Слайд 1
МОУ Бутаковская ООШ учитель
русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
1
Приложение 1.
Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите разряд местоимений по значению.
1) … сегодня пойдём на каток.
2) Это было … прекрасное!
3) … день прошёл как во сне.
4) Василиса Егоровна сказала мне: «Петр Андреич! … я от тебя не ожидала. Как тебе не совестно?»
5) Вот …какое, наше лето!
6) О романе «… сражались за Родину» М. Шолохов сказал так: «В нём мне хочется показать наш народ, источники его героизма...»
7)Хорошо…, где нас нет.
8) Люди, … лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу.
9) Вероника не придет. … занимается русским языком с репетитором.
10) Людей было много. … сопровождал гид.
11) Я требую к … очень большого внимания.
Приложение 6.
Задание: Прочитайте и докажите, что перед вами текст. Какой признак текста отсутствует в этом тексте?
Индивидуальное задание: Продолжите текст.
Задание 1 группе: Определите средства связи предложений 1 абзаца.
Задание 2 группе: Определите средства связи предложений 2 абзаца.
Два друга шли по пустыне. В один момент они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но ничего не сказал. Он молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они шли дальше и вдалеке увидели оазис. Им захотелось попить и искупаться. По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. Он начал погружаться всё глубже и глубже, но друг спас его. После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил…
Приложение 11.
Тест «Крестики – нолики»
1) Неопределённые местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь
+ пишутся слитно
0 пишутся через дефис
2) Если приставки не- и ни- отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся
+ раздельно
0 через дефис
3) В этом предложении допущена ошибка в употреблении местоимения:
+ Теперь учится каждый ребёнок. Они начинают учиться с «Букваря».
0 Книгу пишет писатель или учёный. Он называется автором книги.
4)В этом предложении местоимение надо писать с приставкой ни-:
+ Её глаза н..сколько не сердиты.
0 Н..сколько пуль провизжало над моей головой.
5)В этом предложении ни- надо писать раздельно:
0 Глуп совсем, кто не знается ни(с)кем.
+ Родную мать (ни)кем не заменишь.
_________________________________________________
1.Станция « Дартс» (Спортзал)
Комментарии: Нужно выбить 20 очков
2.Станция « Угадай мелодию » (Актовый зал)
Комментарии: Нужно угадать 5 мелодий
3.Станция « Загадочная » ( Лавочка возле школы)
Комментарии: Нужно отгадать 5 загадок
4.Станция «Прыг - скок» ( Игровая площадка, рядом с качелями)
Комментарии: Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь, 15 раз.
5.Станция « Баскетбол» (Спортзал)
Комментарии: Попасть мячом в кольцо 5 раз
Маршрутный лист 2 команды
1.Станция « Загадочная » (Лавочка возле школы)
Комментарии: Нужно отгадать 5 загадок
2.Станция « Дартс» (Спортзал)
Комментарии: Нужно выбить 20 очков
3.Станция « Баскетбол» (Спортзал)
Комментарии: Попасть мячом в кольцо 5 раз
4.Станция « Угадай мелодию » (Актовый зал)
Комментарии: Нужно угадать 5 мелодий
5.Станция «Прыг - скок» ( Игровая площадка рядом с качелями)
Комментарии: Нужно прыгнуть на скакалке, не сбиваясь, 15 раз.
Приложение 3.
Лист самооценки учащегося 6 класса__________________________________
№ |
Задание |
Максимум баллов за задание |
Набранное кол-во баллов уч-ся |
1 |
Станция «Загадочная» |
5 |
|
2 |
Станция «Фразеологическая» |
5 |
|
3 |
Станция « Ошибочная» |
5 |
|
4 |
Станция «Буратино» |
5 |
|
5 |
Станция «Винни Пух» |
5 |
|
6 |
Станция «Этикетная» |
5 |
|
7 |
Станция «Стилистическая» |
5 |
|
8 |
Станция «Крестики-нолики» |
5 |
|
Моя работа на уроке:
40- 37 баллов - оценка 9 ; 36- 32 баллов - оценка 8 ; 31-28 баллов – оценка 7; 27-24 баллов - оценка 6 ; 24-20 баллов - оценка 5;19- 16 баллов – 4 оценка.
