Конспект и презентация к уроку русского языка "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного"; 6 класс


Приложение 1.


Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите разряд местоимений по значению.


1) … сегодня пойдём на каток.

2) Это было … прекрасное!

3) … день прошёл как во сне.

4) Василиса Егоровна сказала мне: «Петр Андреич! … я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно?»

5) Вот …какое, наше лето!

6) О романе «… сражались за Родину» М. Шолохов сказал так: «В нём мне хочется показать наш народ, источники его героизма...»

7)Хорошо…, где нас нет.

8) Люди, … лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу.

9) Вероника не придет. … занимается русским языком с репетитором.

10) Людей было много. … сопровождал гид.

11) Я требую к … очень большого внимания.






































































































































































Приложение 6.


Задание: Прочитайте и докажите, что перед вами текст. Какой признак текста отсутствует в этом тексте?


Индивидуальное задание: Продолжите текст.


Задание 1 группе: Определите средства связи предложений 1 абзаца.


Задание 2 группе: Определите средства связи предложений 2 абзаца.



Два друга шли по пустыне. В один момент они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но ничего не сказал. Он молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Они шли дальше и вдалеке увидели оазис. Им захотелось попить и искупаться. По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. Он начал погружаться всё глубже и глубже, но друг спас его. После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил…

Приложение 11.


Тест «Крестики – нолики»


1) Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь

+ пишутся слитно

0 пишутся через дефис

2) Если приставки не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся

+ раздельно

0 через дефис

3) В этом предложении допущена ошибка в употреблении местоимения:

+ Теперь учится каждый ребёнок. Они начинают учиться с «Букваря».

0 Книгу пишет писатель или учёный. Он называется автором книги.

4)В этом предложении местоимение надо писать с приставкой ни-:

+ Её глаза н..сколько не сердиты.

0 Н..сколько пуль провизжало над моей головой.

5)В этом предложении ни- надо писать раздельно:

0 Глуп совсем, кто не знается ни(с)кем.

+ Родную мать (ни)кем не заменишь.


Маршрутный лист 1 команды


_________________________________________________


1.Станция « Дартс» (Спортзал)


Комментарии: Нужно выбить 20 очков



2.Станция « Угадай мелодию » (Актовый зал)


Комментарии: Нужно угадать 5 мелодий



3.Станция « Загадочная » ( Лавочка возле школы)


Комментарии: Нужно отгадать 5 загадок



4.Станция «Прыг - скок» ( Игровая площадка, рядом с качелями)


Комментарии: Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь, 15 раз.



5.Станция « Баскетбол» (Спортзал)


Комментарии: Попасть мячом в кольцо 5 раз






Маршрутный лист 2 команды


1.Станция « Загадочная » (Лавочка возле школы)


Комментарии: Нужно отгадать 5 загадок



2.Станция « Дартс» (Спортзал)


Комментарии: Нужно выбить 20 очков



3.Станция « Баскетбол» (Спортзал)


Комментарии: Попасть мячом в кольцо 5 раз



4.Станция « Угадай мелодию » (Актовый зал)


Комментарии: Нужно угадать 5 мелодий



5.Станция «Прыг - скок» ( Игровая площадка рядом с качелями)


Комментарии: Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь, 15 раз.







Приложение 3.

Лист самооценки учащегося 6 класса­­­­__________________________________







Задание

Максимум баллов за задание

Набранное кол-во баллов уч-ся

1

Станция «Загадочная»

5


2

Станция «Фразеологическая»

5


3

Станция « Ошибочная»

5


4

Станция «Буратино»

5


5

Станция «Винни Пух»

5


6

Станция «Этикетная»

5


7

Станция «Стилистическая»

5


8

Станция «Крестики-нолики»

5






Моя работа на уроке:

40- 37 баллов - оценка 9 ; 36- 32 баллов - оценка 8 ; 31-28 баллов – оценка 7; 27-24 баллов - оценка 6 ; 24-20 баллов - оценка 5;19- 16 баллов – 4 оценка.

Моя самооценка:


Приложение 4.


Задание: Разгадайте загадки, выпишите все местоимения и обозначьте их разряд.


Загадки для 1 группы:

1.По листочку я ползу

И грызу его, грызу!

Ну какой же это вред?

Просто завтрак и обед!

(гусеница)


2. - Где ты спряталась, подружка?

В чаще леса? На опушке?

Или вон на том суку?

А в ответ: «Ку-ку! Куку!»

(кукушка)


3. Кто в лесу глухом живёт -

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(медведь)


4. Если трудно, он скорей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Понесут они травинки.

(муравей)


Загадки для 2 группы:

1.Кислые шарики,

Рост у них маленький.

Только на болоте

Вы их соберёте.

(клюква)


2. Она в садах растёт такая разная!

Бывает чёрная, бывает красная,

Бывает ягода порою белая,

Ну и зелёная — когда неспелая.

(смородина)


3. Этот овощ — круглый, красный,

Сочный, с кожицей атласной.

Хорошо ему в теплице —

Он ведь холодов боится.

(помидор)

4. Про него известно точно:

Он огромный, очень сочный,

Сладкий, круглый, полосатый —

Радость взрослым и ребятам!

(арбуз)

Приложение 5.

Задание: Объясните значения фразеологизмов.


Задание для 1 группы:

Что-то ты сегодня на себя не похож. Ты не болен? (Сам на себя не похож - выглядеть странно, необычно, непривычно).

Он так испугался, что пришёл в себя только через два часа. (Прийти в себя - обрести, восстановить свою способность думать, соображать, чувствовать)

Я всегда был слабаком и не умел за себя постоять. (Постоять за себя - суметь дать отпор, ответ)


Задание для 2 группы:

Как бы ты не старался, но себя не проведешь. (Себя не обманешь).

Будь осторожен с этим человеком: он себе на уме. (Себе на уме -так говорят о человеке хитром и скрытном)

Коля очень обиделся и ушёл в себя. (Уйти в себя - замкнуться, не идти на контакт, ограничить общение до минимума)


Приложение 6.


Задание: Найдите ошибки в употреблении местоимений, запишите исправленные варианты предложений.


Задание для 1 группы:

В адрес нас были сделаны правильные замечания. (В наш адрес были сделаны правильные замечания)

Кто-то из женщин вошла сюда. (Какая-то женщина вошла сюда)

Чего-нибудь придумаем. (Что-нибудь придумаем)

Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные. (В их квартире окна тёмные)


Задание для 2 группы:

Я принёс вам чего-то. (Я принес вам что-то)

Я хочу сказать вам кой-чего. (Я хочу сказать вам кое-что рассказать)

Сколько много книг ты прочитала? (Как много книг ты прочитала?)

Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. (Она не чувствовала усталости)


Приложение 5.

Задание: Восстановите текст, используя определительные местоимения.



  1. Почти пациенту было позволено пользоваться бассейном.



2. мир, фантастический, нереальный, был изображён в новелле.

3. телеграмма была послана с вокзала.

4.У тебя большой стол.

5. У и снега зимой не выпросишь.


Приложение 8.


Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните местоимения.


Т..атр открывается!

К началу всё готово!

Б..леты предл..гаются

За вежливое слово.

- Ка(с,сс)а, выдай мне б..лет!

- Ваше вежливое слово!

- У меня такого нет.

- Ах, у Вас такого нет?

(Не)получите б..лет!


Приложение 9.


Сообщение учащегося « Из истории употребления местоимений ты и Вы».

Называние собеседника местоимением Вы появилось не так давно, в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе). К ним следовало обращаться во множественном числе. Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я), которым венчали себя императоры. Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким или социально неравным людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Лист самооценки ученика 6 класса­­­­__________________________________



Задание

Максимум баллов за задание

Набранное кол-во баллов уч-ся

1

Станция «Загадочная»

5


2

Станция «Фразеологическая»

5


3

Станция « Ошибочная»

5


4

Станция «Буратино»

5


5

Станция «Винни Пух»

5


6

Станция «Этикетная»

5


7

Станция «Стилистическая»

5


8

Станция «Крестики-нолики»

5






Моя работа на уроке: 40- 37 баллов - оценка 9 ; 36- 32 баллов - оценка 8 ; 31-28 баллов – оценка 7, 27-24 баллов - оценка 6 , 24-20 баллов - оценка 5, 19- 16 баллов – 4 оценка.

Моя самооценка:































Маршрутный лист учащегося 6 класса

__________________________________________________
Тема:
Повторение и обобщение по теме «Местоимение»



1.Станция «Загадочная»

Комментарии:





2.Станция «Фразеологическая»

Комментарии:



3.Станция « Ошибочная»

Комментарии:



4.Станция «Буратино»

Комментарии:



5.Станция «Винни Пух»

Комментарии:



6.Станция «Этикетная»

Комментарии:



7.Станция «Стилистическая»

Комментарии:



8.Станция «Крестики-нолики»

Комментарии:







Приложение 3.



1. Почти пациенту было позволено пользоваться бассейном.

2. мир, фантастический, нереальный, был изображен в новелле.

3. телеграмма была послана с вокзала.

4.У тебя большой стол.

5. У и снега зимой не выпросишь.



МБОУ «Школа № 69» г.о. Самара













Урок - путешествие

"Местоимение. Обобщение и систематизация изученного"




Подготовила учитель русского языка и литературы

Лепетухина Татьяна Михайловна







Самара, 2021 год

Цели: 1.Повторить и обобщить знания о местоимении как части речи; 2.Закрепить навыки различения разрядов местоимений, употребления их в речи; 3. Формировать умение корректно употреблять местоимения в речи, предупреждать грамматические и этические ошибки в их использовании; 4.Способствовать воспитанию умения работать в группе.

Оборудование: Учебники, тетради, карточки с заданиями, тест «Крестики-нолики», ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи «Приближающийся поезд», «Винни Пух. Ни то ни сё», видеофрагмент сказок «Золотой ключик» и «Красная Шапочка».

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Какое у вас сейчас настроение? Древние греки говорили: «Хорошее настроение - это уже половина пути и половина успеха в любом деле». Поэтому улыбнитесь один одному, а я вам желаю сегодня на уроке одержать победу в борьбе за знания.

2.Проверка домашнего задания (Слайд 1).

Учащимся нужно было вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения и определить разряд местоимений по значению. Учитель раздает карточки, где расчерчен кроссворд (Приложение 1). Ученики его заполняют, затем вместе с учителем проверяют, правильно ли заполнены все клеточки (Слайд 2). Ключевым является слово МЕСТОИМЕНИЕ.

Индивидуальное домашнее задание: Учащимся нужно было найти названия телепередач, в которых употребляются местоимения.

3. Знакомство с новой темой (Слайд 3).

Учитель: В течение нескольких уроков мы изучали тему «Местоимение» и сегодня мы подошли к заключительному этапу – повторительно - обобщительному. Ребята, а вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю путешествовать. Поэтому сегодня мы с вами совершим экскурсию по станциям страны «МЕСТОИМЕНИЕ». Каждая станция имеет свое название (Слайд 4). Давайте посмотрим, что это за названия. Остановки на станциях покажут ваши знания о местоимении, как части речи, умения различать разряды местоимений, анализировать, делать выводы. Так же на уроке вы будете исправлять грамматические и этические ошибки в использовании местоимений. Многие туристы берут записную книжечку и делают заметки, чтобы не забыть услышанное и увиденное. И мы будем делать заметки в течение урока, только в маршрутных листах, которые лежат у вас на партах (Приложение 2). Работать вы будете в группах. И сегодня именно вам придется оценивать свои знания. После каждого выполненного задания вы будете выставлять себе отметку в лист самооценки (Приложение 3). А в конце урока подведете итоги. Итак, ребята, готовы к экскурсии? Берём с собой хорошее настроение и желаем друг другу удачи. Экскурсия начинается.

Станция « Загадочная» (Аудиозапись «Приближающийся поезд». Слайд 5)

Учитель: Первая станция, на которую мы прибыли, называется «Загадочная». Вам нужно разгадать загадки, выписать все местоимения и обозначить их разряд (Приложение 4).

Учитель: А теперь подведем итог. Ответьте на вопросы:

1) Какой разряд местоимений чаще всего встречается в загадках? Почему? (Личные местоимения, т.к. в загадках нельзя называть предмет)

2) Для чего нужны местоимения в загадках? (Местоимения указывают на предмет, признак, количество, но не называют его).

Учитель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Не забудьте поставить себе отметку.

Станция «Фразеологическая» (Слайд 6).

Учитель: Мы приближаемся к станции «Фразеологической». Ребята, вам нужно объяснить значения фразеологизмов (Приложение 5).

Учитель: Ребята, скажите, какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (Нет формы именительного падежа).

Станция «Ошибочная» (Слайд 7).

Учитель: Перед нами станция «Ошибочная». Найдите ошибки в употреблении местоимений, запишите исправленные варианты предложений (Приложение 6).

Станция «Буратино» (Слайд 8).

Учитель: Следующая станция, где мы остановимся, называется «Буратино».

В класс заходит учащийся, переодетый в Буратино. Он говорит о том, что когда выполнял задание, то нечаянно пролил на текст чернила. Он просит ребят восстановить текст, используя определительные местоимения (Приложение 7).

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите видеофрагмент сказки «Золотой ключик». Какую ошибку совершил Буратино? (Неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются).

Работа у доски. Учащимся нужно образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- (1 группа) и суффиксами -то, -либо, -нибудь (2 группа).

Физкультминутка (Видеофрагмент песни Красной Шапочки).

Учитель: Местоимения какого разряда мы проиллюстрировали движениями? (Указательное местоимение такой, неопределённое местоимение кого-нибудь).

Учитель: Ребята, вот и станция «Винни Пух» (Слайд 9). Обратите внимание на то, что наш герой какой-то грустный и задумчивый. Послушайте, что получилось у Винни Пуха, когда он попытался объясняться с помощью местоимений, неопределённых наречий и служебных частей речи, т.е. слов без конкретного значения (Аудиозапись « Винни Пух. Ни то ни сё. Слайд 10).

Учитель: Что вы поняли из этой песенки? В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым? Что же забыл (или не знал) Винни-Пух? (Он забыл, что местоимения не называют, а только указывают на предметы и признаки. Слушателям не понятно, о каком предмете речи говорил пух).

Выводы: 1)Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.2) Местоимения нужно употреблять правильно, этично и в меру.

Станция «Этикетная» (Слайд 11).

Задание (работа у доски): Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните местоимения (Приложение 8).

Вопрос: Почему слова «Ваше» и у «Вас» написаны с заглавной буквы? (Форма вежливого обращения).

Учитель: Правильно! Обращение на «вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Ребята, а почему считается невежливым говорить о присутствующем человеке в 3-м лице? Как этого избежать? (О присутствующем в 3-м лице говорить недопустимо. Это грубое нарушение этикета. Упоминая его в разговоре, следует называть присутствующего по имени и отчеству).

Сообщение учащегося: «Из истории употребления местоимений ты и Вы» (Приложение 9).

Вопрос классу: О чём нужно помнить, употребляя местоимения ты и Вы в речи? (Степень знакомства, возраст, официальность обстановки).

Станция «Стилистическая» (Слайд 12).

Задание: Прочитайте и докажите, что перед вами текст (Приложение 10). Какой признак текста отсутствует в тексте? (Завершённость).

Индивидуальное задание: Продолжите текст (Слайд 13).

Учитель: Определите тип и стиль речи. Какой вид связи предложений в этом тексте? Вспомните, ребята, что такое притча? (Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение). Можно ли назвать этот текст притчей? Как бы вы озаглавили этот текст? («Два друга», «Притча об обиде», «Притча о дружбе»).

Задание 1 группе: Определите средства связи предложений 1 абзаца.

Задание 2 группе: Определите средства связи предложений 2 абзаца.

Станция «Крестики-нолики» (Слайд 14).

Учитель: Ребята, конечной является станция «Крестики - нолики». Вам нужно выполнить тест. (Приложение 11). Ключ к тесту: 1) 0; 2) +; 3) +; 4) +; 5) 0.

Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся составляют синквейны и заполняют лист самооценки.

Учитель: Наша экскурсия закончилась. Спасибо за урок, ребята. Вы молодцы. А теперь запишите домашнее задание. Мини - сочинение «Зачем нам нужны местоимения»




Слайд 1
МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 1
Слайд 2
МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 2
Слайд 3
Урок - путешествие "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного" 3
Слайд 4
Станция Станция «Винни Пух» Станция «Стилистическая Станция » Станция «Крестики – «Этикетная» Станция » нолики» «Ошибочная» «Буратино» Станция «Фразелогическая» Станция «Загадочная» 4
Слайд 5
МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 5
Слайд 6
Станция «Фразеологическая» МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 6
Слайд 7
МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 7
Слайд 8
Станция «Буратино» МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 8
Слайд 9
Станция «Винни Пух» МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 9
Слайд 10
Ни то ни сё На днях, не знаю сам зачем, Зашёл я в незнакомый дом, Мне хотелось Кое с Кем Потолковать о Том о Сём. Я рассказал им, Кто, Когда, И Почему, и Отчего, Сказал ,Откуда и Куда, И Как, и Где, и Для Чего; Что было Раньше, что Потом? И Кто Кого, и Что к Чему, И что подумали о Том, И Если Нет, То Почему? Когда мне не хватало слов, Я добавлял то «Ах», то «Эх», И «Так сказать», и «Будь здоров», И «Ну и ну!», и «Просто смех!». Когда ж закончил я рассказ, Спросили: « Как? И это всё? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то ни сё!» 10
Слайд 11
1) Станция «Этикетная» 11
Слайд 12
МОУ Бутаковская ООШ учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 12
Слайд 13
Два друга шли по пустыне. В один момент они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но ничего не сказал. Он молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Они шли дальше и вдалеке увидели оазис. Им захотелось попить и искупаться. По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. Он начал погружаться всё глубже и глубже, но друг спас его. После этого пострадавший написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: - Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто- либо делает что-то МОУ Бутаковская ООШ учитель хорошее, мы должны высечьрусского это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 13 стереть это.
Слайд 14
Станция «Крестики-н 14

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Местоимение. Обобщение и систематизация изученного"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лепетухина Татьяна Михайловна  Публикатор
03.11.2021 0 1253 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК