Разработка урока физики по теме "Работа и мощность тока"; 8 класс
Гимназия № 40
Физика 8 класс. Учитель Щедрина И.В.
ФИО: Щедрина Ирина Витальевна
Должность: Учитель физики
Место работы: Республика Казахстан, г. Тараз, Коммунальное государственное учреждение «Гимназия №40 Отдела образования акимата города Тараз»
Урок физики в 8 классе
План урока
|
|||||
Тема: Работа и мощность тока |
|||||
Цель урока: организовать вывод формул для расчета работы и мощности тока, анализ единиц измерения работы тока, экспериментальное определение работы тока, решение задач на расчет работы, мощности и стоимости электроэнергии; способствовать развитию критического мышления, навыков вывода формул, навыков сборки электрических цепей, общих измерительных навыков, навыков анализа условия задачи и применение теории к ее решению; способствовать воспитанию культуры работы в группах, экономическому и экологическому воспитанию, формированию научного мировоззрения. |
|||||
задачи урока |
Формы работы |
результаты обучения |
Оценивание, включая ОдО |
включая всех |
основные ресурсы |
Орг. Момент. 1 мин |
Настрой на работу. Деление на команды – теоретики, практики, экономисты, экспериментаторы |
включение учащихся в деловой ритм; |
|
|
Картинки с фамилиями для всех учеников, карточки с названием команд на партах, листы самооценки, |
Организовать актуализацию знаний 3 мин |
Светофор по базовым вопросам |
Ученики сформулируют ответы на вопросы |
Самооценка |
Активные методы обучения |
Карточки светофора, слайды с вопросами |
Организовать постановку целей урока 2мин |
Открытый диалог: что изображено на рисунке? Что измеряет? Что будем изучать? Что должны узнать, чему научиться? |
Ученики поставят цели урока |
|
|
слайды с фотографиями счетчика, целями урока |
Организовать изучение 4 мин подготовка, 5х2 мин защита,3 мин взаимооценка =17 мин |
Работа в группах: 1 команда – вывести формулу работы тока, 2-команда – мощности, 3-команда – единицы измерения работы в СИ и в быту. 4-команда – решение задачи на стоимость, 5-команда – как измерить работу тока, чем ее измеряют в быту. Защита. При прослушивании защиты ученики должны заполнить таблицу. Взаимооценка между командами: «Звезда и пожелание» |
Ученики выведут формулу для расчета работы и мощности тока, определят единицы измерения и их перевод в СИ, предложат способ измерения работа тока, решат задачу на определение стоимости электроэнергии. |
Взаимооцен-ка «Звезда и пожелание» |
Групповая работа |
Карточки с заданием для команд, листы с таблицей, листы А-4 для команд 3-5, маркеры, трехмерный сканер. |
Организовать измерение работы тока в лампе 8 мин |
Работа в парах: измерить работу тока в лампе за 1 мин. Те, кто первыми справятся с работой, помогают учителю проверять электрические схемы и правильность снятия показаний в других группах. |
Ученики измерят работу тока в лампе. |
Взаимопо-мощь |
Работа в парах |
Источник тока, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр, соединительные провода – 12 комплектов |
Организовать закрепление материала 3 мин+4 мин |
Работа в группах: сформулировать три вопроса, начинающиеся словами, представленными на экране. Команды по очереди задают друг другу вопросы. Если вопрос повторяется, то его вычеркивают. |
Ученики сформулируют вопросы, ответят на них, закрепят материал урока |
|
Групповая работа |
Слайд с вопросительными словами. |
Организовать решение задач по теме 8 мин |
Работа в парах проанализировать условие задачи и решить ее. Взаимопроверка: коррекция другой парой, доработка. Затем одна пара свою работу показывает на проекторе, остальные корректируют, сверяют свое решение. |
Ученики решат по 2 задачи |
Взаимопро-верка, самопроверка |
Работа в парах |
задачник Кем 8 кл, на каждую парту |
Организовать подведение итогов
|
2-3 учащихся подведут итог урока |
|
|
|
Слайд с целями |
Организовать работу по диагностированию усвоения темы (запас 4+2 мин) |
Индивидуальная работа: тест по вариантам, самопроверка |
Учитель получит информацию о степени усвоения темы |
оценка учителя |
|
Тест 2 варианта – 28 шт. слайд с правильными ответами |
Домашнее задание: § 42, Упр. 21 (2,3) |
Развернутый план урока
Организационный момент:
Ученикам перед входом в кабинет раздаются части картинки. Собрав их в одну, ученики определяют в какой они команде. На столах заранее расставлены «маячки» - целые картинки с подписью: теоретики 1, теоретики 2, практики, экспериментаторы, экономисты.
Учитель приветствует учеников и желает им удачи, хорошо разобраться в теме урока.
Учитель просит заполнить листы самооценки (приложение 1).
Актуализация знаний:
На экране возникают вопросы актуализации (приложение 2),ученики поднимают зеленую или красную карточку (зеленую – знаю, красную – не знаю). Один из поднявших зеленую карточку отвечает, остальные могут исправить, скорректировать, дополнить ответ.
Ученики оценивают свою работу по критериям карточки самооценки после каждого этапа урока.
Изучение новой темы.
Целеполагание: На слайде фотография счетчика электрической энергии. Учитель задает вопросы: Что изображено на рисунке? Что измеряет? Что будем изучать? Что должны узнать, чему научиться? В результате ученики формулируют тему и цели урока, которые появляются на следующих слайдах.
Изучение теории: Работа в группах: каждая команда получает задание (приложение 3), которое выполняет в течение 4 минут. Команды теоретиков работают на досках, остальные на листах А-4.
Каждая команда защищает свое задание. При прослушивании работы товарищей ученики должны заполнить таблицу (приложение 4). Таблица выдается каждому ученику и является его классной работой, дома ее необходимо вклеить в тетрадь.
Последней выступает команда экспериментаторов, т.к. они составляют ход работы для следующего этапа урока. Их лист, на котором они готовили защиту, остается на проекторе на протяжении всего следующего этапа.
Экспериментальная работа в парах: определить работу тока в лампе за 1 мин.
Те, кто вперед справятся с заданием, помогают отстающим парам. По окончании работы ученики озвучивают и сравнивают свои ответы (примерный результат у всех одинаковый и лежит в пределах от 45 до 50 Дж).
Закрепление.
Работа в группах: сформулировать три вопроса, начинающиеся словами, представленными на экране. Команды по очереди задают друг другу вопросы. Если вопрос повторяется, то его вычеркивают. На данном этапе необходимо обратить внимание учащихся на то, что только правильно сформулированный вопрос может получить правильный и однозначный ответ. Поэтому в ходе работы допускается коррекция вопроса теми, кто его задает и теми, кто на него отвечает.
Решение задач в парах: необходимо проанализировать условие задачи № 640 и решить ее. Взаимопроверка: коррекция другой парой, доработка. Затем одна пара свою работу показывает на проекторе, остальные корректируют, сверяют свое решение.
Подведение итогов: на экран выводятся цели урока. Учитель просит 2-3 желающих учеников подвести итоги урока. Ученики подсчитывают баллы и выводят оценку за урок.
Диагностика усвоения темы (если остается время): тест (приложение 5) два варианта по 5 вопросов низкого порядка (знание, понимание, воспроизведение). Самопроверка, самооценка.
Приложение 1
Лист самоконтроля _________________________________________ класс _______ дата___________
Этап |
Критерии |
Балл |
Светофор |
Я правильно ответил на 5 вопросов – 2 балла, на 4-3 вопроса – 1 балл, менее 3 вопросов – 0 баллов. |
|
Постановка целей |
Я активно работал – 1 балл, я был пассивен - 0 баллов |
|
Групповая работа |
Я активно работал в группе, предлагал ответы, обсуждал, слушал и понимал материал, представляемый другими группами, теперь я смогу сам проделать такую работу – 2 балла, я активно работал, предлагал ответы, и слушал другие команды, но сам такую работу проделать не смогу – 1 балл. Я пассивно работал (не работал) – 0 баллов |
|
Измерение работы тока |
Я активно работал в паре, мы правильно собрали схему и сделали все измерения и расчеты – 2 балла, мы активно работали, но не все сделали правильно – 1 балл, я просто наблюдал, как работает мой товарищ – 0 баллов |
|
Задачи |
Я правильно решил 2 задачи – 2 балла, правильно решил 1 задачу – 1 балл, я не успел и т.п. - 0 баллов. |
|
Вопросительные слова |
Я активно работал в группе, предлагал вопросы, обсуждал, отвечал (знал все ответы) на вопросы других команд – 2 балла, я активно работал, но не смог ответить на все вопросы других команд – 1 балл. Я пассивно работал (не работал) – 0 баллов |
|
|
|
|
Итог |
|
|
Приложение 3
Теоретики 1
Опираясь на формулы, которые вы видите на экране, выведите три формулы, по которым можно рассчитать работу тока.
Указание: в формулу могут входить величины, характеризующие ток (вспомните начало урока «Светофор») и величина, характеризующая электрические свойства проводника, по которому протекает ток.
___________________________________________________________________
Теоретики 2
Опираясь на определение мощности и формулы, которые вы видите на экране, выведите три формулы, по которым можно рассчитать мощность электроприбора.
