Физика 8 класс Перышкин Дрофа 2010
|
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:19 | Сообщение # 46 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Верандреева) Скорость любой молекулы может ВСЕГДА быть представлена как сумма двух составляющих - скорости направленного движения рассматриваемой системы молекул, какую и принимаем за скорость системы отсчета, и скорости молекулы относительно этой системы отсчета. А я половину молекул пущу в одну сторону, а другую половину -- в противоположную. Суммарная скорость будет равна нулю и вам нечего будет вычитать. Кинетическая же энергия, как была больше, так и останется.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:23 | Сообщение # 47 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Миклухо) Вполне достаточно для детей этого возраста. Так не правда же? Школьник сказал вам: вот летит ядро, у него энергия больше, а температура та же самая. Где же связь-то?
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Верандреева | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:33 | Сообщение # 48 |
Верандреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, немного математика
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) А я половину молекул пущу в одну сторону, а другую половину -- в противоположную. Суммарная скорость будет равна нулю и вам нечего будет вычитать. Кинетическая же энергия, как была больше, так и останется. Именно это и подтверждает мою правоту. И правоту Перышкина. В этом случае температура как было равна нулю, так и будет! Quote (EricRed) Так не правда же? Школьник сказал вам: вот летит ядро, у него энергия больше, а температура та же самая. Где же связь-то? Вот и здесь школьник совершенно прав! Никакой связи. И это-то и есть нормальное положение вещей.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:39 | Сообщение # 49 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Школьник сказал вам: вот летит ядро, у него энергия больше, а температура та же самая. Для начала ответим школьнику, что мы вправе рассматривать ядро относительно такой системы отсчёта, где ядро покоится.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Верандреева | Дата: Вторник, 27.03.2012, 22:52 | Сообщение # 50 |
Верандреева
Ранг: Первоклашка (?)
Группа: Пользователи
Должность: физика, немного математика
|
Сообщений: |
25 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Миклухо, конечно. Мы-то понимаем это наше право, только как объяснить школьнику, что это принципиально ничего не меняет? И что-то мне подсказывает, что не только школьнику это нужно объяснять. Но это уже не женское дело...
27.03.2012
|
|
|
| |
|
Миклухо | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:02 | Сообщение # 51 |
Миклухо
Ранг: Профессор (?)
Группа: Я - учитель
|
Сообщений: |
3504 |
Награды: |
101 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Верандреева) Миклухо, конечно. Мы-то понимаем это наше право, только как объяснить школьнику, что это принципиально ничего не меняет? "Опять скажу: никто не обнимет необъятного!" (С) (К. Прутков) Школьнику надо объяснять от сих и до сих. И радоваться, когда он задаёт вопросы. Возраст и предшествующий опыт ученика поневоле стреноживает нас.
27.03.2012
Сообщение отредактировал Миклухо - Вторник, 27.03.2012, 23:19
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:13 | Сообщение # 52 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) А я половину молекул пущу в одну сторону, а другую половину -- в противоположную. О! Уже управление молекулами началось. Могу предложить для полноты данных сосчитать число молекул в каждом направлении, рассчитать сначала энергию каждой из них в отдельности, учтя температуру окружающего воздуха, силу сопротивления, скорость ветра, влияние силы тяжести на летящее ядро, коэффициент теплопроводности, солнечную радиацию и пр. участвующие в процессе изменения температуры факторы. Тогда уж юные физики точно будут "в теме".
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:18 | Сообщение # 53 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Верандреева) Quote (EricRed) А я половину молекул пущу в одну сторону, а другую половину -- в противоположную. Суммарная скорость будет равна нулю и вам нечего будет вычитать. Кинетическая же энергия, как была больше, так и останется.
Именно это и подтверждает мою правоту. И правоту Перышкина. В этом случае температура как было равна нулю, так и будет! Так энергия ж от квадрата скорости-то зависит, она-то не будет нулю тут равна. Поточнее сформулирую: я возьму две струи идеального газа в трубе, направлю их друг на друга. Молекулы идеального газа не сталкиваются, поэтому газы перемешаются без проблем. Теперь поступательная составляющая средней скорости равна нулю и газ в целом покоится. Но кинетическая энергия от квадрата скорости зависит и снова больше, чем нужно.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:26 | Сообщение # 54 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Теперь ближе к теме. С законом Архимеда уже разобрались, поэтому попробую реабилитировать задачку о полушариях. Quote (voronn) (2). Задача про какие-то полушария. То ли Магдебургские, то ли Аугсбургские. Из большой металлической сферы, составленной из двух полусфер, выкачан воздух. И 16 лошадей (или 8, не помню) не могут растащить. Вопрос -- с какой силой стянуты полушария, если атмосферное давление... такое -то. И -- ВНИМАНИЕ -- "можно считать, что поверхность, на которую действует это давление", такая-то. Quote (voronn) (2). Про полушария. "Можно считать" -- ну САМАЯ иезуитская формулировка! Такая юридическая тонкость уж точно семикласснику в голову не придёт -- что за этим "можно считать" может и не скрываться поверхность сферы. (А что же ещё это может быть, подумает он). Учебник - передо мной, с. 103. Цитирую: "Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную 2800 кв.см, а атмосферное давление равно 760 мм рт.ст." Где "иезуитская формулировка"? Кстати, Quote (EricRed) Я имел в виду эту книжку: Пёрышкин А. В. Курс физики. Часть вторая. Механика (продолжение), теплота и молекулярная физика. Учебник для 9-го класса средней школы. Издание 9-е. 1962 неужели не нашлось ничего поновее?
27.03.2012
Сообщение отредактировал alsergast - Вторник, 27.03.2012, 23:36
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:44 | Сообщение # 55 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (Александр_Игрицкий) Выберите один какой-нибудь любой параграф из любого учебника Перышкина, аргументированно разгромите этот параграф в пух и прах и здесь же на пепелище внесите свои альтернативные предложения. Говоря о предложениях, я не подразумеваю переписывание параграфа заново. Схема, идеи, скелет... Первую половину я, пожалуй, выполнил -- сказал, что в учебнике мне не нравится. Теперь нужно сказать, как я бы это исправил?
Понятие температуры появилось задолго до того, как люди узнали про молекулы. Определение температуры не зависит от факта существования молекул вообще и от их средней кинетической энергии в частности. Температура -- это мера теплоты, мера теплового движения. Не температура определяется средней кинетической энергией молекул, а наоборот: средняя кинетическая энергия молекул зависит от температуры. Подробнее можно почерпнуть их вузовских учебников по общей физике (хороших не много, но есть). Главный вопрос, конечно, -- как эту правду рассказать школьнику, вместо той, извините, дури, которой нас всех пичкали и продолжают пичкать в школе?
Но проблема лишь опять в принятой "парадигме". Физика должна объяснять природу. Не описывать и систематизировать для нужд техники, а именно объяснять так, чтобы было понятно только самим физикам. Вместо того, чтобы рассказать, как именно измеряется температура и сказать, что температура -- это то, что измеряется именно этим способом, нужно сначала заставить школьника зазубрить, что есть такие молекулы, которых не видать, но они есть, а потом определить температуру, как среднюю кинетическую энергию движения этих невидимых молекул. И ведь это всё при том, что дети часто болеют и с термометром да тем, зачем нужно знать, что такое температура, знакомы даже лучше взрослых. Но "парадигма"-то другая.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:45 | Сообщение # 56 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (alsergast) неужели не нашлось ничего поновее? Они с течением времени только хуже становятся.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
alsergast | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:51 | Сообщение # 57 |
alsergast
Ранг: Профессор (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
4335 |
Награды: |
58 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Они с течением времени только хуже становятся. Железный аргумент.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Вторник, 27.03.2012, 23:52 | Сообщение # 58 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Кстати, я нашёл свой учебник физики и оказался Пёрышкин. Сразу вспомнил ещё одну вещь, которую заметил тогда. Энергия -- это что такое? Никогда не догадаетесь. Энергия -- это возможность совершить работу. То есть закон сохранения и превращения энергии утверждает, что одна возможность совершить работу может превращаться в возможность другого рода, причём, так, что количество этой возможности в замкнутой системе сохраняется. Честное слово, я это так и сформулировал, будучи ещё школьником, так что не надейтесь, что школьник этого не сможет вам сказать.
27.03.2012
|
|
|
| |
|
EricRed | Дата: Среда, 28.03.2012, 00:00 | Сообщение # 59 |
EricRed
Ранг: Студент (?)
Группа: Пользователи
|
Сообщений: |
170 |
Награды: |
0 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (alsergast) Железный аргумент. Могу обмативировать. Старые учебники ориентировались так же на взрослых людей, которые приходили с фронта, не успев закончить школу и доучивались вечерно. Там, например, масса примеров конкретных измерительных приборов, регуляторов, механизмов. Взрослым людям с фронта лапшу на уши так просто не повесишь. С течением времени, однако, этот сдерживающий фактор был утрачен. Апупеем-апупеозом явилась новая школьная программа.
28.03.2012
|
|
|
| |
|
traveller6131 | Дата: Среда, 28.03.2012, 00:36 | Сообщение # 60 |
traveller6131
Ранг: Магистр (?)
Группа: Пользователи
Должность: жизненно необходимый
|
Сообщений: |
449 |
Награды: |
12 |
Статус: |
Offline |
|
Quote (EricRed) Энергия -- это что такое? Никогда не догадаетесь. Энергия -- это возможность совершить работу. Да уж куда нам догадаться об этой великой тайне всех времён и народов! Можно сказать по другому? Например чтобы накопить энергию надо хорошо поработать, как мальчик с санками забрался на горку и потом с ветерком спустился вниз.
28.03.2012
|
|
|
| |
|