Конспект и презентация к уроку русского языка "Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях"; 11 класс
Урок русского языка в 11 классе
Тема:
Сложные
предложения.
Расстановка знаков
препинания в сложных предложениях.
Применение полученных на уроке
практических навыков для подготовки к
ЕГЭ.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель:
повторение
и обобщение знаний учащихся о видах
сложных предложений, о
постановке знаков препинания в сложных
предложениях, формирование
умения отличать ССП от ПП с однородными
членами, СПП от ССП, отработка заданий
экзаменационной работы по теме «Сложные
предложения.
Расстановка знаков
препинания в сложных предложениях.
Применение полученных на уроке
практических навыков для подготовки к
ЕГЭ».
Задачи урока через планируемые результаты:
1. Предметные: повторить виды СП, формировать умение классифицировать СП по видам, расставлять знаки препинания в СП, закрепить умение отличать сложносочинённые предложения от других видов предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами.
2. Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.
Коммуникативные УУД: сохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
3. Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Ход урока:
Орг.момент
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова великого классика Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли…».
- Как вы понимаете это высказывание? (нельзя опираться в учебе только на память, надо добывать знания усилиями мысли).
- Верность слов великого классика мы и проверим на сегодняшнем уроке.
На протяжении всего урока вы будете не только работать в тетрадях, но и вести лист самоконтроля. А в конце занятия сами оцените свою работу на уроке. Возьмите листы, подпишите их.
2. Лингвистическая разминка
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
вероисповЕдание
оптОвый
прИнятый
назвАлась
рвалА
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
черпАть
досУг
цепОчка
донЕльзя
прожИвший
3.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку:
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
несколько СОТЕН
4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
орб..тальный
сув..ренитет
разг..релся
выб..рать
прик..саться
5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву
пр..контролировать, р..зослать
пр..обрести, непр..рывный
и..пуг, не..гибаемый
по..скочить, о..гадать
без..дейный, контр..гра
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
потч..вать
придирч..вый
ореш..к
коч..вой
намер..ваться
7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
обнаруж..нный
завис..шь
поссор..вшиеся
раска..вшись
догон..шь
-Задания какого формата мы решали? (КИМ, дети указывают номера заданий)
Вашему вниманию предлагается слайд с вариантами заданий19 и 20 (в формате ЕГЭ).
Прочитайте задания.
- Какие теоретические сведения нужны нам для решения этих заданий? (знания о постановке знаков препинания в СП).
- В каком классе вы это изучали? (9,11)
-Формат каких заданий перед нами?
- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? Цель урока ,задачи урока?
3. Формулировка темы, цели и задач урока. Вариант ребят и учителя
Записываем тему в рабочие тетради.
Тема урока: Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.
Цель
урока:
Систематизировать,
закрепить и применить на практике
полученные знания по тем:
«Сложные
предложения.
Расстановка знаков
препинания в сложных предложениях.
Применение полученных на уроке
практических навыков для подготовки к
ЕГЭ».
- Какие задачи для этого необходимо решить?
- Как это поможет вам на итоговой аттестации в формате ЕГЭ? (при решении заданий ЕГЭ).
Задачи урока :
1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме:
«Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях. Подготовка к ЕГЭ»;
2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
3. Развивать навыки анализа и самоанализа;
4. Развивать умение грамотно работать с заданиями ЕГЭ.
5.Умение применять полученную информацию для решения практических задач.
Физкультминутка активизирует зрительные и мыслительные процессы в нашем организме перед началом более серьезной работы.
Дополнительный материал к уроку:
1.Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку»,стр.171-173, 174-180,180-183.
2. Учебник «Русский язык 10-11 классы,ч.2,базовый уровень, авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.Мищерина,стр.125-185,парагр.97-101.
3.КИМ под редакцией И. П. Цыбулько.
4.Папки обучающихся по подготовке к ЕГЭ.
5.Раздаточнай материал в виде схем и таблиц.
6.Лист самоконтроля обучающегося.
- Давайте и мы вспомним все то, что вы знаете о СП,
- Вспомните, что вы знаете о сложном предложении? Дома нужно было повторить этот материал. Работаем также с дополнительным материалом к уроку.
(СП – это предложение, в котором две или более грамматических основ. Выделяют 4 вида сложных предложений: СПП, ССП, БСП, СП с разными видами связи).
Работа с раздаточным материалом:
Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
Знаки препинания между частями сложного предложения: выделение придаточного предложения в составе СПП, разделение простых предложений в составе ССП, БСП
4. Воспроизведение знаний, необходимых для решения поставленных задач
Работа с алгоритмом для выполнения заданий:
1.Распределительная работа по рядам
1 ряд – ССП 2 ряд – СПП 3 ряд – БСП
1. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Через окно я увидел как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают чирикают возятся как пьяные воробьи урчат медовыми голосами голуби. 5. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом еще лежат в саду десятки теней еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В работе пользуйтесь алгоритмом!!!
2.Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания ,устно дайте характеристику предложениям. Слайд №27
3.Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Запишите номера предложений в таблицу Слайд №29
4.Найдите общий второстепенный член предложения, объясните отсутствие запятой Слайд №31
5.Работа с предложениями разного типа ,постановка в них знаков препинания.
Слайды 32-35
Запятая
в ССП не ставится перед союзами
и,
да (= и), или, либо Работа с правилами.
6.Практическая работа по расстановке знаков препинания в СП. Слайды 37-38
7.Задания в формате ЕГЭ. Слайды 39-41
8. Сформулируйте правило постановки знаков препинания на стыке союзов.
(Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТАК, ТО, НО и др.
и НЕ ставится -если у второго союза есть продолжение в виде слов ТАК, ТО, НО и др.) Слайд 42-43.
- С каким типом предложения мы столкнулись в задании 19? (СПП).
- Какие предложения называются сложноподчиненными? (это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой).
- Сколько придаточных может быть в одном СПП? (В СПП может быть несколько придаточных частей).
- Каковы особенности предложения в пункте 20? (Это сложное предложение с разными видами связи).
- Сложность этого задания состоит в том, что вам необходимо правильно расставить знаки препинания на стыке союзов.
- Что же такое стык союзов? (стык союзов – это пространство в предложении между двумя подчинительными союзами или между сочинительным и подчинительным союзом)
9. Практическая работа с заданиями 19,20 в формате ЕГЭ. Слайд 44-45
10..Онлайн -тестирование
5.Вывод по материалам урока. ( Делает учитель)
(функциональная грамотность на уроках русского языка)
построение успешной траектории своего развития
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию
поиск информации
понимание прочитанного — смысловое чтение
работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) —критическое мышление.
применение информации для решения своих задач.
6.Домашнее задание дифференцированное:
Для ребят с средней мотивацией к обучению: Слайд 47уп47Слайд упр.№97,в.Д Для ребят с высокой мотивацией к обучению: в.№10,задание4,7,9-21.
7.Оценивание и рефлексия. Слайды50-51
41-38 баллов- «5»
37-30 баллов -«4»
29-16 баллов - «3»
15 баллов и менее – «2»
Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке? Прочитать и объяснить свою точку зрения.
1.Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. (Афоризм)
2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
(Б. Пастернак)
4. Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как – нибудь. (А. Пушкин)
5. Я усталым таким еще не был. (С. Есенин)
Ребята сами делают вывод по уроку, связывая его с высказываниями известных людей.
III. Воспроизведение знаний, необходимых для решения поставленных задач
Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания:
1. Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места.
2. Метель не утихала небо не прояснялось.
3. Летний день угасал и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.
4. Чудесный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.
- В каком предложении одна грамматическая основа? (4)
- Как называется такое предложение? (простое)
- А все остальные предложения какие по структуре? (сложные)
-Какое предложение называется сложным?
-Назовите предложение, в котором простые предложения соединяются в сложное при помощи интонации, бес союзов? (2)
- Как называется такое предложение? (бессоюзное)
- На какие 2 группы делятся СП, в которых простые предложения связываются союзами или союзными словами? (ССП и СПП)
- Какие предложения называются ССП?
- Какое из данных ССП?
- Каким будет по виду оставшееся предложение?
- Какое предложение называется СПП?
- Используя схему, расскажите о СП.
Сложные предложения
Союзные Бессоюзные
Сложносочинённые Сложноподчинённые
IV. Формулировка темы и целей урока
- О чём сегодня будем говорить на уроке? (О СП, сегодня подробнее рассмотрим ССП, знаки препинания в нём)
- Итак, тема нашего урока "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Запишите.
- Какова цель нашего урока? (повторить виды СП, закрепить умение расставлять знаки препинания в ССП, отличать ССП от других видов предложений)
V. Актуализация знаний
Тренировочные упражнения
1. Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Номера предложений запишите в таблицу. Группа 1
1. Я заблудился в вечернем лесу, зато на глаза мне попалась семейка иволги.
2. Я ушёл в отведён?ую мне комнату и до рассвета пролежал, (не)сомкнув глаз.
3. Лёд стоял на реке уже несколько дней, но перебраться по нему на противоположный берег мы не рискнули.
4. И..возчик (не)утомимо погонял лошадей и во всё горло ра..певал песни.
Алгоритм постановки запятой в ССП и ПП с однородными членами
1. Прочитай предложение.
2. Найди грамматические основы.
3. Определи их количество:
- если грамматическая основа одна, то предложение простое,
- если грамматических основ две и более, то предложение сложное.
4. Определи, что связывает союз.
5. Сделай вывод: какое предложение по виду? (сложносочинённое или
простое с однородными членами)
6. Подумай: надо ставить знаки препинания или нет?
- Проверим: ССП - 1, 3 ПП - 2, 4
Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Номера предложений запишите в таблицу. Группа 2
1. Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
2. Люблю дымок спалённой жнивы в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.
3. Ветра не было и люди задыхались в жарком воздухе.
4. Он вышел на улицу и его у наружной двери окликнул негромкий женский голос.
5. Луна на небесах во всём величии блистала и низкий мой шалаш сквозь ветви освещала.
6. Все были необыкновенно шутливы и веселы и мне самому стало очень весело.
7. Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше и мне стало холодно.
- Проверим: ССП - 1, 3, 6, 7 ПП - 2, 4, 5,
- Чем связываются части ССП и однородные члены? (сочинительными союзами)
- Вспомним виды сочинительных союзов. (слайд)
- В зависимости от вида сочинительного союза ССП делятся на 3 группы по союзам и значению. Поработаем с таблицей: (Приложение - таблица)
- На какие 3 группы делятся ССП? Назовите.
Группы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Тип ССП |
Союзы |
Примеры |
1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (значение одновременности) |
и; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и; как..., так и |
Открыли дверь, и в
кухню паром вкатился воздух со
двора. |
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (значение противопоставления) |
а; но; да (в значении но); однако ; зато; же |
Иван
Петрович ушёл, а я остался. |
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (значение чередования) |
или; либо; то..., то; не то..., не то; то ли..., то ли |
Не
то он завидовал Наталье, не
то он сожалел о
ней. |
- Чем отделяются простые предложения, входящие в состав ССП? (запятыми)
- Вот на этом мы сегодня с вами сделаем акцент.
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Расставьте знаки препинания. Используя таблицу, определите тип ССП и его значение:
1. Сыпались звёзды да иглы звенели.
2. Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
3. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
4. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
- В 4 предложении какие общие слова можно отнести и к 1 ПП и ко 2?
- Если простые предложения в составе ССП имеют общий второстепенный член, то запятая между ними не ставится.
- Запишите это предложение. Подчеркните общий второстепенный член предложения.
2. Найдите общий второстепенный член предложения:
1. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк.
2. Вдалеке за городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
3. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
- Будем ставить запятую в этих предложениях?
3. Выделите грамматические основы в предложении.
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
- Нет ли чего-то общего? (вводное слово)
- Будем ставить запятую?
- Сделайте вывод
- Запишите предложение
- Обратите внимание на предложение. Из скольких простых предложений оно состоит?
[Уже совсем рассвело ] и [ народ стал подниматься ], ( когда я вернулся в свою комнату).
- Какое предложение общее для двух других?
- Будем ставить запятую, если есть общая часть?
- Сделайте вывод
- НО, ЗАПОМНИТЕ!
- В случае повтора союза в ССП с общей частью запятая ставится:
В лесу и ветра не было, и солнце светило ярче.
- Если в состав ССП входят вопросительные, восклицательные или побудительные предложения, то запятая не ставится:
Как ярко светит солнце и как тепло от этого на душе!
- Итак, обобщим, когда запятая не ставится в ССП?
- Когда запятая ставится?
- Но, в ССП кроме запятой могут стоять и другие знаки препинания.
- Рассмотрим предложения:
Татьяна, по совету няни всю ночь всю ночь сбираясь ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне.
Дунул ветер - и окно распахнулось.
Если части ССП распространены, имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой
Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между предложениями ставится тире
- Так, какие знаки препинания ставятся в ССП? (, ; -)
VII. Обобщение и систематизация знаний
- Закрепим умения на практике
Расставьте знаки препинания, объясните постановку, пользуясь алгоритмом:
1. Весной радостно чирикают воробьи и поют синички.
2. Очевидно багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
3. Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
4. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.
5. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
6. Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!
Алгоритм разбора сложносочинённого предложения
1. Найди грамматические основы
2. Определи их количество
3. Укажи, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
4. Поставь знаки препинания.
Обрати внимание! Есть ли что-то общее для частей сложносочинённого предложения
- общий второстепенный член предложения
- общее вводное слово
- общее придаточное предложение
Если есть, то запятую не ставь.
Выполнение задания №15 ЕГЭ ????
- Умение правильно расставлять знаки препинания в ССП и в простом предложении с однородными членами проверяется в задании №15 экзаменационной работы.
- Давайте вспомним, как выглядит задание №15 (слайд №36):
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений (4,5)
1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
VIII. Контроль усвоения. Проверочная работа
Тест по теме " Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП"(базовый уровень)
1.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам.
А. Сложносочиненное предложение с союзом и
Б. Простое предложение с однородными членами.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.
А. соединительный;
Б. противительный;
В. разделительный.
3. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения
А. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
Б. Забурлила под кормой вода, и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.
В. Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
Г. И облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвется пополам.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4.Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5. Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
Тест по теме " Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП"
1. Укажите сложносочиненное предложение:
А. Он усмехнулся однако чело и взор омрачились думой.
Б. Снег такой что не сыщешь друг друга.
В. Я проснулся оттого что хотелось пить.
Г. Когда мы освободились то сгоряча я ничего не почувствовал.
2. В каком предложении не ставится запятая перед союзом и? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Обычай был соблюдён и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях.
Б. Иван лежал в телеге и сердце у него глухо и тяжело билось.
В. Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
Г. По утрам солнце бьёт сквозь листву и мне радостно просыпаться.
3. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении: Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.
Ответы (слайды №40-41):
Базовый уровень |
|
1. Б 2. Б 3. В 4.1 2 |
1. А 2. Г 3. 3 4. 35 |
IX. Рефлексия
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие знаки препинания ставятся в ССП?
- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
Рефлексия на слайде
X. Домашнее задание
1 уровень
Задание: перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
В полдень солнце уже г..рело изрядно и от влажной земли ощутимой в..лной подн..мались густые исп..рения. Они насыщали собой воздух яркими искрами ос..дали на пушистых соцветиях верб на крохотных еще сморщен?ых листьях берез. Б..резняк еще (не)зеленел но уже был весь в намеках на ярко?зелёный цвет который вот-вот пр..рвется из клейких темно?коричневых почек и охватит всю крону д..ревьев.
2 уровень.
Перепишите, подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1.Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
3.Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
4.Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
5. Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые пурпурные и золотисто-оранжевые тона.
6.Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
7. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
Приложение к уроку
1. Лингвистическая разминка
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
вероисповЕдание
оптОвый
прИнятый
назвАлась
рвалА
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Определите это слово:
черпАть
досУг
цепОчка
донЕльзя
прожИвший
3.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку:
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
несколько СОТЕН
4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
орб..тальный
сув..ренитет
разг..релся
выб..рать
прик..саться
5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву
пр..контролировать, р..зослать
пр..обрести, непр..рывный
и..пуг, не..гибаемый
по..скочить, о..гадать
без..дейный, контр..гра
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
потч..вать
придирч..вый
ореш..к
коч..вой
намер..ваться
7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
обнаруж..нный
завис..шь
поссор..вшиеся
раска..вшись
догон..шь
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)ясная речь — мутное зеркало.
Портрет ещё (не)окончен, но слава о талантливом художнике быстро облетела город.
(Не)пером пишут, а умом.
На всех (не)угодишь.
Чудесное, никогда (не)виданное зрелище очаровывает меня.
9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН
Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
2. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания:
1. Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места.
2. Метель не утихала небо не прояснялось.
3. Летний день угасал и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.
4. Чудесный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.
3. Тренировочные упражнения
1. Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Номера предложений запишите в таблицу. Группа 1
1. Я заблудился в вечернем лесу, зато на глаза мне попалась семейка иволги.
2. Я ушёл в отведён?ую мне комнату и до рассвета пролежал, (не)сомкнув глаз.
3. Лёд стоял на реке уже несколько дней, но перебраться по нему на противоположный берег мы не рискнули.
4. И..возчик (не)утомимо погонял лошадей и во всё горло ра..певал песни.
Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Номера предложений запишите в таблицу. Группа 2
1. Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
2. Люблю дымок спалённой жнивы в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз.
3. Ветра не было и люди задыхались в жарком воздухе.
4. Он вышел на улицу и его у наружной двери окликнул негромкий женский голос.
5. Луна на небесах во всём величии блистала и низкий мой шалаш сквозь ветви освещала.
6. Все были необыкновенно шутливы и веселы и мне самому стало очень весело.
7. Сонный ночной ветер зашуршал в темноте по крыше и мне стало холодно.
2. Расставьте знаки препинания. Используя таблицу, определите тип ССП и его значение:
1. Сыпались звёзды да иглы звенели.
2. Свет луны уже померк и в воздухе повеяло сыростью.
3. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову.
4. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
3. Найдите общий второстепенный член предложения:
1. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк.
2. Вдалеке за городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
3. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
4. Расставьте знаки препинания, объясните постановку, пользуясь алгоритмом:
1. Весной радостно чирикают воробьи и поют синички.
2. Очевидно багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
3. Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
4. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.
5. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
6. Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!
4. Проверочная работа
Тест по теме " Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП"(базовый уровень)
1.Укажите синтаксическую характеристику предложения: Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам.
А. Сложносочиненное предложение с союзом и
Б. Простое предложение с однородными членами.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.
А. соединительный;
Б. противительный;
В. разделительный.
3. Укажите сложносочиненное предложение, в котором есть общий второстепенный член предложения
А. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
Б. Забурлила под кормой вода, и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.
В. Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
Г. И облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвется пополам.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.
2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.
3. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.
4.Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
5. Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.
Тест по теме " Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП"
1. Укажите сложносочиненное предложение:
А. Он усмехнулся однако чело и взор омрачились думой.
Б. Снег такой что не сыщешь друг друга.
В. Я проснулся оттого что хотелось пить.
Г. Когда мы освободились то сгоряча я ничего не почувствовал.
2. В каком предложении не ставится запятая перед союзом и? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Обычай был соблюдён и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях.
Б. Иван лежал в телеге и сердце у него глухо и тяжело билось.
В. Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
Г. По утрам солнце бьёт сквозь листву и мне радостно просыпаться.
3. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении: Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей.
2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.
3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.
4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.
5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.
5. Домашнее задание
1 уровень
Задание: перепишите предложения, вставьте пропущенные буквы, выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
В полдень солнце уже г..рело изрядно и от влажной земли ощутимой в..лной подн..мались густые исп..рения. Они насыщали собой воздух яркими искрами ос..дали на пушистых соцветиях верб на крохотных еще сморщен?ых листьях берез. Б..резняк еще (не)зеленел но уже был весь в намеках на ярко?зелёный цвет который вот-вот пр..рвется из клейких темно?коричневых почек и охватит всю крону д..ревьев.
2 уровень.
Перепишите, подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1.Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
3.Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
4.Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
5. Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые пурпурные и золотисто-оранжевые тона.
6.Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
7. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
Рефлексия
Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке?
Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. (Афоризм)
2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
(Б. Пастернак)
4. Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как – нибудь. (А. Пушкин)
5. Я усталым таким еще не был. (С. Есенин)
Обведи номер предложения
Алгоритм постановки запятой в ССП и ПП с однородными членами
1. Прочитай предложение.
2. Найди грамматические основы.
3. Определи их количество:
- если грамматическая основа одна, то предложение простое,
- если грамматических основ две и более, то предложение сложное.
4. Определи, что связывает союз.
5. Сделай вывод: какое предложение по виду? (сложносочинённое или
простое с однородными членами)
6. Подумай: надо ставить знаки препинания или нет?
Алгоритм разбора сложносочинённого предложения
1. Найди грамматические основы
2. Определи их количество
3. Укажи, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
4. Поставь знаки препинания.
Обрати внимание! Есть ли что-то общее для частей сложносочинённого предложения
- общий второстепенный член предложения
- общее вводное слово
- общее придаточное предложение
Если есть, то запятую не ставь.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новожен Виктория Викторовна
→ Публикатор 14.11.2022 0 5030 198 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы