К уроку


Цели:
-показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;
-организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас.
14.02.2012
Тема урока: Мотивы одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус». 6 класс

Цели урока:
• познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
• чтение и анализ стихотворения «Парус».
Вашему вниманию представлен сценарий внеклассного мероприятия по литературе в старших классах. Содержание этого занятия направлено на знакомство учащихся с личностью Есенина, на жизненные обстоятельства, которые определяют основные мотивы лирики С. Есенина. Форма мероприятия: заочное путешествие.
Выбор редакцииИнтерактивный кроссворд по роману А.С.Пушкина «Дубровский» выполнен в программе Microsoft Power Point 2007 и адресован учащимся 6 класса. Цель: проверка знания содержания текста романа.
УМК любой.  Презентация-тренажёр для обучающихся 5 класса, возможно использование в 6 классе.
Тренажер предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления изученного материала.
Данный материал разработан мною к уроку литературы в 11 классе при изучении творчества И. Бабеля.
Также данный материал будет полезен и на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика и Фразеология", так как материал достаточно полно иллюстрирует филологические особенности языка писателя, его стилистику.

Повесть «Леди Макбет…» была написана в 1865 году, в начале творческого пути писателя.
- В чём странность названия повести?
(Известная Шекспировская трагедия «Леди Макбет», а упоминание Мценского уезда соотносит эту трагедию с глухой российской провинцией. Так писатель определяет масштабы происходящих в повести событий.)

В разработке прослежены этапы урока, поставлены дидактические задачи, определены виды деятельности: беседа, дискуссия, работа в группах. Работа с текстом, словариком нравственных понятий помогает разобраться в проблемах взаимоотношения поколений, осмысления войны. Система домашних заданий способствует совершенствованию навыка написания сочинений-рассуждений.

Данный урок разработан с использованием  методов и приёмов проектной деятельности (результатов проектной деятельности учащихся), исследовательской деятельности, системно-деятельностного метода,  приёмов здоровьесбережения, проблемного обучения,  мультимедийной презентации,  нетрадиционной формы опроса.

Автор: Шатрова Наталья Анатольевна

• Ввести учащихся в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного.
• Развитие познавательного, творческого интереса к предмету литература и история, к истории своей Родины.
• Рассмотреть личность царя в 1 главе произведения, разобраться в том, как видят его гусляры и автор.

План-конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка".
Этот урок-исследование позволяет в игровой форме начать и продолжить изучение жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич

На уроках ученики получат представление о жизни и быте древних славян, их бытовой магии и взаимоотношениях с домашними духами.
А в ходе беседы на тему: «Можно ли отделить Добро и Зло в душе человека» попытаются ответить на вопрос, что обозначает заповедь «Возлюбите врагов ваших».
Конспект интегрированного урока (литература, музыка, изобразительное искусство) "Богатырское служение Родине" для учащихся 6 класса по программе Кутузова. Урок расширяет знания учащихся по литературе, музыке и изобразительному искусству.
Урок обобщающего повторения, в ходе которого учащиеся демонстрируют
- знание основных морфологических признаков местоимений, их разрядов, правил правописания;
- умение различать местоимения разных разрядов, правильно использовать их в речи.

 Автор рассматривает роман с точки зрения мифопоэтических традиций, находит мифологические и сказочные аллюзии в тексте произведения, проводит параллели в описании главных героев с образами ведущих славянских божеств. Автор дает оригинальную интерпретацию романа, рассматривая  смену исторических эпох в произведении как  чередование эсхатологического и космогонического мифов. Автор пытается посмотреть на роман в контексте русской литературы и найти диалогические связи с произведениями А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Данная работа может быть интересна преподавателям, школьникам и всем тем, кто любит эвристическое чтение.

Цель: углубить и закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать актуальность произведения М.А. Булгакова.
Задача: развивать навыки анализа текста.

Материал представляет собой текст (его отрывок) художественного произведения и вопросы для самостоятельной работы.
Данный материал содержит разработку и презентацию урока по теме "Употребление имен прилагательных в речи" для учащихся 6 класса.
На уроке систематизируются знания об имени прилагательном и выясняется смысловая роль имен прилагательных в рассказе И.А. Бунина "Кавказ". В приложении содержатся все имена прилагательные из рассказа "Кавказ" и их классификация.

Сценарий внеклассного мероприятия по биографии и творчеству А.Блока, подготовленный по письмам и воспоминаниям самого Блока, Л.Менделеевой и близких.

Максимально наглядная демонстрация проведения урока-исследования в форме лабораторной
работы. Презентация содержит интересный материал для повышения мотивации к изучению
творчества Фета: колористический ряд последовательного анализа каждой строчки знаменитого
стихотворения, схемы, музыкальное сопровождение (романс), физминутку «Цветотерапия».
Урок-обобщение по теме "Лексика ограниченного употребления" создан для повторения и закрепления знаний об основных лексических понятиях (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) с целью подготовки к ЕГЭ.
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса, сдающих экзамен по русскому языку в форме ГИА с целью закрепить знания учащихся по теме "Прилагательное" и научить аргументированному рассуждению по предложенному тексту.
Презентация представляет собой разработку внеурочного интегрированного занятия "Грамматика в литературе". Темы для повторения на примерах названий литературных произведений: части речи, пунктуация, неологизмы, имена собственные. Брейн-ринг включает в себя 7 достаточно непростых заданий, рассчитанных на развитие внимательности учащихся при прочтении художественных произведений, развитие навыков грамматического анализа названия произведения и расширения кругозора учеников. Приблизительное время проведения мероприятия - 1 час.
Урок-игра является заключительным уроком по изучению комедии. В методической разработке представлены: конспект урока-игры, презентация. Предложенный материал может быть использован учителями-филологами при проведении заключительных уроков по изучению творчества Н.В. Гоголя в 8 классе, а также при организации внеклассной работы по литературе.

Данная разработка предназначена помочь преподавателям литературы применять метод сравнительного анализа на занятиях в старших классах средней школы. Даны примеры работы с литературными произведениями разных авторов и разных жанров, особый упор делается на вовлечение учащихся в процесс анализа произведения. Сопоставляются темы, мотивы, персонажи популярных и не известных широкой аудитории русских и зарубежных классических произведений.

Это 2-ой урок в изучении творчества А.Фета. На нем учащиеся познакомятся с философским аспектом поэтики Фета, с особенностями лирики.

Автор: Чувашова Елена Владимировна

Конспект урока с самоанализом. В игровой форме повторить и обобщить знания обучающихся,
полученные в результате изучения темы «Имя прилагательное».