К уроку


Данная разработка урока поможет учащимся через исследование фонетики, графики и орфографии русского языка на более высоком уровне усвоить основные особенности современного русского письма, приобщить учащихся к истории родного языка.
08.09.2012

Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске. Это единственный памятник в России, связанный с именем М.Ю.Лермонтова, сохранившийся в своем первозданном виде.

Проведение данного занятия приурочено к окончанию года и подготовке к Новогодним и Рождественским праздникам. Подобный урок расширяет кругозор учащихся, воспитывает культуру, обогащает знаниями о народных традициях и их отражении в различных областях искусства.
Поскольку Гоголь описывает народный праздник, отмечаемый в Украине, уместно провести параллель между празднованиями Рождества и у других славянских народов.

Цели урока: создать целостное представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведений художественной литературы, развивать творческие способности, воспитывать чувство уважения к культуре и истории народа; обратить внимание на связь литературы, музыки, кино.
Оборудование: диск «Времена года» П.И.Чайковского, фрагменты кинофильмов «Ночь перед Рождеством» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», произведение Н.В. Гоголя, иллюстрации и рисунки учащихся.
Материал содержит конспект урок-мастерской с приложением и презентацией.
Цель урока:
1. Вызвать интерес у школьников к национальной японской культуре.
2. Познакомить учащихся с японскими лирическими стихотворениями – хокку, с их художественными особенностями ; учить их истолковывать и попытаться сочинять свои трёхстишья.

На данном уроке обучающиеся знакомятся с особенностями жанра оды и анализируют «Оду на день восшествия...» М.В. Ломоносова как классицистическое произведение.

Представлен конспект урока русского языка в 5 классе с использованием технологии Ю.А. Поташкиной.
Удобно и быстро можно проверить знания основных фактов, полученных на уроках по биографии и творчеству Л. Толстого, в качестве проверки домашнего задания.

Методическая разработка из цикла уроков по развитию речи «Образы современных героев в поэзии и прозе новосибирских писателей».

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Идеальный вариант для школ-комплексов. Материал может быть использован самостоятельно на уроках живописи и русской музыкальной литературы в ШИ и ДМШ. К конспекту прилагается презентация.

Урок-игра: Умники и умницы (по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца») предназначен для учащихся 6 класса. Может быть использован как заключительный урок темы.

Самое важное понятие и ощущение Родины – это место, куда всегда хочется вернуться, где бы ты ни был. Это место, которое не променяешь ни на какие прелести Земли, потому что оно занимает частичку в душе человека. Как же можно любить Родину и в чем выражается эта любовь?

Разработка предусматривает знакомство со стилем классицизм и творчеством французского драматурга Пьера Корнеля, содержит анализ трагедии Корнеля «Сид».
  • Познакомить обучающихся с чрезвычайной ситуацией природного характера наводнением
  • Дать понятие «наводнения», причины наводнений в Санкт-Петербурге, последствия;
  • Познакомить учащихся с историей наводнений в Санкт-Петербурге, катастрофические наводнения в Санкт-Петербурге;
  • Познакомить с системой наблюдения за уровнем воды в Санкт-Петербурге – Кронштадтский футшток

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные и неполные предложения" представляет собой урок-закрепление изученного по данной теме. 
 

Урок русского языка в 6 классе позволяет учителю, используя материал по исторической грамматике, расширить знания учащихся о правописании неизменяемых приставок и букв ы- и после ц. Познакомить школьников с непродуктивными приставками, суффиксами, редкими корнями слов, а также сформировать у учащихся умение видеть в художественных текстах слова с непродуктивными приставками, определять их лексическое значение.

Как же выбирают старшие младшим, новорожденным их имена?
Из каких запасов черпает человечество эти сладостные сокровища? Ответы на эти вопросы можно найти в материалах урока -исследования "Что в имени тебе моём?" для проведения в 5 классе.

Методическая разработка содержит пояснительную записку, основную часть (технологическую карту урока, краткий конспект), заключение, список использованной литературы, а также приложения

Данную викторину можно использовать как на уроках литературы в 9 классе в качестве закрепления изученного материала, так и во внеурочное время, например, во время недели русского языка и литературы, а также во время проведения классного часа "Москва — столица нашей родины". В ней собраны высказывания из произведений русских писателей и поэтов 19 века о Москве.

Цель: в игровой форме проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». В ходе игры учащиеся систематизируют учебный материал, изученный в 5-9 классах. Представленный ресурс можно использовать на обобщающих уроках по творчеству Н. В. Гоголя, а также при организации внеклассной работы по предмету. Презентация содержит иллюстративный материал, способствующий активизации познавательной деятельности учащихся и созданию более ярких представлений учащихся о Н. В. Гоголе и его героях. Игра проводится в интерактивном режиме.

Цели урока: создать условия для усвоения учащимися правописания приставок на  з и с, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

Викторину можно использовать во внеклассной работе, в частности в рамках недели русского языка и литературы. Проведя подобную викторину, есть возможность выявить уровень знаний по русскому языку учащихся пятых классов. Материал служит для выявления уровня достижения планируемых результатов освоения программы по русскому языку. Работа может быть проведена в начале 1 полугодия как проверочная работа.

Данный урок является обобщающим по теме "Причастие". Применена культуроведческая компетенция. Все задания дифференцированы. Представлена работа в малых группах, творческая работа учащихся дает возможность проверить употребление причастий в речи, в написании сочинений. Данный урок составлен при работе с УМК под. ред. М.М.Разумовской.
Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной «Роза» можно использовать в качестве материала на уроках литературы в 10-11 классах, на уроках по изучению советской поэзии, а частности лирики Б. Ахмадуллиной, а также в качестве образца по обучению учеников поэтическому анализу текста.
В 5 классе рассматривается тема "Имя прилагательное", в 7 классе "Глагол", а в 9 классе - "Основные виды сложных предложений". Данный материал будет полезен тем, кто уже работает в объединённых классах.

Презентацию можно использовать на уроках как географии (природоведения), так и литературы, а также применить на внеклассном мероприятии.

Данная разработка предназначена для учителей русского языка в 5-6 классе при изучении орфограмм. Ребята учатся сами определять тему урока и ставить цели урока. В игровой форме учащиеся обучаются находить слова с изученной орфограммой, обозначать их графически. Развивается мышление, умение  ставить определенные задачи, анализировать, делать выводы.  В ходе урока ребята  развивают умения  писать буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных,    делать морфологический разбор имени существительного.  В конце урока учащиеся составляют сочинение-миниатюру  с данными учителем словами. При подведении итогов используется рефлексия.

«Мое ли это — моя родина, где родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда становится трудно и горько». В. Шукшин.

Урок построен по технологии французских мастерских. Весь материал на уроке подобран с ориентированием на выпускной экзамен ОГЭ. На уроке использовались индивидуальные карточки, задания на замену словосочетаний,видеоролик, рассказ о Чайковском из сборника "Серебряный Луч", выпуск № 4, авторское стихотворение. Оформление урока соответствовало тематике "Осень".