В ходе занятия учащиеся знакомятся с грамматическими признаками причастия, повторяя признаки прилагательного и глагола; формируются умения отличать причастия от прилагательных и глагола, самостоятельно находить причастия в тексте, строить предложения, используя причастия; решать проблемные, познавательные задачи, рационально запоминать материал.
Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий)
Цели: познакомить учащихся 5 класса с историей создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (1837); сопоставить с «Поле Бородина»; прививать интерес и уважение к героическому прошлому России ; расширять словарный запас; развивать навыки монологической речи.
Цель: выяснить тематику цикла «Темные аллеи» Бунина, познакомиться с одноименной новеллой.
[Фрагмент:]
1. Когда и где родился М.В. Ломоносов?
А) 1710г,г. Архангельск;
Б)1712г., г. Холмогоры Архангельской губернии
В) 1711г. деревня Денисовка Архангельской губернии
Интегрированный урок литературы, музыки и Изо был проведен в мае 2014 года для учащихся 7-ых классов. Объединив 3 вида искусства, главной темой урока осталась "Тихая моя Родина" в связи с тем, что и художники и поэты и композиторы начала XX века в своих произведениях воспевали красоту и уникальность природы нашей страны. Ребята на уроке познакомились с творчеством П. И. Чайковского, а так же с колокольной музыкой; научились рассуждать о связи трех видов искусства, повторили использование свойств линейной и воздушной перспективы; углубили знания о творчестве Н. Рубцова, В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого и многое другое.
Данный материал будет интересен учителям русского языка и литературы, работающим в условиях внедрения ФГОС ООО. Здесь представлены формы и типы проектов, разработанные учащимися 5-7-х классов, представлена организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Игра составлена на основе произведения Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством". Содержит вопросы по содержанию произведения. Предназначена для проверки знаний учащихся 5-х классов. Вопросы разделены на 3 уровня сложности; каждый уровень состоит из 3 вопросов. Можно использовать как проверочную работу по окончании изучения произведения.
Урок учит глубже анализировать текст, понимать неоднозначный смысл произведения, разгадывать "зашифрованную" информацию, оставшуюся вне поля зрения при поверхностном чтении.
Форма: Народные посиделки
Цель: дать представление о многообразии обрядового народного творчества малой родины.
Проблемные вопросы: В каких частях речи на конце слова после шипящих пишется ь?; Когда пишется на конце глаголов после шипящих ь?; В каких глагольных формах на конце глаголов после шипящих пишется ь?
Цель: познакомить с басней «Волк на псарне», ее особенностями, героями; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.
В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве в доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Поскольку Гоголь описывает народный праздник, отмечаемый в Украине, уместно провести параллель между празднованиями Рождества и у других славянских народов.
Цели урока: создать целостное представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведений художественной литературы, развивать творческие способности, воспитывать чувство уважения к культуре и истории народа; обратить внимание на связь литературы, музыки, кино.
Оборудование: диск «Времена года» П.И.Чайковского, фрагменты кинофильмов «Ночь перед Рождеством» и «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», произведение Н.В. Гоголя, иллюстрации и рисунки учащихся.
Интерактивная игра посвященная советскому писателю, яркому представителю соцреализма интересна прежде всего тем, что он являлся писателем весьма отдаленной эпохи революции и становления советской власти. Он создал мифологизированный образ положительного героя, Павки Корчагина. Роман "Как закалялась сталь" и сам писатель будет интересен современному читателю. Можно использовать при изучении обзорной темы (литература 30-х гг) и во внеклассной кружковой работе.
Цель урока:
1. Вызвать интерес у школьников к национальной японской культуре.
2. Познакомить учащихся с японскими лирическими стихотворениями – хокку, с их художественными особенностями ; учить их истолковывать и попытаться сочинять свои трёхстишья.
Цель: научить учащихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корнях –раст-, -ращ-, -рос-; формировать навык правописания корней с чередованием.
Экскурсия в Михайловское (музей-заповедник А.С. Пушкина).