Указание: в формулу могут входить величины, характеризующие ток (вспомните начало урока «Светофор») и величина, характеризующая электрические свойства проводника, по которому протекает ток
__________________________________________________________________________
Практики
Опираясь на материал учебника § 42, расскажите о единицах, в которых измеряется мощность и работа тока в СИ. Какая единица измерении работы тока используется в быту? Почему не используется Джоуль? Как перевести эту единицу в СИ?
Экономисты
У вас есть образец решения задачи на расчет стоимости электроэнергии. Разберите это решение и на его основе представьте классу решение вашей задачи.
Образец:
Рассчитайте стоимость израсходованной электроэнергии при пользовании телевизором в течение 1,5 ч. Потребляемая мощность телевизора 220 Вт, тариф оплаты за электроэнергию – 14,19 тенге за 1кВт·ч.
Пояснение:
При включении телевизора электроэнергия расходуется на его работу, значит, в задаче прежде всего необходимо рассчитать работу тока. Далее задача решается как в математике (задачи на стоимость). Стоимость и тариф не являются физическими величинами и не имеют обозначений. Эти величины в условие записываются словом. Так как тариф указан не в единицах СИ (за час работы, а не за секунду), то время переводить в СИ не надо. Тариф указан за киловатт-час, значит, работу тока нужно вычислить и перевести в киловатт-часы
Стоимость? |
Решение: |
Р=220 Вт t=1,5 ч тариф=14,19 |
Стоимость=А·тариф. А=Р·t=220Вт·1,5 ч=330 Вт·ч=0,33 кВт·ч Стоимость=0,33 кВт·ч ·14,19 =4,7тг.
|
Ответ:4,7 тг
Задача для решения и представления классу:
В нашей школе 42 кабинета. В каждом кабинете в среднем 8 светильников. В каждом светильнике по 2 лампы дневного света мощностью 40 Вт. Рассчитайте стоимость электроэнергии, которую потребляет школа утром для освещения кабинетов за 1 час работы. Тариф оплаты электроэнергии для юридических лиц 19,13 тг за кВт·ч.
____________________________________________________________________
Экспериментаторы
Вам необходимо разработать и представить классу описание метода измерения работы тока в лампочке карманного фонаря, если лампочка будет гореть 1 минуту (ход работы по пунктам). Оборудование, которое вы можете предложить к использованию, находится на ваших партах.
Приложение 4
Работа и мощность тока
Физ. величина |
Работа тока |
Мощность тока |
Формулы
|
|
|
Единицы измерения в СИ |
|
|
Единицы измерения в быту |
|
|
Перевод из Вт·ч в Дж: 1 Вт·ч = ____________________________
из кВт·ч в Дж: 1 кВт·ч= _____________________________
U (В) |
I (А) |
P = UI (Вт) |
t(с) |
A=Pt(Дж) |
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача
______________________________________________
Приложение 5
Вариант-1 1. Чему равна работа электрического тока на участке цепи? a) А = IR. б) А = It. в) A= UIt. г) A = Fs. 2. Как, зная, мощность электрического тока, найти напряжение и силу тока? а) U = P/I и I = P/U. б) U = P/I и I = P/t. в) U = P/t и I = P/U. 3. Какие три прибора нужны для определения работы электрического тока? а) Реостат, гальванометр, вольтметр. б) Вольтметр, аккумулятор, часы. в) Амперметр, аккумулятор, вольтметр. г) Вольтметр, амперметр, часы. 4. В каких единицах измеряют работу электрического тока? Чему она равна? а) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙мин. б) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙Кл∙с. в) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙с. г) Джоулях; 1 Дж = 1 В∙А∙ч. 5. Выразите мощности тока, равные 3 МВт и 30 000 Вт в киловаттах. а) 3000 кВт и 30 кВт. б) 300 кВт и 3 кВт. в) 30 000 кВт и 300 кВт.
|
Вариант-2 1. По какой формуле рассчитывают мощность электрического тока? a) U = IR. б) A = Uq. в) q = It. г) Р = UI. 2. Как работа электрического тока на участке цепи выражается через силу тока в нем? a) А = It. б) A=UIt. в) А=IR. 3. Чему равна единица электрической мощности ватт? а) 1 Вт = 1 В∙1 Кл. б) 1 Вт = 1 В∙1 в) 1 Вт = 1 В∙1 А. г) 1 Вт = 1 В∙1 Дж. 4. С помощью, каких уже известных вам измерительных приборов можно определить мощность электрического тока? а) Вольтметра и часов. б) Амперметра и часов. в) Вольтметра и амперметра. г) Вольтметра и гальванометра. 5. Как, зная, работу электрического тока и время ее совершения, найти напряжение и силу тока? а) U = At/I и I = A/Ut. б) U = A/It и I = A/Ut. в) U = P/t и I = P/U |
Картинки для деления на команды
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щедрина Ирина Витальевна
→ Публикатор 19.11.2015 0 3960 460 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы