Справочник по русскому языку

Притяжательными называют те местоимения, которые указывают на принадлежность и отвечают на вопрос ЧЕЙ? Рассмотрим, каковы их особенности.

04.07.2019

Местоимения — необычная часть речи. Они ничего не называют, а лишь указывают на предмет, признак или количество. Это определяет особенности значения и употребления местоимений: они понятны только в контексте, поэтому необходимо следить за тем, чтобы не возникло двусмысленности.

Причастия у многих лингвистов вызывают вопросы. Что это: особая форма глагола или отдельная часть речи? Большинство ученых придерживаются второго мнения, так как причастия, в отличие от глаголов, могут изменяться по падежам (а склонение — это особенность имен). А еще причастия могут быть действительными и страдательными (эти категории не присущи более ни одной части речи).

Нередко учитель или родители, когда помогают делать уроки детям, не могут доступно объяснить ему, как различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Эта тема изучается в первом классе, но её понимание и знание требуется детям на протяжении всего времени обучения в школе. Разберёмся в ней подробнее.

Часто дети не понимают, что именно разделяет в словах разделительный мягкий знак и поэтому допускают при письме орфографические ошибки. Разберёмся подробнее в этой теме. 

Краткое прилагательное и краткое причастие звучат они одинаково. А вот писаться они могут по-разному. Для того, чтобы разобраться в их отличиях, возьмем характерный пример.

Отглагольные прилагательные — это  особенная группа внутри прилагательных и причастий, которая создает большие трудности в понимании и выборе правописания. Попробуем разобраться. 

Основные части речи чаще всего осваиваются без особых проблем, то вопрос различения прилагательных и причастий может создать значительные трудности. Особенно часто это возникает в 7 классе, если  речь о причастии не велась предварительно. Опытные учителя начинают готовить своих учеников ко встрече с причастием заранее, чтобы таким образом эти трудности уменьшить.

В курсе русского языка в школе ребенок сталкивается с проблемой характеристики предложения по цели высказывания и интонации. Не у всех детей получается правильно выполнить такие задания. Поэтому взрослые должны им доходчиво все объяснить и помочь закрепить полученные знания.

С заданием определить звонкость – глухость согласного звука дети сталкиваются уже в первом классе и возвращаются к таким заданиям на протяжении всего обучения в школе. Поэтому важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, как их выполнять, и, в частности, мог определить звук [Ч] глухой или звонкий.

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.  

Без умения  различать простые и сложные  предложения мы не сможем грамотно решать многие пунктуационные задачи, расставлять знаки препинания в предложениях. Но различать предложения несложно, если мы умеем находить грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

Пунктуационный разбор включает в себя синтаксический, то есть по составу. Без элементов синтаксического разбора невозможно сделать пунктуационный. Появились пунктуационный и орфографический разборы в программе совсем недавно, а зачем — трудно сказать. Первый почти дублирует синтаксический разбор, являясь к нему вторичным, а орфографический почти дублирует морфемный или морфологический. 

Школьная программа требует от ученика средней школы владения навыками фонетического разбора. Далеко не каждый школьник легко осваивает эту тему, ведь она таит в себе немалое количество подводных камней. Рассмотрим, как производить фонетический разбор слова и приведем игры-упражнения на тему.