К уроку


Для школы важна эвристическая составляющая в решении задач. Она важна еще и с точки зрения гуманизации самого предмета. Школьная физика допускает возможность использования самых разных средств, позаимствованных из литературы. Например, такой рассказ Эдгара По как "Золотой жук" дает полное представление об ассоциативном мышлении, причем в художественной форме.

18.04.2017

Учащиеся должны усвоить, что физика – наука о природе, задача которой открыть законы, которые связывают между собой физические явления, найти связи и причины явлений.

Логика не может заменить ощущения. Вопрос состоит в том, чтобы правильно истолковывать наши ощущения. Для воспитания правильного истолкования ощущений хорошо подходит иллюзия.

Задачи: сформировать понятие о формах взаимодействия жидкости и поверхности твердых тел;  обосновать наличие сил взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Когда-то академик Капица П.Л. заставлял своих учеников читать рыцарские романы. Считалось, что это развивает способности к физике. Встречались публикации,  призывающие к использованию методов литературы в точных науках. Паскаль требовал от ученых владения литературным языком. Стихи, загадки в стихотворной форме хороши в школьной практике.

Сценарий урока по теме «ЛА и БПЛА» модуля Рабочей программы «Авиационные технологии».

Разработка занятия "Клуб естествоиспытателей" может быть использована на уроке в 10 классе при изучении темы "Температура" или на факультативе.

Поиск закономерности — единственное, что делает задачу по-настоящему интересной. Поиск закономерностей — это исследовательский инстинкт, отсутствие которого свидетельствует об отклонениях в психике. Исследовательский инстинкт есть и у животных.

Анализ и синтез важны для школьной физики и математики. Владение этими понятиями уже в школе закладывают фундамент для будущих занятий в средних и высших учебных заведениях. Желательно, чтобы учащиеся имели возможность видеть широту этих понятий.

Практика правдоподобных объяснение полезна на уроках математики и физики. Она воспитывает у школьников навыки будущего исследователя.

Конспект открытого урока по физике «Тепловые явления» для учащихся 8 класса с элементами технологии компетентностно-ориентированных заданий, игровой технологии, групповой работы.

Тема иллюзии в школьной физике всегда оживляет внимание. Но сама по себе тема иллюзий воспитывает у учащихся навыки самонаблюдения и критического отношения к явлениям мира. Ради того, чтобы урок был не скучным оправданы любые средства. 

Давно замечено, что там, где учитель физики обладает чувством юмора, ученики заражены физикой, что говорит само за себя. Да и в учебной литературе и особенно научно-популярной литературе авторы время от времени цитируют стихи, считая, что они как-то соотносятся с содержанием учебного материала. Может быть, это должно стать нормой?

Это первый урок, на котором выполняется деятельность по «открытию» закона. Учащиеся умеют давать определения с помощью логического правила Аристотеля и умеют снимать показания приборов с учетом погрешностей. На предшествующих уроках было дано определение понятий: давление жидкостей и газов, сообщающиеся сосуды, атмосферное давление, изучен закон Паскаля, введены физические величины – давление, выталкивающая сила.

Факультатив - хорошее дополнение к классным урокам по физике. Факультативные занятия позволяют знакомить учащихся с вопросами, выходящими за школьную программу. Делаем небольшое уточнение: желательно, чтобы факультативный материал был более конкретного содержания. 

Пересказ (переформулирование) лежит в основе эвристических приемов в решении задач. Пересказать задачу иначе полезно и в старших классах.

О методической стороне вопроса, о принципе всякого движения можно написать книгу, которая принесла бы ее автору известность, подобно той, которая пришла к японскому физику Рёю Утияма. 

В статье рассмотрены последние материалы в области изучения наличия жизни за пределами нашей планеты. Автор ссылается на публикации научных исследований в этой области.

В любой загадке есть маленькая крупица открытия, в чем легко можно убедиться. Лучший способ отгадать загадку – дописать одну-две строки.

Цели: повторение, обобщение и углубление материала; развитие познавательных и творческих способностей; развитие самостоятельности учащихся в процессе решения задач различного типа.

Оказывается, старый пруд – вечность, а всплеск вызывает сдвиг сознания, помогающий ее осознать. Какое слово лучше всего вписывается в понятие вечности? Конечно же, это слово – желание и нужно успеть загадать желание в вечности…

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли ученые Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмудов, В. Оконь и др.

Цели занятия: формирование представлений о масштабах, структуре и эволюции Вселенной, определение космического адреса для жителей планеты Земля.

Цели урока: обобщить и углубить знания по теме «Основы МКТ и теории о строении вещества», привести в систему знания учащихся о МКТ тепловых явлений, углубить навыки решения расчетных задач в рамках учебной темы.

В статье рассматриваются различные способы и методы формирования универсальных учебных действий  для достижения метапредметных результатов обучения по физике.

Современное общество повышает требования к информационной культуре человека. Действовать по определённому алгоритму приходится всё реже, чаще приходится принимать продуманные нестандартные решения.

Вопросы симметрии важны сами по себе. В школьной физике желательно также как и в математике побольше задач, связанных с симметрией.

Организация данных имеет большое эвристическое значение, так как приучает учащихся работать и отталкиваться от данных, что само по себе важно с педагогической точки зрения.

Статья отражает основные принципы здорового образа жизни. На примерах раскрывает суть физического, нравственного и психического здоровья. Будет полезна для учащихся 9 - 11 классов.