Моя самооценка:
Приложение 4.
Задание: Разгадайте загадки, выпишите все местоимения и обозначьте их разряд.
Загадки для 1 группы:
1.По листочку я ползу
И грызу его, грызу!
Ну какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
(гусеница)
2. - Где ты спряталась, подружка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку?
А в ответ: «Ку-ку! Куку!»
(кукушка)
3. Кто в лесу глухом живёт -
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
(медведь)
4. Если трудно, он скорей
Позовёт своих друзей.
И все вместе по тропинке
Понесут они травинки.
(муравей)
Загадки для 2 группы:
1.Кислые шарики,
Рост у них маленький.
Только на болоте
Вы их соберёте.
(клюква)
2. Она в садах растёт такая разная!
Бывает чёрная, бывает красная,
Бывает ягода порою белая,
Ну и зелёная — когда неспелая.
(смородина)
3. Этот овощ — круглый, красный,
Сочный, с кожицей атласной.
Хорошо ему в теплице —
Он ведь холодов боится.
(помидор)
4. Про него известно точно:
Он огромный, очень сочный,
Сладкий, круглый, полосатый —
Радость взрослым и ребятам!
(арбуз)
Приложение 5.
Задание: Объясните значения фразеологизмов.
Что-то ты сегодня на себя не похож. Ты не болен? (Сам на себя не похож - выглядеть странно, необычно, непривычно).
Он так испугался, что пришёл в себя только через два часа. (Прийти в себя - обрести, восстановить свою способность думать, соображать, чувствовать)
Я всегда был слабаком и не умел за себя постоять. (Постоять за себя - суметь дать отпор, ответ)
Задание для 2 группы:
Как бы ты не старался, но себя не проведешь. (Себя не обманешь).
Будь осторожен с этим человеком: он себе на уме. (Себе на уме -так говорят о человеке хитром и скрытном)
Коля очень обиделся и ушёл в себя. (Уйти в себя - замкнуться, не идти на контакт, ограничить общение до минимума)
Приложение 6.
Задание: Найдите ошибки в употреблении местоимений, запишите исправленные варианты предложений.
Задание для 1 группы:
В адрес нас были сделаны правильные замечания. (В наш адрес были сделаны правильные замечания)
Кто-то из женщин вошла сюда. (Какая-то женщина вошла сюда)
Чего-нибудь придумаем. (Что-нибудь придумаем)
Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные. (В их квартире окна тёмные)
Задание для 2 группы:
Я принёс вам чего-то. (Я принес вам что-то)
Я хочу сказать вам кой-чего. (Я хочу сказать вам кое-что рассказать)
Сколько много книг ты прочитала? (Как много книг ты прочитала?)
Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. (Она не чувствовала усталости)
Сообщение учащегося « Из истории употребления местоимений ты и Вы».
Называние собеседника местоимением Вы появилось не так давно, в 18 веке. Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда на троне было два императора (один в Риме, другой в Константинополе). К ним следовало обращаться во множественном числе. Другие считали, что Вы возникло как уважительное по аналогии к мы (в значении я), которым венчали себя императоры. Сначала Вы закрепилось среди образованных дворян по отношению к неблизким или социально неравным людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости, а общение людей неблизких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам. Уже в 18 веке в русской речи чётко противопоставлялились два типа обращения: почтительное обращение по имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Лист самооценки ученика 6 класса__________________________________
№ |
Задание |
Максимум баллов за задание |
Набранное кол-во баллов уч-ся |
1 |
Станция «Загадочная» |
5 |
|
2 |
Станция «Фразеологическая» |
5 |
|
3 |
Станция « Ошибочная» |
5 |
|
4 |
Станция «Буратино» |
5 |
|
5 |
Станция «Винни Пух» |
5 |
|
6 |
Станция «Этикетная» |
5 |
|
7 |
Станция «Стилистическая» |
5 |
|
8 |
Станция «Крестики-нолики» |
5 |
|
Моя работа на уроке: 40- 37 баллов - оценка 9 ; 36- 32 баллов - оценка 8 ; 31-28 баллов – оценка 7, 27-24 баллов - оценка 6 , 24-20 баллов - оценка 5, 19- 16 баллов – 4 оценка.
Моя самооценка:
Маршрутный лист учащегося 6 класса
__________________________________________________
Тема:
Повторение и обобщение по теме
«Местоимение»
1.Станция «Загадочная»
Комментарии:
2.Станция «Фразеологическая»
Комментарии:
3.Станция « Ошибочная»
Комментарии:
4.Станция «Буратино»
Комментарии:
5.Станция «Винни Пух»
Комментарии:
6.Станция «Этикетная»
Комментарии:
7.Станция «Стилистическая»
Комментарии:
8.Станция «Крестики-нолики»
Комментарии:
МБОУ «Школа № 69» г.о. Самара
Урок - путешествие
"Местоимение. Обобщение и систематизация изученного"
Подготовила учитель русского языка и литературы
Лепетухина Татьяна Михайловна
Самара, 2021 год
Цели: 1.Повторить и обобщить знания о местоимении как части речи; 2.Закрепить навыки различения разрядов местоимений, употребления их в речи; 3. Формировать умение корректно употреблять местоимения в речи, предупреждать грамматические и этические ошибки в их использовании; 4.Способствовать воспитанию умения работать в группе.
Оборудование: Учебники, тетради, карточки с заданиями, тест «Крестики-нолики», ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи «Приближающийся поезд», «Винни Пух. Ни то ни сё», видеофрагмент сказок «Золотой ключик» и «Красная Шапочка».
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, ребята. Какое у вас сейчас настроение? Древние греки говорили: «Хорошее настроение - это уже половина пути и половина успеха в любом деле». Поэтому улыбнитесь один одному, а я вам желаю сегодня на уроке одержать победу в борьбе за знания.
2.Проверка домашнего задания (Слайд 1).
Учащимся нужно было вставить в предложения подходящие по смыслу местоимения и определить разряд местоимений по значению. Учитель раздает карточки, где расчерчен кроссворд (Приложение 1). Ученики его заполняют, затем вместе с учителем проверяют, правильно ли заполнены все клеточки (Слайд 2). Ключевым является слово МЕСТОИМЕНИЕ.
Индивидуальное домашнее задание: Учащимся нужно было найти названия телепередач, в которых употребляются местоимения.
3. Знакомство с новой темой (Слайд 3).
Учитель: В течение нескольких уроков мы изучали тему «Местоимение» и сегодня мы подошли к заключительному этапу – повторительно - обобщительному. Ребята, а вы любите путешествовать? Я тоже очень люблю путешествовать. Поэтому сегодня мы с вами совершим экскурсию по станциям страны «МЕСТОИМЕНИЕ». Каждая станция имеет свое название (Слайд 4). Давайте посмотрим, что это за названия. Остановки на станциях покажут ваши знания о местоимении, как части речи, умения различать разряды местоимений, анализировать, делать выводы. Так же на уроке вы будете исправлять грамматические и этические ошибки в использовании местоимений. Многие туристы берут записную книжечку и делают заметки, чтобы не забыть услышанное и увиденное. И мы будем делать заметки в течение урока, только в маршрутных листах, которые лежат у вас на партах (Приложение 2). Работать вы будете в группах. И сегодня именно вам придется оценивать свои знания. После каждого выполненного задания вы будете выставлять себе отметку в лист самооценки (Приложение 3). А в конце урока подведете итоги. Итак, ребята, готовы к экскурсии? Берём с собой хорошее настроение и желаем друг другу удачи. Экскурсия начинается.
Станция « Загадочная» (Аудиозапись «Приближающийся поезд». Слайд 5)
Учитель: Первая станция, на которую мы прибыли, называется «Загадочная». Вам нужно разгадать загадки, выписать все местоимения и обозначить их разряд (Приложение 4).
Учитель: А теперь подведем итог. Ответьте на вопросы:
1) Какой разряд местоимений чаще всего встречается в загадках? Почему? (Личные местоимения, т.к. в загадках нельзя называть предмет)
2) Для чего нужны местоимения в загадках? (Местоимения указывают на предмет, признак, количество, но не называют его).
Учитель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Не забудьте поставить себе отметку.
Станция «Фразеологическая» (Слайд 6).
Учитель: Мы приближаемся к станции «Фразеологической». Ребята, вам нужно объяснить значения фразеологизмов (Приложение 5).
Учитель: Ребята, скажите, какова особенность склонения возвратного местоимения «себя»? (Нет формы именительного падежа).
Станция «Ошибочная» (Слайд 7).
Учитель: Перед нами станция «Ошибочная». Найдите ошибки в употреблении местоимений, запишите исправленные варианты предложений (Приложение 6).
Станция «Буратино» (Слайд 8).
Учитель: Следующая станция, где мы остановимся, называется «Буратино».
В класс заходит учащийся, переодетый в Буратино. Он говорит о том, что когда выполнял задание, то нечаянно пролил на текст чернила. Он просит ребят восстановить текст, используя определительные местоимения (Приложение 7).
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите видеофрагмент сказки «Золотой ключик». Какую ошибку совершил Буратино? (Неопределённые местоимения «некто» и «нечто» не склоняются).
Работа у доски. Учащимся нужно образовать все возможные неопределённые местоимения с приставками не-, кое- (1 группа) и суффиксами -то, -либо, -нибудь (2 группа).
Физкультминутка (Видеофрагмент песни Красной Шапочки).
Учитель: Местоимения какого разряда мы проиллюстрировали движениями? (Указательное местоимение такой, неопределённое местоимение кого-нибудь).
Учитель: Ребята, вот и станция «Винни Пух» (Слайд 9). Обратите внимание на то, что наш герой какой-то грустный и задумчивый. Послушайте, что получилось у Винни Пуха, когда он попытался объясняться с помощью местоимений, неопределённых наречий и служебных частей речи, т.е. слов без конкретного значения (Аудиозапись « Винни Пух. Ни то ни сё. Слайд 10).
Учитель: Что вы поняли из этой песенки? В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях, но остался непонятым? Что же забыл (или не знал) Винни-Пух? (Он забыл, что местоимения не называют, а только указывают на предметы и признаки. Слушателям не понятно, о каком предмете речи говорил пух).
Выводы: 1)Местоимения только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.2) Местоимения нужно употреблять правильно, этично и в меру.
Станция «Этикетная» (Слайд 11).
Задание (работа у доски): Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните местоимения (Приложение 8).
Вопрос: Почему слова «Ваше» и у «Вас» написаны с заглавной буквы? (Форма вежливого обращения).
Учитель: Правильно! Обращение на «вы» подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Ребята, а почему считается невежливым говорить о присутствующем человеке в 3-м лице? Как этого избежать? (О присутствующем в 3-м лице говорить недопустимо. Это грубое нарушение этикета. Упоминая его в разговоре, следует называть присутствующего по имени и отчеству).
Сообщение учащегося: «Из истории употребления местоимений ты и Вы» (Приложение 9).
Вопрос классу: О чём нужно помнить, употребляя местоимения ты и Вы в речи? (Степень знакомства, возраст, официальность обстановки).
Станция «Стилистическая» (Слайд 12).
Задание: Прочитайте и докажите, что перед вами текст (Приложение 10). Какой признак текста отсутствует в тексте? (Завершённость).
Индивидуальное задание: Продолжите текст (Слайд 13).
Учитель: Определите тип и стиль речи. Какой вид связи предложений в этом тексте? Вспомните, ребята, что такое притча? (Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение). Можно ли назвать этот текст притчей? Как бы вы озаглавили этот текст? («Два друга», «Притча об обиде», «Притча о дружбе»).
Задание 1 группе: Определите средства связи предложений 1 абзаца.
Задание 2 группе: Определите средства связи предложений 2 абзаца.
Станция «Крестики-нолики» (Слайд 14).
Учитель: Ребята, конечной является станция «Крестики - нолики». Вам нужно выполнить тест. (Приложение 11). Ключ к тесту: 1) 0; 2) +; 3) +; 4) +; 5) 0.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся составляют синквейны и заполняют лист самооценки.
Учитель: Наша экскурсия закончилась. Спасибо за урок, ребята. Вы молодцы. А теперь запишите домашнее задание. Мини - сочинение «Зачем нам нужны местоимения»
Автор: Лепетухина Татьяна Михайловна
→ Публикатор 03.11.2021 0 1253 16 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы