План-конспект урока по всемирной истории по теме "Наука и культура во второй половине ХIХ века"; 9 класс
Соболевская Зоя Константиновна, учитель истории и
Обществоведения ГУО «Средняя школа № 99 г. Минска»,
Республика Беларусь
Системное использование на уроках истории интерактивных методов обучения способствует повышению мотивации учащихся к изучению истории, а также эффективному усвоению знаний по предмету, развитию коммуникативной культуры учащихся и сбережению их здоровья.
В китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
Такие методы обучения очень эффективны, т.к. происходит раскрытие способностей учащихся, развивается их самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, т.е. учащийся не только получает новые знания, но и набор ключевых компетентностей в образовательной и коммуникативной сфере.
В современном обществе особенно ценятся такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.На уроках с применением интерактивных методов обучения учащиеся приобретают огромный опыт для своего будущего, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе.
План-конспект урока по всемирной истории (9 класс)
Тема урока: «НАУКА И КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXIX ВЕКА»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая работа с использованием интерактивного метода обучения «Мозаика».
Цель: получить представление о развитии русской культуры во второй половине XIХ в. на примере выдающихся произведений живописи, литературы, музыкального искусства, памятников архитектуры; показать ее уникальность и своеобразие;
Задачи:
- рассмотрение взаимосвязей между социально-экономическим развитием России и духовной жизнью общества;
- развитие навыков самостоятельной работы с текстом и др. информацией;
- формирование умения высказывать суждения при изучении вопросов культуры;
- развитие умений сотрудничества, межличностной компетенции, коммуникативной культуры;
Оборудование (средства обучения):
1. Всемирная история нового времени XIX— начало XX вв.: Учебное пособие для 9 класса кл. / Кошелев В.С. Мн., 2010.
2. Репродукции (на доске): В.М.Васнецов «Богатыри», В.А. Серов «Девочка с персиком», В.Г.Перов «Тройка», портреты Д.И.Менделеева,
П.И.Чайковского , Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др.
Ход урока
1-й этап: Организационный. Сообщение темы, задач урока, алгоритма самостоятельной работы учащихся (до 3 минут).
2-й этап. Объединение учащихся в группы для работы над материалом учебника (до 2 минут).
3-й этап. Деление текста учебника для учащихся в группах (до 3 минут).
Текст учебного материала по теме «Наука и культура во второй поло- вине XIX века» (§ 22) делится на пять частей по следующему принципу:
Образование; 2) Наука; 3) Литература 4) Изобразительное искусство;
5) Архитектура и музыка.
Каждая часть имеет свою смысловую самостоятельность. Деление текста учебника может осуществляться следующим образом:ученик с карточкой № 1 — 1-я часть; ученик с карточкой № 2 — 2-я часть; ученик с карточкой № 3 — 3-я часть и т.д.
4-й этап. Работа учащихся с текстом (до 10 минут).
Самостоятельная работа учащихся с текстом строится по сл. алгоритму:
изучить свою часть текста;
выделить основную (главную) мысль;
составить тезисы текста (письменно);
подготовить пересказ содержания своей части текста другим учащимся из своей группы, которые с этим текстом не знакомы.
(Порядок работы с текстом объясняется на 1-м этапе урока; подробный алгоритм работы с тестом написан на доске).
5-й этап. Работа в «группе экспертов» (до 5 минут).
В группы экспертов собираются учащиеся из разных групп для обсуждения только своей части текста. Например, только те, которые изучали текст № 1, или № 2, или № 3 и т.д.. Перед учащимися при работе в составе «экспертных» групп ставятся следующие задачи:
разобрать трудные или непонятные места текста;
обсудить, как содержание этой части параграфа в доступной форме передать другим, учитывая ранее полученные знания не только по истории, но и по другим предметам.
6-й этап. Возвращение учащихся в свои первоначальные группы и обучение коллег по группе своему «предмету» (до 10 минут).
7-й этап. Проверка усвоения материала. На этом этапе урока работа учащихся может быть организована по-разному. Предлагаю два варианта.
Вариант 1: Письменный тест (до 7 минут).
Учащиеся выполняют его индивидуально. Для этого необходимо заранее подготовить для каждого учащегося карточки с вопросами. Один из вариантов карточки:
1. Основой среднего образования в России стали:
А) мужские реальные училища; Б) гимназии;
В) уездные училища; Г) церковно-приходские школы;
2. Художников-передвижников в России возглавил:
А) Репин И.Е.; Б) Васнецов В.М.; В) Крамской И.Н.; Г) Шишкин И.И.
3. В конце Х1Х-начале ХХ века литературную деятельность начали писатели:
А) Тургенев И.С. Б) Достоевский М.Ф.; В) Толстой Л.Н.;
Г) Бунин И.А. Д) Куприн А.И.
4. Сочетание декоративных украшений в архитектуре, принадлежавших различным эпохам и стилям, это … .
5. Достижения русской музыкальной культуры во второй половине Х1Х века связаны с творческим объединением композиторов, получивших название … .
Ответы: 1Б 2В 3ГД 4эклектика 5Могучая кучка.
Вариант 2: Проверку усвоения материала параграфа можно провести на следующем уроке (в устной форме, в виде теста и т.д.), а на текущем — предложить учащимся с помощью метода «Мозговой штурм» дать ответ на вопрос: «Какое влияние оказали буржуазные реформы 1861-1870-х г.г. в России на развитие культуры в целом? Какие факты и явления связаны с процессом ее демократизации»
Ответы учащихся целесообразно фиксировать на доске в виде таблицы
Какое влияние оказали буржуазные реформы 1861-1870-х г.г. в России на развитие культуры |
Какие факты и явления связаны с процессом демократизации культуры в России |
|
|
Затем полученные результаты обобщаются вместе с учащимися.
8-й этап. На этом этапе предлагается провести оценку учащимися урока с помощью метода «Мишень».
Для более эффективного использования данного метода целесообразно, чтобы каждый ученик имел бланк с мишенью. Учащиеся сами оценивают предлагаемые аспекты по 10-баллной системе.
Мишень может иметь следующий вид.
9-й этап: ознакомление с домашним заданием.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболевская Зоя Константиновна
→ Публикатор 14.03.2017 0 11312 386 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы