Физика 8 класс Перышкин Дрофа 2010
|
|
alsergast | Дата: Вторник, 27.03.2012, 12:12 | Сообщение # 31 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Да, кстати, и количество лошадей уполовинить; а половину из них заменить на стенку, к которой сферы прицепить. Но... там какой-то физик демонстрацию на площади устраивал, перед пфальцграфом и толпой горожан. Ему ж для эффектности -- чем больше лошадей, тем лучше! Был всего лишь описан конкретный исторический пример (магдебургские полушария) - что Вы от него хотите - подтасовки фактов в угоду техническим расчётам и мнимой целесообразности (кстати, там не только лошади тянули - сначала пробовали горожане)? Quote (voronn) Вместо обнажения МЫСЛИ, ведущей к осознанию происхождения физ.законов, -- идёт авторитарное декларирование невесть чего, "открытого" невесть с чего умными дядями учёными. "Обнажение мысли" - дело преподавателя, ведущего предмет. Если он ограничивается только тем, что дано в учебнике, ученикам остаётся только посочувствовать и не требовать от них слишком многого
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Бронтозавр | Дата: Вторник, 27.03.2012, 15:00 | Сообщение # 32 |
Сообщений: |
12 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (alsergast) Был всего лишь описан конкретный исторический пример (магдебургские полушария) - что Вы от него хотите - подтасовки фактов в угоду техническим расчётам и мнимой целесообразности ... ? Перышкин - учебник физики, а не учебник истории. Вместо этого исторического примера следовало рассмотреть более наглядный и понятный опыт с цилиндрами. А исторический пример оставить без разбора на гравюре. В 7-м классе всего лишь один час физики в неделю. И тратить этот час на историю - непозволительная роскошь. Пока мы таким образом расходуем время, - не своё время, время наших учеников! - они и будут добираться на ЕГЭ только до порога успешности в 33 балла из 100! Quote (alsergast) "Обнажение мысли" - дело преподавателя, ведущего предмет... Учебник рассчитан не только на работу с учителем в классе, но и на домашнюю работу, на чтение без учителя. И мысль должна быть доступна ученику сама по себе, а не после комментария учителя!
27.03.2012
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 27.03.2012, 15:47 | Сообщение # 33 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Бронтозавр) В 7-м классе всего лишь один час физики в неделю. И тратить этот час на историю - непозволительная роскошь. Вообще-то, 2 часа. Quote (Бронтозавр) Перышкин - учебник физики, а не учебник истории. Вместо этого исторического примера следовало рассмотреть более наглядный и понятный опыт с цилиндрами. А исторический пример оставить без разбора на гравюре. А ещё лучше вообще без опытов, исключительно на теории и формулах, чтоб максимально полно использовать учебное время. 7-классники пока ещё не студенты, т.ч. элементы заинтересованности не помешают. Кстати, кто Вам мешает игнорировать этот пример, проведя "более наглядный и понятный опыт с цилиндрами"?
27.03.2012
|
|
|
| |
|
voronn | Дата: Вторник, 27.03.2012, 17:10 | Сообщение # 34 |
voronn
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
33 |
Награды: |
6 |
Статус: |
Offline |
|
Касаемо Архимеда. (1). Сейчас не помню -- был там параллелепипед или нет. Но я сыновьям объяснял для общего случая. А почему не объяснять-то? Почему "достаточно" для семиклассника? Вот ТАК и приучают -- как я сказал. Что мысль, стоящая за законами -- дядина, а твоё дело заучить.
(2). Про полушария. "Можно считать" -- ну САМАЯ иезуитская формулировка! Такая юридическая тонкость уж точно семикласснику в голову не придёт -- что за этим "можно считать" может и не скрываться поверхность сферы. (А что же ещё это может быть, подумает он).
(3). Ну разумеется-разумеется. Я не занимался преподаванием физики, остальных учебников не видел (что, и правда, ЕЩЁ хуже? О, Госсссподи -- что же тогда ТАМ?). Предупредил же -- мнение дилетанта без претензий . Но, кстати, и потребителя. Ибо я ж сам когда-то начинал по нему "учиться". И, уж простите, ощущение бездарности вот как-то застряло. Прямо с тех пор. (От учебников математики -- почему-то нет. И от химии тоже нет.). Сравнивал, напомню, с доступным мне тогда (в начале 60-х) Перельманом.
27.03.2012
Сообщение отредактировал voronn - Вторник, 27.03.2012, 17:21
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 18:08 | Сообщение # 35 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Сейчас не помню -- был там параллелепипед или нет. Но я сыновьям объяснял для общего случая. . Когда учились Вы - не было, а когда сыновья уже был. Quote (voronn) А почему не объяснять-то? Почему "достаточно" для семиклассника? Я опять оговорю: "массовой школы". Физику начинают изучать в 7 классе, чтобы успеть её изучить. Естественно "адаптируют" под возраст. Получается иногда куцевато и усечённо, но выхода нет - уровень подготовки (в т.ч. по математике) пока низок для полноценного усвоения физики. Замечу, что у специалиста архимедова сила неоднократно "всплывает" при решении задач в более старших классах. (Электростатика, механические колебания....можно список продолжить) Quote (voronn) (А что же ещё это может быть, подумает он). Именно так они и думают, ибо обязательно спрашивают. Не припомню случая, чтобы это не произошло. Quote (voronn) Госсссподи -- что же тогда ТАМ?). Один раз "прошёл" программу по навязанному сверху Пинскому. Возможно, что его учебник лучше подойдёт для физматклассов, чем Пёрышкин. Quote (voronn) Ибо я ж сам когда-то начинал по нему "учиться". Лежит перед глазами: Физика. Учебник для 6 класса. Издание седьмое. (стереотипное - вероятно) Просвещение. 1965год. Видимо первое издание было в 1958-59 году, стало быть по этому учебнику Вы и учились. Общего не очень много с современным учебником. (Кстати, параллелепипеда нет) Quote (voronn) Сравнивал, напомню, с доступным мне тогда (в начале 60-х) Перельманом. "Коня и трепетную лань."(С)
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 18:11 | Сообщение # 36 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Это Вы сами придумали? Или увидели где? Когда учился в школе, придумал сам. Будучи студентом -- вспомнил об этом и с помощью хороших учебников общей физики более-менее разобрался с тем, что же такое температура на самом-то деле.
Quote (Александр_Игрицкий) Простите за вопрос: отвечать нужно? Ну, вы ж просили выбрать тему из Пёрышкина, чтобы разобраться, как её правильно изложить школьнику? Я выбрал не целую тему, но конкретную проблему: понятие температуры. У Пёрышкина температура связана со средней кинетической энергией молекул. Что это не так, показать не трудно. Кроме летящего ядра, например, можно рассмотреть ядро вращающееся (газ текущий и перемешивающийся, и т. п.). Школьник увидеть этот обман в состоянии (я же как раз пример такого школьника). А сейчас с развитием средств коммуникации то, что разглядел один школьник, может быстро стать известным буквально всем им. Так что для учителей такой вопрос не должен быть праздным, я думаю.
27.03.2012
Сообщение отредактировал EricRed - Вторник, 27.03.2012, 21:35
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 18:33 | Сообщение # 37 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Средняя величина кинетической энергии хаотически движущихся атомов или молекул определяет температуру тела. Цитату найти не удалось.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Верандреева | Дата: Вторник, 27.03.2012, 20:45 | Сообщение # 38 |
Верандреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, немного математика
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Добрый вечер! Меня очень заинтересовала эта тема - тема учебника Перышкина. Я очень редко сама пользовалась этим учебником, но знаю, что мои родители учились именно по нему. Неужели он такой плохой, как здесь говорят уважаемые коллеги? Quote (Александр_Игрицкий) Учебник отвратительный. Я прекрасно понимаю проблемы школьных учителей, для которых он должен быть истиной в последней инстанции. И еще. Меня немного удивили слова: Quote (EricRed) Одно ядро у нас в руке, а другое такое же летит мимо нас. У какого из них средняя кинетическая энергия движения молекул больше? А температура? Какую роль тут играет слово "хаотически"? Если ядро быстро остановить, то средняя кинетическая энергия поступательного движения его молекул начнёт превращаться в тепло, нагревая ядро. Как вы разделяете среднюю кинетическую энергию весьма хаотичного движения молекул летящего ядра в данном случае на две части, одна из которых превращается в другую? Разве абсолютная температура газа не является больше мерой средней кинетической энергии движения молекул газа? Но если Вы говорите о ядре, т.е не о газе, а твердом теле, то в нем внутренняя энергия заключена, конечно, не в хаотическом поступательном движении его молекул, а в колебаниях кристаллической решетки. И в этом случае "температурная составляющая" внутренней энергии никакого отношения не имеет к поступательному движению ядра, как целого. Температура каждого ядра может быть любой, также как и скорости поступательного движения. Вы можете держать в руках очень горячее ядро с высокой температурой, а мимо Вас с огромной скоростью пролетает ядро при температуре, близкой к абсолютному нулю. Никаких противоречий! Или я по-женски ошибаюсь?
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 21:19 | Сообщение # 39 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Миклухо) Цитату найти не удалось. А какое определение температуры удалось найти? Если никакого не удалось найти другого, то стоит ли искать-то дальше что-нибудь?
Я имел в виду эту книжку: Пёрышкин А. В. Курс физики. Часть вторая. Механика (продолжение), теплота и молекулярная физика. Учебник для 9-го класса средней школы. Издание 9-е. 1962 г. Страница 110.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 21:30 | Сообщение # 40 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Верандреева) Разве абсолютная температура газа не является больше мерой средней кинетической энергии движения молекул газа? Средняя кинетическая энергия молекул зависит от системы отсчёта, относительно которой она измеряется, а температура -- нет (в нерелятивистской механике, о которой только речь). Уже отсюда видно, что одно не соответствует другому.
Quote (Верандреева) Или я по-женски ошибаюсь? У колебательного движения молекул кинетическая энергия другая какая-то что ли? Ну, тогда швырните колбу с азотом при нормальных условиях, чтобы не сомневаться. Азот при нормальных условиях очень близок к идеальному газу. Молекулы в летящей колбе тоже весьма "хаотически движущиеся". Кинетическая энергия их движения больше, чем у молекул газа в такой же покоящейся колбе. А температура?
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 21:32 | Сообщение # 41 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Я имел в виду эту книжку: Спасибо! Quote (EricRed) Пёрышкин А. В. Курс физики. Часть вторая. Механика (продолжение), теплота и молекулярная физика. Учебник для 9-го класса средней школы. Издание 9-е. 1962 г. Страница 110. У меня 1966 г. Издание 13-е Страница совпадает.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 21:52 | Сообщение # 42 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (voronn) Это прямо ПАРАДИГМА впендюривается. Тому самому школьнику. Понять своим умишком ты всё равно не поймёшь -- так вот ВЫУЧИ наизусть, что тебе Пёрышкин диктует, да и подставляй цифры. Мне это впечатление тоже очень близко. Но дело всё-таки не в Пёрышкине. Написать учебник настолько трудно, что написавшему первый стабильный школьный учебник физики Пёрышкину нужно отдать должное почтение. Дело в "парадигме".
Школьнику говорят "физика -- это наука о природе". И дальше впаривают парадигму, что назначение физики -- "объяснить природу". И всё учение построено на этом "объяснении". Вот паровоз работает -- это энергия угля превращается в механическую. Энергия -- это такой флагистон, который в угле содержится и превращается в такой флагистон другого вида, который в движущемся паровозе тоже может содержаться. Вот этот флагистон из одного вида в другой так превращается. Понятно, дети, что такое энергия?
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:04 | Сообщение # 43 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) написавшему первый стабильный школьный учебник физики Пёрышкину нужно отдать должное почтение. +1
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Верандреева | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:05 | Сообщение # 44 |
Верандреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, немного математика
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Средняя кинетическая энергия молекул зависит от системы отсчёта, относительно которой она измеряется, а температура -- нет (в нерелятивистской механике, о которой только речь). Уже отсюда видно, что одно не соответствует другому. Мне сложно со своей женской логикой спорить с учеными мужами. Однако, хочу сказать, что сказанное Вами не содержит противоречия. Скорость любой молекулы может ВСЕГДА быть представлена как сумма двух составляющих - скорости направленного движения рассматриваемой системы молекул, какую и принимаем за скорость системы отсчета, и скорости молекулы относительно этой системы отсчета. Усреднение кинетической энергии движения каждой молекулы даст в итоге две составляющих: кинетической энергии поступательного движения со скоростью системы отсчета и хаотической составляющей как раз и определяющей температуру системы. Первая зависит от выбора системы, вторая - нет. У Перышкина, по которому учатся мои дети (Физика, 8 класс, Дрофа, страница 4), есть слова: Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией движения молекул . Целый параграф №1 "Тепловое движение. Температура" никаких грубых ошибок, по-моему, не содержит. Но спорить пака не буду.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:18 | Сообщение # 45 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Верандреева) Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией движения молекул . Вполне достаточно для детей этого возраста.
27.03.2012
|
|
|
| |
|