Как противостоять фанатизму в отношении продукции Apple — беседа для родителей и творческое задание для учеников (информатика, литература)


Продукция компании Apple известна во всем мире: iPhone, iPad, MacBook, Watch, TV у всех сейчас на слуху. Однако это не просто хорошие электронные устройства, это — предмет преклонения многих тысяч взрослых и детей по всему миру: люди часами стоят в очереди в ожидании продаж новой версии iPhone, тогда как она практически ничем не отличается от предыдущей. Почему это происходит и как развенчать такое отношение детей к Apple? Предлагаем небольшую беседу учителя литературы, информатики или любого другого предмета с детьми и на родительском собрании.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Адепты Apple стремятся купить всю их продукцию, яростно защищают ее перед аналогами и свято верят в… Во что верят яблочники? В то, что они не как все «Думай иначе» (Think Different) — слоган компании. То есть, имея эту продукцию, ты выделяешься из общей серой массы, ты другой, ты лучше других. Это игра на гордости и честолюбии человека, однако, предлагается гордиться не своими успехами в учебе или на работе, не поступками, а просто тем, что ты имеешь продукцию определенной фирмы. Хотя и иметь ее уже достижение: iPhone (смартфон) стоит около 50-70 тыс. руб., MacBook — от 70 до 170 тыс. руб. — весьма «кусачие» цены для среднего потребителя РФ.

Вторая категория приверженцев этой продукции весьма обеспеченная, имеет и вес в обществе, и давно отошла от детских сказок, как бы выделиться среди окружающих, купив телефон. Самый известный пользователь Apple, наверное, Дмитрий Медведев. Множество звезд шоу-бизнеса, политиков, бизнесменов используют Apple, что мы можем каждый день видеть по ТВ и в интернете. Думаю, что они ценят продуманность до мелочей, отличный дизайн, ведь продукция позиционируется практически как произведение искусства.

Но цель нашей статьи не рассказать, почему люди пользуются этой продукцией и тем более не сказать, что использовать ее плохо. Ни в коем случае! Это, действительно, неплохие гаджеты.

Мы хотим сказать, что плоха не продукция какой-либо фирмы, а плохо слепое следование за продукцией, возведение кумира, фанатизм. Фанатизм плох тем, что сужает наше мышление и кругозор: мы не готовы даже гипотетически рассматривать покупку других устройств, будь они даже по характеристикам более выгодны для нас. Мы хотим покупать продукцию только одной фирмы, готовы отдавать большие суммы, стоять в очередях — все, что угодно, но следовать за кумиром, за компанией. Мы призываем более критично относиться ко всему.

В этой статье мы рассмотрим, как зародить семя сомнения в отношении компании, как научить детей критически относиться к компании, как выбирать ее продукцию по техническим характеристикам, а не по святой вере в то, что она по умолчанию превосходит все аналоги. Мы рассмотрим, как объяснить, что обладание каким-то предметом не показывает принадлежность к «высшей касте». А также мы рассмотрим возможность создания «ниточки» между ребенком и родителем, между ребенком и учителем, которая может произрасти и стать большой дружбой.

Стив Джобс

Основатель компании Apple — Стив Джобс (1955-2011). Сегодня выпущено несколько книг-биографий Стива Джобса, несколько фильмов.

Предварительная работа на уроке

Учитель информатики или учитель литературы (или другого предмета) задает творческое задание ученикам найти и прочитать книгу Уолтера Айзексона «Стив Джобс» и заполнить таблички. Объяснение задания:

Личное качество

Эпитеты (своими словами описать)

Цитаты (подтверждение из книги)

пример:

Внешность

 

пример:

Привлекательный мужчина, красивая одежда, дорогие аксессуары (часы, запонки), «горящие» глаза

пример:

В подтверждение выписывается цитата или несколько цитат и книги (лучше также указать номер страницы)

Отношение к друзьям

Преданный друг, всегда спешит на помощь

цитаты из книги

Отношения к семье

Хороший семьянин, любящий отец

цитаты из книги

и т.д.

 

 

Ребенок заполняет эту таблицу по мере чтения книги, пытаясь найти и описать как можно больше качеств личности Стива Джобса и всего, что с этим связано.

Вторую таблицу ребенок также заполняет по мере чтения книги, отмечая важные вехи, события в жизни Стива Джобса.

Событие, веха

Что именно произошло?

пример:

Усыновление Стива приемными родителями

пример:

примерно указать дату

с отличием окончил университет

примерно указать дату

женился

примерно указать дату

основал компанию Apple

примерно указать дату

родилась дочь

примерно указать дату

и т.д.

 

Таким образом ученик записывает все вехи Стива Джобса в таблицу.

Зачем давать такое задание ученикам?

Во-первых, дети очень любят творческие задания, некоторые любят читать, но не знаю, что именно почитать в данный момент, некоторые являются фанатами компании Apple и с радостью прочитают все, что с ней связано. Поэтому будет неплохо рекомендовать детям то, в чем они заинтересованы.

Во-вторых, в рамках уроков информатики дети знакомятся с обработкой информации, представлении ее в различных видах (таблицы, схемы, графики, текст, картинки и т.д.), поэтому составить краткий конспект книги — перевести информацию из художественного текста в таблицу является одним из навыков, которыми должны владеть ученики. Кроме того, в книге живым языком на примерах рассказывается история развития компьютерной техники, описывается становление компьютерной индустрии, производственный процесс, взаимоотношение между компаниями-конкурентами, рассказывается жизнь специалистов IT, работающих в Силиконовой долине. Чтение одной такой книги может дать ребенку больше, чем цикл лекций по истории компьютерной техники (обязательная тема для изучения в нескольких классах школы и в ВУЗах многих профилей).

С точки зрения урока литературы детям предлагается охарактеризовать не вымышленного литературного героя XVIII-XIX века, которые зачастую детям просто не интересны, а реально жившего, хорошо известного человека, который, к тому же, является авторитетом для современных детей. То есть характеристика такого героя будет, скорее всего, более интересным заданием, чем характеристика Обломова или Чацкого.

Задание дается ученикам по желанию. Учитель объявляет его таким образом, пытаясь создать мотивацию к выполнению — не столько оценкой за выполнение, сколько просто тем, что книга интересна, личность интересная и т.д.

Учителю лучше всего объяснить детям, что это задание дает им именно в рамках обучения предмету, объяснить, почему за чтение какой-то книги и выполнение какого-то задания будет выставлена оценка.

Учителю, конечно, книгу нужно прочитать, чтобы в дальнейшем можно было проверить задание и обсудить книгу с детьми.

Беседа с родителями на собрании

Учитель не просто дает это задание ученикам, лучше всего учителю прийти на родительское собрание в класс и привлечь родителей в качестве помощников по выполнению задания.

Выйти к родителям и объявить, что вы задали детям прочитать эту книгу. Почему именно эту?

Потому что она актуальна (как актуальна продукция Apple), потому что она хорошо написана, по ней очень хорошо выполнять задания в рамках вашего предмета (информатика, литература), в ней дается множество информации по развитию компьютерной техники. В ней дается описание личности человека, за которым идут тысячи приверженцев даже после его смерти. Кто этот человек?

— Стив Джобс — это дурно пахнущий человек, который не мылся по несколько дней, его сотрудники испытывали дискомфорт от общения с ним из-за запаха. Это человек, который вел жесткие переговоры, был авторитарен, требователен и не корректен с сотрудниками. Это человек, который не признал своего родного ребенка, хотя сам был из приемной семьи. Это человек, о котором говорили, что он предает своих друзей и помощников. Почему мы следуем за ним, выстаивая часами ночью в очередях за новым iPhone?

Пауза.

— На эти вопросы и предлагаю вам поговорить со своими детьми. В итоге Стив Джобс признал свою дочь, стал общаться и, как говорят, исправился.

Стив Джобс — противоречивая личность, его жизнь — это пример подъема к небывалым высотам после низвержения в пропасть. Это сила, это страсть, это вера в себя, в свое дело. Эта личность интересна вашим детям, вашим детям интересно то, что «породила» эта личность — продукция компании Apple.

Этот интерес есть у ваших детей, а то, что им интересно, они хотят обсуждать. С кем? С одноклассниками, друзьями по спортивной секции, с представителями «подворотни», от которой мы всегда хотим их уберечь. Но есть ли родители в списке тех, с кем хочет поговорить ребенок на такую тему? Доверяет ли ребенок родителям? Является ли родитель другом для ребенка?

Эта книга — отличный повод сблизиться с детьми, найти точки соприкосновения интересов ребенка и родителя, это отличный повод обсудить с детьми такие жизненно важные категории, как: предательство, уход отца их семьи, непризнание своего ребенка, внешний вид — да миллион тем затрагивает эта книга, по которым можно и нужно говорить с подростком. Но говорить не в виде нотаций, лекций и нравоучений, а говорить по душам, рассуждать.

Почему бы матери сына не сказать между делом, обсуждая книгу, что уходить из семьи не хорошо. Почему бы не акцентировать внимание ребенка на трудностях матери ребенка, с которыми ей пришлось столкнуться после того, как отец отказался от ребенка? Не читать нотации, а высказать свое отношение о прочитанном в книге. Эти слова матери или отца будут семенем в душе ребенка, которое потом произрастет, и, возможно, через много лет ляжет в основу решения, если будут какие-то неурядицы уже в семье этого повзрослевшего сына.

С такими словами учитель обращается к родителям, еще и еще раз говоря, что ребенок-подросток очень нуждается в ответах на вопросы: как жить, какой путь избрать. И ребенок может пойти на улицу искать эти вопросы, или родители дадут ответы на них. Но родители не будут услышаны ребенком, если нет у ребенка и родителей общих интересов, если не о чем поговорить. Именно в подростковом возрасте дети все сильнее и сильнее отдаляются от родителей, и в силу своего возраста, в силу того, что они еще дети, они не могут сами выстраивать эти ниточки-связи с родителями. Они в силу своей психологии идут на «готовое», туда, где уже можно общаться и говорить, где увидишь поддержку и внимание.

Выстраивать ниточки-связи — обязанность взрослых, родителей, только они могут различными попытками стараться не потерять доверие и расположение ребенка. И учитель подводит к тому, что чтение одной книги и родителем, и ребенком может стать тем общим интересом, точкой соприкосновения, темой для разговора. Любой ребенок будет рад этому, даже если не скажет прямо.

— Помните школьную задачку про то, как из пункта А в пункт Б выехал автомобиль, а навстречу ему — мотоцикл. Через какое время они встретятся? Эта задача разработана автором учебника математики, чтобы научить детей математики. Но задачи можно составлять не только по математике или химии, задачи можно формулировать и по воспитанию. Я предлагаю вам сегодня поставить такую задачу перед собой и ребенком.

Прийти после собрания домой и вместо привычного для многих родителей нашей страны: «Вот учитель говорил, что вы плохо учитесь, одни двойки, а некоторые еще и курят. И нужно принести 500 руб. на экскурсию» сказать ребенку: «Знаешь, приходила учительница информатики (или литературы) и сказала, что задала вам читать книгу про Джобса. И меня заинтересовала эта книга, хочу прочитать. Не мог бы ты помочь мне купить ее в интернет-магазине (или скачать), найти подешевле? Я не так хорошо владею компьютером».

Ребенок с радостью поможет родителям найти что-то в интернете, заказать книгу, оплатить потому что почувствует, что он нужен им, что он взрослый.

Рекомендуем купить бумажную книгу, потому что ее приятно держать в руках и ощущать общение с книгой физически, но можно также построить дополнительные ниточки общения с ребенком: вместе сходить в пункт выдачи в выходные и забрать книгу, положить ее дома на видном месте, чтобы ребенок нет-нет, да и почитал, можно сделать какие-то пометки в книге, которые будут очень важны для ребенка, который будет читать книгу после вас. К тому же покупка бумажной книги чуть оттягивает ее чтение, то есть ожидание книги может подогреть интерес к ней.

И далее уже родитель и ребенок по очереди или вместе читают книгу и нет-нет, да родитель и инициирует общение на тему книги с ребенком: «Знаешь, а я и не знала, что Джобс был из приемной семьи. Так многого добился!» Может быть, ребенок и не ответит ничего сразу, не будет обсуждения книги, но постепенно какие-то моменты можно самому говорить, обсуждать, показывать (ненавязчиво) свое мнение.

Такое общение родителя и ребенка в сто крат полезнее нотаций. 70% общения с ребенком — это «попрек, упрек, замечание, оскорбление»: опять «двойку» принес, что, не мог выучить определение? Звонила классная, сказала, что ты опоздал на первый урок, просила будить тебя пораньше, собирать портфель. И это в 15-то лет! Почему мне стыдно за тебя, что ты ходишь не как приличная девочка, а выкрасила волосы в какой-то загробный цвет и глаза обводишь… Фу, некрасиво! Опять за компьютером! Да выйди ты на улицу, погуляй! Совершенно компьютерное поколение — вы хоть с друг другом-то вообще разговариваете или так и сидите, уткнувшись в экраны? Не сиди за компьютером так долго, глаза испортишь. Не нагибайся так низко к тетради, осанку испортишь. Будешь своим паркуром заниматься, шею свернешь. И т.д.

Такое задание учитель дал родителям, такое задание учитель дал ученикам. Конечно, через некоторое время нужно поинтересоваться у ребят, начали ли они читать, какое у них отношение к книге и ее герою, обсудить.

Кстати, возможно, что и слепой веры в продукцию любой компании у ребенка уже не будет: он ко всему будет относиться критически, анализировать характеристики, маркетинговые посылы, ведь за каждой компанией стоят люди, обычные, со своими достоинствами и недостатками, выдающимися успехами и неудачами.

Благодарю Шалву и Паату Амонашвили за семинар в Нижнем Новгороде. На написание данной статьи вдохновил семинар, основные сведения о взаимоотношении родителей и детей были высказаны на семинаре, я просто их изложила «своими словами».



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: