантам с помощью этой простой гимнастики для рук. Отлично! Молодцы! А теперь давайте дружно себе поаплодируем … а теперь потопаем. Ну, а теперь не забываем, что у нас хорошее настроение и улыбаемся. Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Для этого нужно есть бананы: в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия Нужно есть апельсины: они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. И, конечно же, наш любимый шоколад: он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему. |
Учащиеся активно выполняют гимнастику для кончиков пальцев при помощи грецких орехов или простого карандаша. |
Грецкий орех или простая ручка, карандаш с гранями. |
|
7
|
3
2 |
Выполнить задание. Проанализируйте данные пары примеров. (Слайд 10) измерила – испекла развеселилась - рассердилась беззаботно - беспокойно Сделайте вывод, закончив фразу. (Слайды 11,12) На конце приставки пишется с -, если ….. На конце приставки пишется з -, если ….. |
Озвучивают карту опыта
Учащиеся: На конце приставки пишется с -, если корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук. На конце приставки пишется з -, если корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук. Зачитывают примеры.
|
Слайд |
|
8
9 |
2
3 |
Практическая деятельность: Задание:
Замена словосочетания словом с тем
же значением с приставкой |
человек без забот (беззаботный), небо без звезд, рисунок без цвета, тропа без конца, плач без звука, движение без шума, дизайн без вкуса, беседа без цели, обида без причины. Учащиеся читают и находят слова с приставками на з с. Оценивание парной работы учащимися |
слайд |
|
|
4 |
Задание. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы: 1-я группа с приставкой на –с-, 2-я группа с приставой на –з- Ра …писание, ра…вязать, бе…шумный, бе…жалостный, во…делывать, во…питать, и…печь,и…дать, во…стание, воз…вание.
|
Учащиеся группируют слова
Взаимооценивание. |
|
|
|
5 |
Контроль знаний. Тест из 5 заданий. Учитель каждому раздает листочки с тестом. |
Учащиеся выполняют работу над тестом, затем обмениваются листочками и проверяют по ранее заготовленному учителем шаблону. Оценивают друг друга |
|
|
11 |
5
|
Рефлексия: -Скажите, ребята, как вы сами думаете, как вы работали сегодня на уроке? -- А за что можно вас похвалить? - В чем испытали трудности?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Самооценка (учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают) |
|
|
12 |
2 |
Домашнее задание у вас будет творческое и очень необычное: его нужно выполнить перед сном, лежа в постели… да,да! Вам надо будет просто помечтать… и придумать 5 способов поднятия настроения для тех, у кого его еще нет, но ..с одним маленьким условием, чтобы в предложениях хотя бы раз встретилась наша орфограмма! Договорились? НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 413.
|
|
слайд |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Друзик Надежда Алексеевна
→ Публикатор 17.11.2015 0 6945 466 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы