Конспект и презентация к уроку русского языка "Написание суффиксов существительных"; 3 класс



 

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…


 


 

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…


 


 

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…


 


 

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…


 


 

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…


 


 


 

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-


 

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-


 


 

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-


 


 

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-


 

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-


 

ЗЕЛЁНЫЙ

Отгадай загадки. Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. Заполни таблицу.

 

Мужской род

Средний род

Женский род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Под мостиком 2) Без рук, без ног, а ворота отворяет

виляет хвостиком.

 

3) К нам приехали с бахчи. 4) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

полосатые мячи а моется всех чище.

 

5) Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается.


 


 

ЗЕЛЁНЫЙ

Отгадай загадки. Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. Заполни таблицу.

 

Мужской род

Средний род

Женский род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Под мостиком 2) Без рук, без ног, а ворота отворяет

виляет хвостиком.

 

3) К нам приехали с бахчи. 4) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

полосатые мячи а моется всех чище.

 

5) Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается.


 


 

Конспект урока открытия новых знаний по русскому языку в 3 «б» классе по теме «Написание существительных с суффиксом –ИЩ- (УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Рыбалова Л.Г.

Цель урока : знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.

Задачи урока:

  • выяснить, что влияет на написание букв а и е после суффикса –ищ-;

  • сформулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;

  • продолжить работу над словообразованием и морфемным анализом слов;

  • продолжить формирование умения работать со словарями;

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;

  • воспитывать умение общаться;

  • развивать самоконтроль и самооценку.


 

Регулятивные УУД: определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов, уметь осуществлять поиск информации в учебных словарях, понимать и преобразовывать информацию;

Познавательные УУД: участвовать в действиях интриги с целью решения коммуникативной задачи, обобщать языковые явления и формулировать выводы;

Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи, организовывать инициативное сотрудничество.

Средства обучения: учебник «Русский язык», 3 часть, 3 класс ( авторы М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова), учебник «Русский язык», 2 часть (Обратный словарь), Рабочая тетрадь №3, мультимедиа.


 


 


 


 


 


 


 

Ход урока:

1.Организационный момент

В нашей школе, как вы знаете, проходит неделя русского языка. Каждый день мы выполняем какие – то конкурсные задания. Сегодня следующий конкурс «Красивописание». Нужно написать каллиграфически правильно на листочке слова

2. Минутка чистописания.

К. Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Как вы их понимаете?

И в этом мы с вами уже не раз убедились. Сегодня мы продолжим постигать новые тайны и делать открытия в нашем родном языке.


 

3. Актуализация знаний.

2 Слайд

Домик, носик, зубик

Рыбка, ямка, лапка

Жарища, волчище

Чем слова каждой строчки похожи?

А что такое суффикс? Давайте, вспомним!

3 Слайд

Игра «Выбери верное выражение»

  1. Суффикс – это…

- маленькое слово

- часть слова

2. Суффикс служит…

- для образования новых слов

- для связи слов в предложении

3. Суффикс стоит…

- после корня

- перед корнем

4. Суффикс…

- не имеет значение

- имеет значение

4 Слайд – Проверка

Вывод.

Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке?

4. Постановка проблемы .

А вот о каких, давайте заглянем в учебник стр. 79

Диалог героев учебника( Анишит Йокоповна и Миша – герои, которые сопровождают нас в УМК « Перспективная начальная школа»).


 

-АнишитЙокоповна!!! Я такое обнаружил!..- Миша даже не мог толком сказать, что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на –А, на –ИЩА, а во втором- на –Е, на –ИЩЕ.

-Хотите узнать, что это за слова? Найдём их в словаре. ( Учащиеся открывают Обратный словарь учебник «Русский язык» 2 ч.)

-Слова-то одинаковые- с суффиксом – ищ- ! - Не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие - на –е! Почему?

-Действительно, почему? (Постановка проблемы). Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно? (Ребята высказываются, предполагают).

5. Слайд – Цели и тема

-Сможете назвать тему урока? ( После ответов ребят, открываю название темы на доске.)

Написание существительных с суффиксом –ИЩ-


 

-Поставим цель, к которой будем стремиться на уроке. (Учащиеся ставят цель- узнать, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е).

6. Поиск решения проблемы. 6 Слайд

Ребята выполняют №90 и №91 из учебника « Русский язык» 3ч. и 2ч. 3 класс.

90 Цель упражнения: наблюдение и анализ, почему у существительных женского рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –а.

рыбища – рыба (ж.р.)

травища – трава (ж.р.)

головища - голова (ж.р.)

тетрадища – тетрадь (ж. р.)

бородища – борода (ж. р.)

-Скажите, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? (Это слова женского рода).

-Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? (Высказывания детей. Все слова тоже ж.р.).

-Понимаете теперь, почему у них окончание – а?( Вывод 7 Слайд)

91 Цель упражнения: выяснение, почему у существительных мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –е.

Зубище – зуб (м. р.)

медведище – медведь (м.р.)

дождище – дождь (м.р.)

гвоздище – гвоздь (м. р.)

холодище – холод (м.р.)

-Скажите, какого рода слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? ( Мужского рода).

А теперь посмотрите на слова:Я их выписала из этого же словаря!

Чудище – дно (ср.р)

Днище – дно (ср.р)

Окнище – окно (ср.р)

Плечище – плечо (ср. р)

-А какого рода оставшиеся слова? ( Среднего рода).

7. Алгоритм написания суффикса – ищ- Слайд 8.


 

8. Закрепление. Слайд 9

-Как вы скажите: мой больной зубище или моё больное зубище?

-Как вы скажите, какой сильный морозище или какое сильное морозище?

-Договоритесь с соседом по парте о том, кто какое словосочетание будет объяснять. (Работа в парах). Проверка доказательств.

Слайд 9 -Сделаем выводы:

-Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (Да).

-Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да).

Какие?(-е)

Правило в учебнике стр. 81

-Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши. ( с. 81)

Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?)…рода (Ответ: женского рода)

Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано, (какого РОДА?)… и … рода (Ответ: мужского и среднего рода)

Игра «Выбери свое место».

На доске:


 

Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.

СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмище (измени слово с помощью суффикса –ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)

8. Самостоятельная работа

- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЙ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ – высокий уровень)

ЖЕЛТЫЙ

Допиши окончания, используя алгоритм.

Котищ…, тучищ…, жилищ…, хвостищ…, пылищ…, плечищ…

СИНИЙ

От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ

гвоздь – сапог-

окно- дно-

грязь - яма-

ЗЕЛЁНЫЙ

Отгадай загадки. Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. Заполни таблицу.

 

Мужской род

Средний род

Женский род

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Под мостиком

виляет хвостиком.

(рыбища)

 

2) Без рук, без ног,

а ворота отворяет.

(ветрище)

 

3) К нам приехали с бахчи

полосатые мячи.

(арбузище)

 

4) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище,

а моется всех чище.

(котище)

 

5) Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается.

(окнище)

 

Проверка учителем на оценку.

- Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку

9 .Домашнее задание в тпо№45 (по заданию).

10. Рефлексия.

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Мы достигли цели?

- Вы теперь знаете, когда после суффикса –ищ- пишется –а ,а когда –е ? (Ответы).

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самоанализ урока.


 

Урок русского языка по теме «Написание существительных с суффиксом -ищ- является изучением нового материала. Дидактическое обеспечение и дидактические задачи соответствуют содержанию и структуре урока. Выбраны оптимальные методы и приёмы для решения поставленных целей и задач. Урок построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использованы разнообразные виды деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, фронтальная для формирования метапредметных УУД, получения и применения нового знания. Вопросы, задания и упражнения отличаются практической направленностью.

При обучении новому знанию, я использовала проблемную ситуацию учебника с целью: привлечь внимание учащихся к данной теме, вызвать у них познавательный интерес, поставить их в ситуацию выбора, преодоление которого активизировало бы их мыслительную деятельность, обнаружило бы противоречие между знанием и незнанием. Учащимся надо было определить план поиска путей выхода из проблемной ситуации – через активную познавательную деятельность(выполнение задания).Проблемный вопрос имеет связь с ранее усвоенными знаниями и понятиями. Чтобы отследить границу знания и незнания на проблемном этапе урока была организована работа по цепочке с использованием Обратного словаря, дети самостоятельно формулировали задачи урока, так как им очень хотелось, в очередной раз, помочь Мише. Дальнейшая работа в парах развивала коммуникативные умения младших школьников, выслушать товарища и придти к одному мнению, здесь был включён и соревновательный элемент для активизации познавательной деятельности детей, всем хотелось быть лучшими, чтобы провести физминутку. Учащимся было необходимо провести поисковые действия, найти способы для решения поставленной проблемы. В дальнейшем самостоятельная работа была направлена на формирование умения – применить полученные знания на практике, целью которой было практическое осознание нового знания. На этапе рефлексии, при проведении самооценки, учащиеся осознают личную ответственность за результаты своего труда, это отслеживалось при заполнении волшебных линеечек. Учебная задача данного урока была выполнена.Урок своей цели достиг.

Главное преимущество « Технологии проблемного обучения» состоит в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет право искать и находить свой ответ, отстаивать своё мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Итак, применяя на уроке технологию «Проблемное обучение в начальной школе», учитель выполняет одну из важных задач новых стандартов образования- формирование у учащихся метапредметных УУД, развивая самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения. Однако эффективное развитие творческого мышления может обеспечить лишь система работы учителя по применению данной технологии.


 


 


 


 


 

хвостище глазище ножища бычище грязища избища

письмище

Слайд 1
« Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» К. Г. Паустовский
Слайд 2
домик носик зубик рыбка лапка ямка жарища волчище
Слайд 3
суффикс? 1.Суффикс – это… - маленькое слово - часть слова 2. Суффикс служит … - для образования новых слов - для связи слов в предложении 3.Суффикс стоит… - после корня - перед корнем 4. Суффикс … - не имеет значения - имеет значение
Слайд 4
Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня и имеет значение
Слайд 5
Тема:Написание существительных с суффиксом – ищ Цель : Узнать когда после суффикса – ищ – пишется – а, когда – е.
Слайд 6
Учебник стр 80 № 90 № 91
Слайд 7
основа слова ж.р -ища основа слов м.р и ср.р -ище
Слайд 8
Алгоритм 1. Определить, от основы какого слова образовалось данное слово. 2. Определить род этого слова. 3. Если слово ж. р., то после -ищ- пишется а. 4. Если слово м.р. или с.р., то после -ищпишется е.
Слайд 9
Как скажите? Мой больной зубище или моё больное зубище? Сильный морозище или какое сильное морозище?
Слайд 10
Сделаем выводы: -Сохраняет ли слово с суффиксом – ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (Да). -Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да). - Какие? (-е)
Слайд 11
Молодцы !

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Написание суффиксов существительных"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбалова Лариса Геннадьевна  Публикатор
18.04.2022 0 642 69

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК