Факультативы, элективы, кружки


Программа данного элективного курса предусматривает знакомство восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения, а также формирование умения строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи
28.09.2012
В данном учебно-методическом пособии представлены программа, учебно-тематическое планирование, материалы лекций, семинарских и практических занятий курса по выбору «Условия успешной коммуникации». Цель данного курса - развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению; формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
Материалы могут быть использованы в практической работе учителя-словесника.
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.
Факультативный курс «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Данный предпрофильный курс «Мир фразеологии» предназначен для обучающихся 7-8 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. Обучающиеся, прошедшие полный курс, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением.
Рабочая программа включает в себя:
1. пояснительную записку;
2. КТП;
3. примерные темы творческих работ учащихся;
4. список использованной литературы.
Цель курса – формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях.
Это занятие воспитывает морально-нравственные качества, развивает коммуникативные компетенции, творческие способности учащихся, речевой, читательскую компетенцию, знакомит с приемами создания характера героя.
Цели: воспитывать чувство любви, уважения, гордости за свою семью, уважения к родителям, предкам, прошлому своей родины;
углубить представления об именах, их происхождении и назначении;
развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа;
развивать речь учащихся;
учить правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства.
Оборудование: выставка книг, выставка семейных реликвий, бабушкин сундук со старинными вещами, святцы, магнитофон, проигрыватель, красочно оформленный устный журнал, предметы старины.
Эта программа поможет учителю работать с теми, кто мечтает стать журналистами и выпускать свою школьную газету.
Элективный курс для 11 класса по современной поэзии. В работе представлен тематический план, разработки нескольких занятий, темы для творческих работ обучающихся, рекомендации по проведению заключительного занятия - литературного праздника "Стихи и музыка едины"
Цель урока: развитие у учащихся умений самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой темы, новой части речи;
совершенствование умений переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления; отграничивать числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;

Сценарий предназначен для учеников 9-11 классов. Можно использовать как заключительный этап при изучении произведений о Гражданской войне

Открытый урок построен на комплексном анализе текста исследовательского проекта "Жизнь замечательных учителей". Также прилагается сама исследовательская работа.
Рабочая программа курса «Язык и речь» разработана в рамках предметной области «Филология» и предназначается для обучающихся 8 класса общеобразовательного учреждения. Курс «Язык и речь» направлен на языковое развитие обучающихся, полноценное восприятие ими звучащей и письменной речи, на воспитание любви и интереса к русскому языку. Курс « Язык и речь» уделяет большое внимание развитию навыков основных речевых умений, а также использованию в письменной и устной речи изобразительно-выразительных средств языка.
Разработка внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 9-11 классов -открытое заседание литературного кружка "Позвольте снова молвить о любви..."
Формирование культуры речи и развитие речевой компетентности учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение. Недаром в Государственной Думе обсуждался вопрос о чистоте русского языка, о неоправданном употреблении иностранных слов, ненормативной лексики - одним словом, о культуре речи российского общества.
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа.Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.
Курс «Подготовка старшеклассников к олимпиаде» предназначен учащимся 9 -11 классов, рассчитан на 34 часа. В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса «Деловое творческое письмо», 6 класс.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:
• уметь составлять деловую документацию;
• уметь находить и исправлять стилистические ошибки;
• правильно использовать и употреблять в деловых документах языковые средства официально – делового стиля;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ факультативного курса «Деловое творческое письмо» для 7-х классов специальной (коррекционной) школы.

Тема "Пушкин и современность" позволяет соединить углубленное изучение творчества одного из самых сложных писателей курса IX класса с живыми, сегодняшними впечатлениями учеников и рассмотреть способы художественной интерпретации литературы театром, музыкой, кино, изобразительными искусствами.

Цель данного курса – приобщение учащихся к пушкинскому наследию; развитие и совершенствование творческих способностей; воспитание и поддержка у учащихся интереса к личности и творчеству поэта; повышение культуры общения учащихся; приобщение каждого ученика к непосредственному активному участию во всех мероприятиях, связанных с жизнью и творчеством великого поэта.

Материал предназначен для проведения внеклассного занятия в 5 - 8 классах. Проводили в школе в период месячника "Болдинская осень". Частично материал может быть использован и на уроках по изучению творчества Пушкина.

Программа элективного курса «Секреты стилистики» предназначена для учащихся 9-11 классов. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка.
Данный материал сложился с целью раскрыть красоту и богатство русского языка, поэтому для работы я подбирала тексты, являющиеся образцовыми с точки зрения выразительности языка и стиля. Помня совет А.П.Чехова о том, что русский язык можно изучать уже только по тексту М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", я использовала произведения любимых авторов: И.Бунина, И.Тургенева, В.Вересаева; современных-Ю.Полякова, С.Довлатова, Е.Гришковца и др.
Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. С. Высоцкого "Я пою, а значит, - я живу!" для учащихся 9 - 11 классв. Предназначена для проведения литературного вечера на предметной неделе. Представляет собой монтаж из биографических сведений, стихотворений и песен. Способствует повышению интереса к творчеству замечательного поэта, барда, актёра.
Программа предназначена руководителям творческих объединений. Будет интересна не только учителям литературы, но также преподавателям истории, москвоведения, МХК.
Это история моей работы с «Грамматикой фантазии» Дж.Родари.
Сначала я пыталась использовать его игры на уроках – не получилось из-за недостатка времени. Давала на дом в виде творческого задания – опять же не хватало времени для обсуждения созданного (а это, на мой взгляд, самый важный момент). Так появились внеклассные занятия. Постепенно привела их в систему и получилась программа кружка, которую предлагаю Вашему вниманию.
Программа дополнительного образования культурологической направленности «Язык родной, дружи со мной» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержания обучения русскому языку и расширяет кругозор знаний по предмету, развивает речевые способности ребенка.