Материал предназначен для проведения внеклассного занятия в 5 - 8 классах. Проводили в школе в период месячника "Болдинская осень". Частично материал может быть использован и на уроках по изучению творчества Пушкина.
Цели урока:
1) рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, о его отношении к устному народному творчеству;
2) помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок.
Поскольку Гоголь описывает народный праздник, отмечаемый в Украине, уместно провести параллель между празднованиями Рождества и у других славянских народов.
Цели урока: создать целостное представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведений художественной литературы, развивать творческие способности, воспитывать чувство уважения к культуре и истории народа; обратить внимание на связь литературы, музыки, кино.
Оборудование: диск «Времена года» П.И.Чайковского, фрагменты кинофильмов «Ночь перед Рождеством» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», произведение Н.В. Гоголя, иллюстрации и рисунки учащихся.
Метод обучения – творческий, частично-поисковый. Форма работы – сочетание коллективной и групповой. Урок обобщения и систематизирования знаний.
На уроке сочетается использование педагогической мастерской и компьютерной технологии в обучении. Класс разделён на группы, парты стоят особым образом. На основе подобранного дидактического материала ученики сами добывают и осмысливают знания. Тема урока предполагает, что хорошо знакомые жизненные ситуации будут оценены иначе, многие школьники сделают для себя открытия в плане речевого общения. В наше время, когда уровень культуры общения катастрофически падает, подобное занятие даст свои положительные результаты.
Цели урока, развивающие и воспитательные задачи:
1. На основе работы с учебными элементами модуля 2 обобщить, систематизировать и углубить знания и умения учащихся по теме урока ( КL> 0,7);
2. Углубить знания, совершенствовать навыки орфографической зоркости, используя работу с учебным элементом (L2);
3. Сформировать у учащихся умение практического применения теоретических знаний (L2);
4. Выявить уровень усвоения практических знаний и умений учащихся, используя тестовые задания, самоконтроль и взаимоконтроль (L2);
5. Воспитывать чуткое внимание и любовь к родному слову, понимание языка.
Итоговый урок литературы по творчеству П.П.Бажова проводится с целью обобщения и углубления знаний обучающихся о писателе, развития их познавательных интересов, творческих способностей. речи, навыков выразительного чтения, интеллекта, воспитания любви к литературе, высоких нравственных и эстетических ценностей, толерантности, коллективизма.
Урок-презентация творчества С.А.Есенина на котором обучающиеся знакомятся с удивительным миром поэта - совести своего времени, врачевателя народной души…
Урок "Адресаты лирики Пушкина" состоит из конспекта, презентации и интерактивного теста по изученному материалу.
Анализ языкового материала исходит из представления о языке как системе, имеющей различные уровни: фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический.