Урок алгебры и начал анализа по теме "Решение текстовых задач ЕГЭ на движение"; 11 класс
Материал урока предназначен для учителей работающих в 11 классе, при подготовке учеников к ЕГЭ. Урок обобщения знаний и умений по применению методов решения разных типов задач на движение. Все задачи на движение взяты из открытого банка задач ЕГЭ. Представлены различные виды работы учеников на уроке: работа в парах, групповая, индивидуальная работа. В групповой работе предусмотрена помощь консультантов.Учащиеся анализируют математические ситуации, сравнивают и обобщают, создают математические модели. Каждый этап своей работы ученик может оценить по индивидуальному оценочному листу, учащиеся побуждаются к самоконтролю, взаимоконтролю и самоанализу своей деятельности.
Тема урока: Решение текстовых задач по вариантам ЕГЭ.
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- обучающие:
- обучение приёмам математизации текста задачи (перевод содержания задачи на математический язык, т.е. выражение искомой величины через известные величины и введенные переменные);
- научить применять эти знания при решении задач;
-развивающие:
- работать над развитием понятийного аппарата;
- развивать навыки самоконтроля и логического мышления;
- развивать память, речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;
- совершенствовать навыки решения задач.
-воспитательные:
- прививать учащимся интерес к предмету через совместную творческую работу;
- формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.
Оборудование: индивидуальная таблица баллов, карточки для устной работы (2 варианта)+ дополнительные карточки
Ход урока:
Устная работа
Работа по карточкам в двух вариантах. Время ограничено. (записывают ответы в карточках)
Карточка 1
Запишите в виде математического выражения:
1) v2 в пять раз больше v1;
2) s1 на 8 меньше, чем s2;
3) t1 на 1 меньше, чем t2
Выразите в часах .
4) 40 мин.
5)1ч. 20 мин
6)18 сек.
Выразите в м/ мин.
7) 12 км/ч
Выразите в м/сек.
8) 7,2 км/ч
Выразите в км
9)700 м
Выразите в км/ч.
10) 100 м/мин.
Карточка 2
Запишите в виде математического выражения:
1) s1 на 23 больше s2;
2) v2 в семь раз больше v1;
3) t1 на 4 меньше, чем t2;
Выразите в часах .
4) 10 мин.
5)3ч. 25 мин
6)12 сек.
Выразите в м/ мин.
7) 3 км/ч
Выразите в м/сек.
8) 3,6 км/ч
Выразите в км/ч
9) 200м/мин
Выразите в км.
10) 900м
Взаимопроверка в парах и выставление баллов в индивидуальную таблицу по количеству заданий.(проверка по слайду )
Ответы:
Устное решение задач: ( фронтально)
По чертежу найдите скорость сближения и скорость удаления объектов и определите, на каком расстоянии друг от друга они будут через 1 ч после начала движения. (cлайд 3)
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Ответ: 1) 20 км/ч, 40 км; 2) 20 км/ч, 80 км; 3) 4 км/ч, 56 км; 4) 4 км/ч, 64 км
II Работа в парах
а)Решить по образцу:
Задача: Из пункта А в пункт B, расстояние между которыми 60 км., одновременно выехали два велосипедиста. За час первый велосипедист проезжает на 1 км больше, чем второй. Определите скорость второго велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт B на 3 часа позже первого. Ответ дайте в км/
Образец: Из пункта А в пункт B, расстояние между которыми 30 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. За час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт B на 1 час позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
Решение:
Выражение |
Физический смысл |
|
x |
скорость велосипедиста, км/ ч |
|
x + 40 |
скорость автомобилиста, км/ ч |
|
S |
расстояние между пунктами, км |
|
время, затрачиваемое велосипедистом на дорогу от пункта А до пункта В, ч |
||
время, затрачиваемое автомобилистом на дорогу от пункта А до пункта В, ч |
||
Велосипедист приехал в пункт В на час позже автомобилиста. Итоговое уравнение |
||
ОТВЕТ: 20 (км/ч).
б) Заполните пропуски:
Движение по воде
Задача: От лесоповала вниз по течению реки движется со скоростью 3 км/ч плот. Плотовщик доплывает на моторке из конца плота к его началу и обратно за 16 минут 40 секунд. Найдите длину плота, если собственная скорость моторки равна 15 км/ч. Ответ дайте в километрах.
Решение:
|
V |
S |
t |
По течению |
15+…… |
х |
|
Против течения |
15-……. |
х |
Пусть длина плота х км. Тогда скорость моторки по течению … км/ч, а против течения …км/ч. Так как всего затрачено времени 16 минут 40 секунд =+=….часа, то получаем уравнение
………………;
2х + 3х = 10;
5х = 10;
х = 2.
Ответ: 2
в) Движение протяжённых тел.
Закончите решение
Задача: Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 65 км/ч, проезжает мимо идущего в том же направлении параллельно путям со скоростью 5 км/ч пешехода за 30 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Решение:
Скорость сближения
65-5 =60 (км/ч)
60 км/ч =…..м/с
Пусть длина поезда х метров
|
S(м) |
V(м/с) |
t(с) |
поезд |
х |
|
|
пешеход |
0 |
|
|
совместное движение |
х |
|
|
…………….
Ответ: ……..
Работа в группах
Каждая группа получает карточку с набором задач. Надо решить максимальное количество за 10 минут. Решение оформляется на выданных чистых листах.
Работа групп проверяется по ответам на доске и баллы заносятся учениками в оценочные листы. Если участники группы не справились с заданием, к ним отправляются консультанты.
Работа с задачей «Найди ошибку»(Задание для тех учеников которые справились с предыдущим зададнием)1 балл за найденную ошибку
Итог урока
На странице приведен фрагмент.
Автор: Деревянко Екатерина Евгеньевна
→ Публикатор 15.09.2016 0 4087 338 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы