План-конспект урока по всемирной истории по теме "Наука и культура во второй половине ХIХ века"; 9 класс


Соболевская Зоя Константиновна, учитель истории и

Обществоведения ГУО «Средняя школа № 99 г. Минска»,

Республика Беларусь


Системное использование на уроках истории интерактивных методов обучения способствует повышению мотивации учащихся к изучению истории, а также эффективному усвоению знаний по предмету, развитию коммуникативной культуры учащихся и сбережению их здоровья.

В китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».  В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

Такие методы обучения очень эффективны, т.к. происходит раскрытие способностей учащихся, развивается их самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, т.е. учащийся не только получает новые знания, но и набор ключевых компетентностей в образовательной и коммуникативной сфере.

В современном обществе особенно ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.На уроках с применением интерактивных методов обучения учащиеся приобретают огромный опыт для своего будущего, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе.

План-конспект урока по всемирной истории (9 класс)

Тема урока: «НАУКА И КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXIX ВЕКА»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая работа с использованием интерактивного метода обучения «Мозаика».

Цель: получить представление о развитии русской культуры во второй половине XIХ в. на примере выдающихся произведений живописи, литерату­ры, музыкального искусства, памятников архитектуры; показать ее уни­кальность и своеобразие;

Задачи:

- рассмотрение взаимосвязей между социально-экономи­ческим развитием России и духовной жизнью общества;

- развитие навыков самостоятельной работы с текстом и др. информацией;

- формирование умения высказывать суждения при изучении вопросов культуры;

- развитие умений сотрудничества, межличностной ком­петенции, коммуникативной культуры;

Оборудование (средства обучения):

1. Всемирная история нового времени XIX— начало XX вв.: Учебное пособие для 9 класса кл. / Кошелев В.С. Мн., 2010.

2. Репродукции (на доске): В.М.Васнецов «Богатыри», В.А. Серов «Девочка с персиком», В.Г.Перов «Тройка», портреты Д.И.Менделеева,

П.И.Чайковского , Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.

Ход урока

1-й этап: Организационный. Сообщение темы, задач урока, алгоритма самостоятельной работы учащихся (до 3 минут).

2-й этап. Объединение учащихся в группы для работы над материалом учебника (до 2 минут).

3-й этап. Деление текста учебника для учащихся в группах (до 3 минут).

Текст учебного материала по теме «Наука и культура во второй поло- вине XIX века» (§ 22) делится на пять частей по следующему принципу:

  1. Образование; 2) Наука; 3) Литература 4) Изобразительное искусство;

5) Архитектура и музыка.

Каждая часть имеет свою смысловую самостоятельность. Деление текста учебника может осуществляться следующим образом:ученик с карточкой № 1 — 1-я часть; ученик с карточкой № 2 — 2-я часть; ученик с карточкой № 3 — 3-я часть и т.д.

4-й этап. Работа учащихся с текстом (до 10 минут).

Самостоятельная работа учащихся с текстом строится по сл. алгоритму:

  1. изучить свою часть текста;

  2. выделить основную (главную) мысль;

  3. составить тезисы текста (письменно);

  4. подготовить пересказ содержания своей части текста другим учащимся из своей группы, которые с этим текстом не знакомы.

(Порядок работы с текстом объясняется на 1-м этапе урока; подробный алгоритм работы с тестом написан на доске).

5-й этап. Работа в «группе экспертов» (до 5 минут).

В группы экспертов собираются учащиеся из разных групп для обсуждения только своей части текста. Например, только те, которые изучали текст № 1, или № 2, или № 3 и т.д.. Перед учащимися при работе в составе «экспертных» групп ставятся следующие задачи:

  1. разобрать трудные или непонятные места текста;

  1. обсудить, как содержание этой части параграфа в доступной форме передать другим, учитывая ранее полученные знания не только по истории, но и по другим предметам.

6-й этап. Возвращение учащихся в свои первоначальные группы и обучение коллег по группе своему «предмету» (до 10 минут).

7-й этап. Проверка усвоения материала. На этом этапе урока работа учащихся может быть организована по-разному. Предлагаю два варианта.

Вариант 1: Письменный тест (до 7 минут).

Учащиеся выполняют его индивидуально. Для этого необходимо заранее подготовить для каждого учащегося карточки с вопросами. Один из вариантов карточки:

1. Основой среднего образования в России стали:

А) мужские реальные училища; Б) гимназии;

В) уездные училища; Г) церковно-приходские школы;

2. Художников-передвижников в России возглавил:

А) Репин И.Е.; Б) Васнецов В.М.; В) Крамской И.Н.; Г) Шишкин И.И.

3. В конце Х1Х-начале ХХ века литературную деятельность начали писатели:

А) Тургенев И.С. Б) Достоевский М.Ф.; В) Толстой Л.Н.;

Г) Бунин И.А. Д) Куприн А.И.

4. Сочетание декоративных украшений в архитектуре, принадлежавших различным эпохам и стилям, это … .

5. Достижения русской музыкальной культуры во второй половине Х1Х века связаны с творческим объединением композиторов, получивших название … .

Ответы: 1Б 2В 3ГД 4эклектика 5Могучая кучка.

Вариант 2: Проверку усвоения материала параграфа можно провести на следующем уроке (в устной форме, в виде теста и т.д.), а на текущем — предложить учащимся с помощью метода «Мозговой штурм» дать ответ на вопрос: «Какое влияние оказали буржуазные реформы 1861-1870-х г.г. в России на развитие культуры в целом? Какие факты и явления связаны с процессом ее демократизации»

Ответы учащихся целесообразно фиксировать на доске в виде таблицы

Какое влияние оказали буржуазные

реформы 1861-1870-х г.г. в России на

развитие культуры

Какие факты и явления связаны с процессом демократизации культуры в России



Затем полученные результаты обобщаются вместе с учащим­ися.

8-й этап. На этом этапе предлагается провести оценку учащим­ися урока с помощью метода «Мишень».

Для более эффективного использования данного метода целе­сообразно, чтобы каждый ученик имел бланк с мишенью. Учащие­ся сами оценивают предлагаемые аспекты по 10-баллной системе.

Мишень может иметь следующий вид.













9-й этап: ознакомление с домашним заданием.




Полный текст материала План-конспект урока по всемирной истории по теме "Наука и культура во второй половине ХIХ века"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболевская Зоя Константиновна  Публикатор
14.03.2017 0 11312 386

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК