Конспект и презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование"; 6 класс
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 класс
Тема: «Морфемика, Словообразование. Повторение изученного».
Цель урока: систематизация знаний по теме "Морфемика и словообразование".
Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование: презентация, рабочий лист.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
2. Введение в тему (Работа с текстом - слайд 2)
Прочитайте текст. Обратите внимание на слова, в которых пропущены буквы. Что мы должны знать, чтобы правильно записать их? (Знать состав слова, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними).
Запишите предложения, вставив пропущенные буквы.
Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.
3. Устный опрос. Теоретический диктант. (слайд 3)
А) Изменяемая часть слова.(окончание)
Б) Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
В)Гласная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (корень)
Г) Часть слова без окончания (основа)
Д) Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка)
4. Работа в парах. (слайд 4 + рабочий лист)
- Молодцы, с теоретическим заданием вы справились, а теперь посмотрите на следующее задание и выполните его .
№ |
Вопрос |
Ответ
|
1 |
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________ |
|
2 |
Какое окончание в слове “замечательный”? |
|
3 |
Какой корень в слове “прыгнешь”? |
|
4 |
Какое окончание в слове “уснул”? |
|
5 |
Какой суффикс в слове “бумажка”? |
|
6 |
Какой корень в слове “собрать”? |
|
7 |
Какой (ие) суффиксы в слове «задумалась» ? |
|
8 |
Какой корень в слове “учительская”? |
|
Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку. (за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).
(Учитель читает правильные ответы. Ребята проверяют соответствие оценки)
5. Устный опрос.
Какие вы знаете способы образования слов?(слайд 5) (Ребята перечисляют, приводят примеры)
6. Определите, как образованы следующие слова.
1)Учительский
2)перелесок
3)Пододеяльник
4)выход
5)паровозный
6)Госбанк
7)Морской
8)РФ
10)генерал-майор
11)Ледокол
12) Завхоз
13)Прибрежный
14)Спецназ
7.А теперь давайте немного отдохнём и разгадаем ребусы (слайд 7-11)
8.Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные правила орфографии, изученные в этом разделе.(слайд 12)
А) Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?
Б) Расскажите о правописании корней –кас- -кос.
В) Расскажите о правописании корней –гар- -гор.
Г) Расскажите о правописании корней –зар- -зор.
9. Задание: Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.
А) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит
Б) Ночь уже л..жилась на горы.
В) Заг..релась на небе над рекой семицветная радуга.
Г) Белый пар по лугам расст..лается.
Д) Детей из школы заб..рает бабушка.
Е) Испокон века книга р..стит человека.
Ж)Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.
- Проверяем по цепочке, выставляем оценки. (слайд 13)
Гласные в приставках пре- и при-.
10. Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.
С теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.
Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
- Проверка с объяснением.(слайд 14 + рабочий лист)
Слова |
е |
и |
Пр...неприятный |
|
|
пр...соединиться |
|
|
пр...землиться |
|
|
пр...вокзальное кафе |
|
|
пр...лечь |
|
|
пр…ступление |
|
|
пр…клонить колени перед мамой |
|
|
Пр...мудрый старик, |
|
|
пр…вращение |
|
|
пр...косновение к руке |
|
|
11. Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет. Правописание Ы- И после приставок
Буквенный диктант. (слайд 15 + рабочий лист)
1)Подыграть, 2)сверхинтересный, 3) розыгрыш, 4)предыстория, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюньский, 8)по..скать
Проверка. Один человек у доски.
12. Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах? (слайд 16)
Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
Специалист по разведению садов. САДОВОД
Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит. САМОВАР
Русская народная игра — пляска. ХОРОВОД
С утра сидит на озере любитель….РЫБОЛОВ
Тот, кто идет пешком. ПЕШЕХОД
Человек, изучающий родной край. .КРАЕВЕД
13.Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.(слайд 17)
Друг моего друга.
У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
- Прочтите получившееся.
Итак, что мы сегодня повторили на уроке? (слайд 18)
Над чем стоит ещё поработать?
В чём возникают трудности?
С каким настроением вы уходите с урока?
Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Рефлексия.
-Было интересно...
-Меня удивило...
-Мне удалось...
- Мне не удалось...
- Спасибо за работу на уроке.
Рабочий лист ученика(цы) 6-А класса __________________________________
1. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы. Объясни их написание.
Закат т…жело пылает на кронах д…ревьев. Последний луч… ещё к…сается верхушек, а у п…дножия сосен уже темно. Бе…шумно парят летучие мыши. В зар…слях кто-то шевелится.
2.
№ |
Вопрос |
Ответ
|
1 |
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________ |
|
2 |
Какое окончание в слове “замечательный”? |
|
3 |
Какой корень в слове “прыгнешь”? |
|
4 |
Какое окончание в слове “уснул”? |
|
5 |
Какой суффикс в слове “бумажка”? |
|
6 |
Какой корень в слове “собрать”? |
|
7 |
Какой (ие) суффиксы в слове «задумалась» ? |
|
8 |
Какой корень в слове “учительская”? |
|
3. Определите, как образованы следующие слова.
1)Учительский
2)перелесок
3)Пододеяльник
4)выход
5)паровозный
6)Госбанк
7)Морской
8)РФ
10)генерал-майор
11)Ледокол
12) Завхоз
13)Прибрежный
14)Спецназ
4. Заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.
Слова |
е |
и |
Пр...неприятный |
|
|
пр...соединиться |
|
|
пр...землиться |
|
|
пр...вокзальное кафе |
|
|
пр...лечь |
|
|
пр…ступление |
|
|
пр…клонить колени перед мамой |
|
|
Пр...мудрый старик, |
|
|
пр…вращение |
|
|
пр...косновение к руке |
|
|
5. Буквенный диктант
1)Под..грать, 2)сверх..нтересный, 3) роз..грыш, 4)пред..стория, 5) об..скать, 6) меж..здательский, 7) пред..юньский, 8)по..скать
4. Игра «Угадай словечко». По лексическому значению узнать слово, записать, объяснить условие выбора О - Е.
Специалист по разведению садов.
Никогда не ест ,а только пьет, а когда зашумит всех приманит.
Русская народная игра — пляска.
С утра сидит на озере любитель….
Тот, кто идет пешком.
Человек, изучающий родной край.
6. Творческая работа. Добавьте в текст сложные слова.
Друг моего друга.
У моего друга есть опытный коротко________ный висло____ий пёс. И хотя он и ____корослый, но очень ______душный и само_______ный.
( -стоятель-, -добр-, -люб-,-шёрст, -ухо-, -низ-)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жерноклетова Наталья Владимировна
→ Публикатор 05.11.2021 0 13276 1353 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы