Конспект и презентация к уроку музыки "Григ - великий норвежский композитор"; 4 класс
МУЗЫКА Э. ГРИГА СПОСОБНА ЗАВОЕВАТЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ Гаврилова Виктория Викторовна
ГБОУ СОШ№591 Невского района г. Санкт-Петербурга
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством великого норвежского композитора Э.Грига.
Задачи:
Образовательная: активизировать знания учащихся о Григе, учить воспринимать музыку..
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение слушать и слышать музыку, анализировать её, развивать речь.
Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру, интерес к изучаемому предмету.
Музыкальный материал:
Произведения Э.Грига
-
«В пещере горного короля»
-
«Песня Сольвейг»
-
«Танец Анитры»
-
«Утро»
-
«Шествие гномов»
-
«Заход солнца»
-
«Свадебный день в Тролльхаугене»
Оборудование:
Рояль, музыкальный центр, компьютер, аудиозаписи.
Сегодня мы продолжаем разговор о музыке разных народов. Мы перешагнём границы и окажемся в удивительной стране – Норвегия. Генрих Ибсен писал о своей Норвегии:
Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной.
Тот ласковый голос, глубокий, родной,
Как говор листвы, как ручей лесной,
Живое эхо свободы
Он будит в душе народа…
Он - песни знакомой мотив родной.
Он – повесть, и он же – сказанье,
Он горе смягчает в груди больной,
Он счастью даёт сиянье,
Он – память о прошлом, он – сила любви,
Он – честь и геройство в нашей крови,
Он в самом далёком скитанье
Звезды путеводной сиянье!
В этой стране родился, жил, творил великий композитор Эдвард Григ.
Прошло 175 лет со дня рождения этого великого музыканта, пианиста, дирижёра, и мы до сих пор помним его, слушаем и восхищаемся его произведениями.
Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин, фьордов. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия. Эта суровая, непреступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига.
Григ- классик норвежской музыки. Он впервые сделал её, достоянием всего мира. В этом смысле он занимает такое же место в истории своей отечественной культуры, как М. Глинка в России, Ф. Шопен в Польше, Ф. Лист в Венгрии.
На уроке мы вспомним уже знакомые вам произведения Грига и услышим новые, будем отгадывать кроссворд – он посвящён произведениям автора. Ключевое слово – это город, в котором родился композитор
Звучит произведение «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Какая прекрасная музыка, не правда ли?
-
Какой характер у этой музыки?
-
Может кто-нибудь скажет, как она называется? (« Утро»).
-
Это самостоятельное или отдельное произведение? (из сюиты « Пер Гюнт»).
Название этого произведения мы можем записать в наш кроссворд под номером 1.
Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду играть на инструменте фрагменты из произведений. Вы должны их отгадать и записать в наш кроссворд.
Играю по очереди
-
«В пещере горного короля» (2)
-
«Песня Сольвейг» (3)
-
«Танец Анитры» (4)
Что объединяет эти три произведения? (Они из сюиты «Пер Гюнт»).
-
Что такое сюита? (Произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых общим смыслом)
Эта музыка изначально была написана к драматической поэме «Пер Гюнт» Г. Ибсена. . Впоследствии был поставлен спектакль с музыкой Грига. Немного позже автор взял лучшие фрагменты из спектакля и сделал две оркестровые сюиты, которые мы можем слушать и сегодня.
Норвегия - сказочная страна, в её лесах, горах живут сказочные персонажи: гномы, тролли, кобольды.
Играю музыкальное произведение «Шествие гномов»
-
Вы узнали эту музыку?
-
Как она называется? («Шествие гномов»).
-
Какой характер этой фантастической пьесы? (контрастная, причудливая, динамичная, в середине мелодичная, лирическая)
Это название мы тоже запишем в кроссворд
Место, где жил композитор называется Тролльхауген («Холм Троллей»).
Широкие водные просторы омывают скалистый берег. По зеркальной глади залива длинной цепью тянутся острова. Тихо склоняются над водой ветви серебристых берёз. А там, в дали видны высокие горы, охраняющие мирный дом Грига.
В нём он провёл свои последние 20 лет жизни. Именно в этой усадьбе были написаны композитором его лучшие произведения. Сейчас в доме музей.
В музее можно увидеть личные вещи композитора, многочисленные семейные фотографии. Сохранилась и небольшая мастерская композитора, его письменный стол. В настоящее время в доме-музее часто проходят концерты музыки.
Здесь, неподалеку, в скале на берегу моря, Григ был похоронен вместе с женой. На могильной плите надпись «Нина и Эдвард Григ».
А сколько ещё фантастических пьес написано Григом! Вот одна из них - «Свадебный день в Тролльхаугене». Давайте послушаем.
-
Какой характер музыки? (Радостная, ликующая, торжественная) Это название мы тоже впишем в наш кроссворд.
А теперь кто догадался, как называется город, в котором родился композитор? (Берген).
Усадьба Тролльхауген находится в 10 километрах от Бергена.
На протяжении всей своей жизни Э.Григ писал романсы и песни. Их прекрасно пела жена композитора Нина Хагеруп Григ.
Наигрываю романс «Заход солнца».
-
Вы узнали эту музыку?
-
Что изобразил в ней композитор? (Картину природы)
Давайте споём этот романс.
-
Какая музыка по характеру? (певучая, протяжная, мелодичная).
У нас в России жил великий композитор, который тоже прекрасно рисовал в музыке картины природы. Это П.И. Чайковский
Григ и Чайковский были знакомы. Они жили в одно время, разница в возрасте была три года. В 1888 году произошла их встреча в Лейпциге в Германии.
С первой же встречи они подружились. П.И.Чайковский был покорён не только творчеством норвежского мастера, но и его личным обаянием, приветливостью, сердечностью, простотой. Знакомство с Григом оказалось началом искренней дружбой. Они вели переписку. Чайковский приглашал Грига в Россию. К сожалению, в силу ряда причин он так и не смог приехать в Россию. Историческими стали слова Чайковского, сказанные им вскоре после встречи: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественной, широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик». «Близкой, родной, несказанно чарующей» доныне осталась для нас музыка Грига. Искусство его радует и волнует миллионы людей. Нет страны, где не знали бы имени Грига, не любили и не ценили бы его музыки. Его произведения звучат повсюду: изучаются в школах, исполняются в быту и на концертной эстраде, привлекают лучших исполнителей.
Обобщение:
-
С музыкой какого композитора мы сегодня познакомились на уроке? (Э.Грига)
-
Какие его произведения вы запомнили?
Мы с вами живём в России и слушаем музыку норвежского композитора, в норвежских школах дети слушают русскую музыку. И хочется ещё раз сказать, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.
Список используемой литературы:
-
«Эдвард Григ» О. Левашёва очерк жизни и творчества издание второе «Музыка» Москва,1975г.
-
Ибсен Г.Собр. соч.,т.4 Москва 1958г.
-
П.И.Чайковский Автобиографическое описание путешествия за границу в 1888г.-Полное собрание соч..Литературные произведения и переписка.т 2.
-
Афоризм Д.Д. Шостаковича http://www.aphorisme.ru/by-authors/shostakovich
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврилова Виктория Викторовна
→ Публикатор 16.11.2022 0 1079 61 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы